search
main
0

Не пером, а умом

Прописи в начальной школе помогают стать грамотным

Современные дети – поколение визуалов, 95% всей информации они воспринимают наглядным способом. Это происходит потому, что цифровые технологии прочно во­шли в нашу жизнь, многим детям гаджеты заменяют игрушки, раскраски, книжки. Учителю младших классов становится с каждым годом сложнее заинтересовать детей такими предметами, как письмо и чтение. Учителя знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, методики урока письма не приносят ожидаемых результатов. 90% трудностей, которые испытывают дети в начальных классах, связаны с обучением письму.

Некоторые современные родители думают, что в наше время навык письменной речи утратил значимость, поскольку чаще всего мы не пишем, а печатаем текст.

Так нужен ли нам этот навык на самом деле?

Во время письма задействуются зрительная (образ буквы), слуховая (проговариваем слова «про себя») и моторная (мышцы рук, предплечья, спины) зоны головного мозга. Ребенок развивает мелкую моторику, слуховую и зрительную память, пространственное мышление, выносливость. Не стоит забывать и о том, что навык письма «обслуживает» учебную деятельность, умение писать требуется на каждом учебном предмете.

Рассмотрим требования нового ФГОС НОО в 1‑м классе относительно письма. Для этого обратимся к примерной основной образовательной программе.

Письмо

Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приемы и последовательность правильного списывания текста.

Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях «жи», «ши» (в положении под ударением), «ча», «ща», «чу», «щу»; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Думаю, каждый из вас убедился в том, что навык письма необходим каждому ученику. Давайте рассмотрим, как его сформировать.

Сегодня на полках книжных магазинов мы можем увидеть множество разнообразных прописей. Но все ли они соответствуют требованиям, выполнение которых необходимо для правильного обучения письму и работе на уроках обучения грамоте?

Открыв Федеральный перечень допущенных к использованию в школах учебников от 21 сентября 2022 г. №858, мы видим учебник В.Г.Горецкого и др. «Азбука. 1 класс. В 2 частях». Эта книга главная на уроках обучения грамоте в 1‑м классе.

Открывая прописи, созданные издательством «Экзамен» специально к вышеназванному учебнику, особое внимание стоит уделить иллюстрациям. Именно они помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают эстетические чувства. К иллюстрациям современных учебников и прописей предъявляются высокие требования.

Они должны быть, во-первых, эстетичными, то есть строиться по законам красоты, во-вторых, информативными, то есть содержать в виде образов необходимые сведения, которые ученик должен усвоить, в-третьих, достоверными, то есть наиболее точно, реалистично изображать объекты и явления, изучаемые школьниками.

Уже в самом начале 1‑й части мы видим иллюстрации, выполненные в спокойных и приятных тонах. На следующих страницах их также немало, они занимают примерно ¼ часть страницы, что соответствует требованиям.

Рассматривая их, сразу думаешь о межпредметных связях между предметами «Русский язык» и «Окружающий мир». На уроках можно поговорить с детьми о том, какие природные явления происходят осенью, что такое урожай, как зимуют насекомые и многое другое. Тут прослеживается и воспитательный потенциал, поскольку речь идет об уважительном отношении к труду человека. Все это позволяет формировать личностные УУД, включающие ценностное отношение обучающегося к окружающему миру, другим людям.

 

Рыбка как тема для разговора

 

Появляются и герои любимых сказок, на подобном уроке снова возникает связь между учебными предметами. Можно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке» Пушкина и построить диалог о жадности человека, о том, как можно распорядиться желаниями во благо, о том, что нужно ценить то, что имеешь. Может быть, вам покажется, что детям в таком возрасте сложно рассуждать на данные темы, но, поверьте моему опыту, это возможно. Именно такие диалоги и рассуждения помогают формировать метапредметные результаты, характеризующие уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию.

 

Звуко-буквенная схема

 

К каждому рисунку в прописи есть звуко-буквенная схема, которую нужно заполнить, это является хорошим подспорьем в формировании читательских умений.

Разлиновка прописей тоже немаловажна, в данном комплекте она представлена в трех вариантах – широкая линия, клетка и узкая строка.

Широкая линия

 

На страницах учебника дети знакомятся с элементами письменной грамотности, среди упражнений можно выделить такие, как раскрашивание, обведение по контуру, штриховка в заданном направлении, прописывание прямых и ломаных линий.

 


Клетка

 

Тщательно продуманная разлиновка помогает ориентироваться в пространстве и в тетради, закрепить понятия «право», «лево», «верх», «низ», способствует творческому рисованию.

 

Узкая строка

 

В начале непосредственного обучения написанию элементов букв очень важным моментов является то, что в синей волнистой рамке представлены буквы, где встречается данный элемент. Дети понимают: от умения написания данного элемента будет зависеть правильность написания всей буквы.

Знакомясь со второй частью прописей, мы снова встречаем иллюстрации, но уже ориентированные на букву, которой посвящен разворот прописи.

Ориентация на букву

 

В рамке представлена буква в печатном и письменном вариантах, это помогает детям соотносить печатный текст азбуки. Рамки гласных и согласных звуков, обозначенных буквами, отличаются. Это цветовое решение помогает формировать понятие «твердость и мягкость согласных звуков».

Формируем наклон и размер букв

 

В голубой рамке представлены письменные буквы, заглавная и строчная, а также их элементы. Хочется отметить узкую, косую линию в этой рамке, именно она помогает формировать правильный наклон и размер буквы.

 

Отработка ударений

 

Работа с буквами в словах, схемах расширяет кругозор детей, фонематический слух, а также понятие «ударение».

Особо хочется отметить упражнения на развитие логических УУД. Такое задание позволяет самостоятельно производить простые логические действия, которые включают в себя анализ, синтез, сравнение и классификацию, обобщение, установление аналогий.

В третьей части каждая буква представлена на трех страницах. Это связано с увеличением количества упражнений. Появляются задания на формирование отработки понятий «предложение» и «текст», а также формирование познавательных УУД.

 

Предложение – текст

 

Вновь прослеживается межпредметная связь, а также пропедевтика таких орфографических правил, как правописание парных звонких и глухих согласных звуков.

В последней части представлены все вышеперечисленные виды заданий и упражнений, добавляются орфограммы «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».

Отработка орфограмм

 

Наблюдая за обучающимися в 1‑м классе, я вижу, что в начале обучения письму дети обращают внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения. Повышенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, чрезвычайная медленность, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен тщательно подбирать материал, создавать благоприятный психологический климат и не забывать о мотивации обучающихся.

На мой взгляд, в создании всех вышеперечисленных условий поможет комплект прописей, представленный выше. В нем сочетаются предметная и метапредметная составляющие, возможность формирования всех компонентов УУД. Как гласит народная мудрость: «Пишут не пером, а умом».

Мария АНДРЕЕВА, учитель начальных классов Артинского лицея, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте