Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не патернализм, а самостоятельность и диалог

Учительская газета, №47 от 21 ноября 2006. Читать номер
Автор:

Не нужно проводить специального исследования, чтобы сделать печальное заключение: большинство современных детских общественных организаций создаются взрослыми для решения своих (в лучшем случае) воспитательных задач. Организация ради организации.

Отказавшись от коммунистической идеологии, пионерского движения, комсомольского актива, от преобладающего вертикального стиля отношений, засилья коллективных форм в ущерб индивидуальных, идеологи детского и молодежного движения сохранили символику уходящей эпохи, противоречащей новой идеологии гражданского общества.

Концепция государственного НИИ семьи и воспитания раскрывает этот тезис следующим образом. В последние годы ряд исследователей предприняли попытку обоснования новых наук, изучающих отношения людей в сфере общественной деятельности: педагогика детского движения, социокинетика, ювентология и т.п. Они основаны на моновозрастном подходе – группы детская, молодежная, взрослая, что характерно для государственной структуры управления, которой легче управлять моновозрастными структурами.

Между тем во всем мире проявляется отчетливая тенденция отказа от возрастных рамок – 76% анализируемых Всемирным институтом служения (США) программ реализуется разновозрастными группами. И у нас в произведенном в РАО контент-анализе 360 проектов, представленных инициативными группами и общественными объединениями Российской Федерации, данный показатель – 97%.

Результаты анкетирования детей и молодежи наглядно подтверждают, что главная причина, по которой дети объединяются в группы (как социальной, так и асоциальной направленности), – стремление стать взрослыми, найти себе применение, показать и оценить других и себя.

Детству и юности присущи свой стиль, дух, устремления, ценности, желание взрослых организовать детское, молодежное движение так, чтобы в нем воспроизвести идеи, идеалы старшего поколения, приводит к непродуктивному структурированию пространства между мирами взрослых и детей.

Общественные организации – важнейший институт, отстаивающий права и свободы граждан. В гражданском обществе инициативы детей и молодежи связаны с непосредственным столкновением с властью: жалобы, обращения в суд, судебные процессы. Они предполагают защиту локальных прав человека через изменение действующей нормативной правовой базы.

В советскую эпоху политика уравнительства, связанная с отсутствием этики успеха, породила слабую ответственность большинства населения за свою собственную жизнь, перенесение этой ответственности на внеличностные инстанции (партия, власть, социальные институты). Такой государственный патернализм не способствовал воспитанию инициативной личности. А воспитание инициативы не рассматривалось как стратегическая целевая установка в теории и практике коммунистического воспитания.

Сохранение советской традиции государственного патернализма общественной деятельности детей и молодежи привело к созданию в современной России большого количества общественных организаций, защищающих льготы и привилегии, предоставляемые государственными институтами. Такие организации непродуктивны для гражданского общества, но удобны для власти. Происходит нисхождение власти до гражданского общества, демонстрирующее его бессилие и неспособность быть равноправным участником диалога.

Создание инициативных общественных объединений, где жизненные проблемы решаются коллегиально и участие в которых добровольно, – задача не менее важная, чем демократическое (государственное) самоуправление. Именно общественная организация является истинным средоточием жизни, а не местом подготовки к жизни.

Самоуправление должно решать проблемы самой молодежи, позволяя личности расти и развиваться. Это управление молодежью, а не образованием.

Проблема самоуправления в молодежной организации заключается в определении способов и форм привлечения их к реализации своей социальной инициативы. Результаты исследования демонстрируют, что заинтересованные новизной вначале, дети скоро начинают тяготиться своим неиспользуемым правом управлять процессом.

Не является продуктивным и копирование государственной системы управления (так называемая школа парламентаризма): на почве частых выборов и парламентских обсуждений мелких вопросов дети быстро остывают к подобным играм. У них развивается стремление к прениям ради прений, дебатам ради дебатов, желание далеко не лучших учеников одержать победу на выборах с помощью «грязных» технологий. Игра в выборы или в республику, парламент приводит к вытеснению содержания формой.

Педагогический смысл «воспитания свободой» – в сопровождении и ресурсном обеспечении самостоятельного прохождения молодыми людьми всех шагов, ведущих к успеху.

Общественно значимая деятельность молодежной организации должна быть организована так, чтобы воспитывать любовь к свободе. В ее деятельности должен господствовать дух права, где все имеют равные обязанности и неуклонно их соблюдают.

Концепция государственного НИИ семьи и воспитания раскрывает, развивает этот тезис следующим образом. У части современных детей понимание свободы – это бутылка пива, дискотека, компьютерный клуб, мечты о быстром обогащении. Пропаганде такого идеала способствует рационализация жизни и образования – телевизор, компьютеры, некоторые учебники, экзаменационные тесты дают готовые варианты ответов, надо только выбрать правильный. Новое поколение в большинстве своем не научено сотворять события. При этом активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда молодой человек самостоятельно участвует в проектировании и моделировании социальных явлений, проявляет инициативы, связанные с изменением себя и общества.

Кроме того, в настоящее время в России инициативная деятельность детей и молодежи в основе своей не рассматривается как стратегический ресурс государственного и общественного развития, как инновационный потенциал гражданского общества. Параллельное существование государственных и общественных институтов, автономность в воспитании у молодежи инициативности, лидерства, самореализации. Большинство современных общественных детских и молодежных объединений строят свою пропаганду только через связь с органами власти.

Опыт показывает, что общественные организации, которые получили гранты от зарубежных фондов или коммерческих спонсоров, более дружны друг с другом, их усилия направлены не на привлечение средств, а на реализацию своих планов.

Тамара ТЮЛЯЕВА, кандидат исторических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту