search
Топ 10

Не парадигма знаний, парадигма чувств…

Московскому гуманитарному педагогическому институту всего 7 лет! Средний возраст профессорско-преподавательского состава – 38 лет, ректору МГПИ Александру Геннадиевичу Кутузову только-только исполнилось 50. Это пора дерзаний, это время поисков и открытий. Важный штрих в портрете МГПИ – молодость, задор, поиск, открытие. При этом не теряется дух традиции. Не случайно при входе в учебный корпус тебя встречают знакомые лица – Пушкин, Гоголь, Достоевский… Это «радетели земли Русской», которые смотрят на тебя со стен с надеждой, пониманием и сочувствием. Стены у нас «живые». Они создают атмосферу открытости, высоты и культуры мысли, понимания, приближают к великому, доброму, вечному.

Каждая высшая школа имеет свой неповторимый облик. «Образ нашего института не парадигма знаний, а парадигма чувств, – считает ректор МГПИ Александр Кутузов. – Образование – это не сфера экономики, а базовая составляющая жизни государства, и главная составляющая в содержании образования не логика науки, а логика развития конкретного ребенка, умение создать собственный образ, осознать себя и соотнести этот образ с окружающим миром».

Я приглашаю читателей «УГ-Москвы» в Московский гуманитарный педагогический институт, чтобы познакомиться с жизнью одной из самых значимых, сложных и особенных в современном образовании кафедр. Почему особенных? Ответ прост, но программа подготовки современного социального педагога, а точнее выращивания личности педагога-воспитателя сложна, увлекательна, многообразна. Поэтому и ответственность в деятельности такой кафедры особая. Общение студентов и преподавателей становится зеркалом, отражающим образ человека, избравшего для себя такую нелегкую долю – быть человеком особого предназначения: искренним, открытым, деликатным, тонким, творческим, уметь помогать другому. Какое большое, умное, доброе сердце надо иметь, чтобы научиться чувствовать чужую боль, как свою, уметь понять тревогу или разделить радость ближнего, предотвратить беду?

«Я попал в социальную педагогику случайно, – пишет студент 4-го курса Д.Любушкин. – На летней практике, в оздоровительном лагере я работал вожатым самого старшего отряда. Их двадцать девять. Разница в возрасте с ребятами примерно 1,5-2 года. С каждым надо найти не только общий язык, но и удержать их от глупых, необдуманных поступков, да еще и научить кое-чему, помочь. Но на самом деле меня больше всего волновало, как бы самому не натворить глупостей. И самое страшное случилось: ребята меня не слушали, спорили, пререкались, позволяли себе материться и откровенно начали издеваться надо мной. Это безобразие могло продолжаться долго, но я вдруг понял, что неправильно расставил приоритеты. Мне постоянно говорили, что я «должен и обязан», а я вдруг осознал, что на самом деле я никому ничего не должен, и поменял приоритеты «специалист» на «человек». Я стал другом этих ребят. Я был со всеми откровенен. Как старший товарищ. За проступки наказывал, как наказывал друзей (сломал – почини, солгал – признайся и честно ответь за свои слова и т.д.).Теперь я могу сказать, что это общение обогатило меня, сделало сильнее, а их, я надеюсь, добрее… Но главное, только тогда я понял, что хочу стать социальным педагогом».

А мы, преподаватели, поняли, что сегодня нельзя работать по-старому. Нужно нести не просто знание, а развивать культуру мышления, умение чувствовать, сопереживать, ибо только тогда знание становится личностно значимым, перерастает в «добродетель человека». Погружение в культуру – один из важнейших педагогических принципов построения диалога общения студента и преподавателя института. Важнейший постулат: наши студенты – наши коллеги.

Одним из первых приближений к сути изучаемого предмета у нас стало знакомство с удивительной скульптурной группой, расположенной в самом центре Москвы, где нашел свой приют подарок городу Михаила Шемякина: «Памятник детям – жертвам пороков взрослых». Мы с ребятами рассматриваем его как живые страницы социальной педагогики. Среди всех этих пороков (наркомании, проституции, пьянства) возвышается монументально главный порок нашего общества – равнодушие. Вот она, педагогическая проблема, вот порок, способный погубить живую душу. Здесь же мы с ребятами видим воочию и главную задачу социального педагога: почему у златокудрых детей, играющих на переднем плане этой скульптурной группы, завязаны глаза? Что мы должны делать: оградить, посадить за высокий забор, чтобы дети не видели до поры до времени этих человеческих пороков, или научиться противостоять им? Несколько цитат из творческих работ студентов 4-го курса: «После встречи с памятником Михаила Шемякина в моем сознании многое изменилось. На душе появилась тревога за будущее нашей страны, нашего поколения. Все пороки напоминают нам: «Следите за собой! Вы в ответе за наше будущее!» (О.Салева). «Эта скульптурная композиция становится маяком, ориентиром на проблемы социализации. В ней нет фальши. Это бесценный дар мне, вам, всему человечеству. Я своего ребенка с удовольствием сводила бы к этому памятнику. Ведь что толку твердить одно и то же, лучше один раз увидеть, прочувствовать, понять…» (О.Васильева). «Нам необходимо начать с себя!» (Е.Лохова). А все вместе мы после этой встречи поняли то, что четко выразил М.Горький: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».

История создания институтов социальных педагогов и классных воспитателей в России относится к началу 90-х годов ХХ века. Главной задачей этих специалистов было оказание помощи проблемным детям в их развитии. Однако специфика деятельности классных воспитателей, по мнению известного ученого, автора концепции «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» Олега Газмана, заключалась в создании условий для процесса индивидуализации личности ребенка (раскрытия индивидуальных возможностей и способностей ребенка для успешной самореализации в жизни), а целью социальных педагогов была успешная социализация ребенка.

За пятнадцатилетний период существования этих специалистов стало понятно, что социальные педагоги призваны помогать детям не только в социальной адаптации, но прежде всего в раскрытии индивидуальных способностей и возможностей ребенка для успешной реализации в обществе (социальная интеграция).

«Таня У. успевала на «отлично», но с ребятами не общалась, была замкнута, отказывалась ходить в походы, участвовать в коллективных делах класса. Общее мнение детей и педагогов – Таня не хочет общаться, так как ей с ребятами не интересно и скучно. Она способнее других, дополнительно занимается музыкой, английским языком, в Доме творчества – танцами. Я, побеседовав с родителями и Таней, проведя социометрию в классе, понаблюдав за ней, поняла, что Таня очень страдает, что не умеет общаться со сверстниками. Личные беседы с Таней, с девочками из класса, привлечение ее к участию в жизни класса, в концерте, КВНе, а также проведение тренингов общения в классном коллективе с участием Тани и многое другое помогли ей преодолеть свой «комплекс». Таня стала веселой и общительной девочкой». (Страничка из дневника педагогической практики.) Простая история, но за ней стоит тонкая, вдумчивая, кропотливая работа педагога, владеющего психолого-педагогическими знаниями, высокими человеческими качествами и профессиональными компетенциями классного воспитателя.

Анализ анкет мониторинга «Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации», проведенного кафедрой социальной педагогики МГПИ в московских школах для учителей и учеников в апреле 2008 года, показал, что большинство педагогов образовательных учреждений (78%) заинтересованы в специалистах, которые профессионально осуществляют социально-психолого-педагогическую помощь детям, имеющим проблемы в развитии: детям с девиантным поведением, детям-мигрантам, детям из проблемных семей. Необходимы педагоги, которые профессионально и вдохновенно умеют вести работу со всем классным коллективом, так как воспитательная деятельность имеет большие возможности в отличие от деятельности учителя-предметника.

Классный воспитатель изучает личность ребенка в процессе всего периода его обучения в школе, выявляет его проблемы, достоинства и недостатки, помогает ребенку увидеть их самому, затем поддерживает его в выборе способов решения возникших проблемных задач, взаимодействует с семьей. Для них родители – это коллеги, с которыми они совместно продумывают программу помощи ребенку, траекторию его развития и саморазвития. Классный воспитатель для детей – это и защитник их интересов, и заботливая «мама», и «мудрый наставник», и «психотерапевт». Но разве классный руководитель может в полной мере осуществлять такую работу? У многих педагогов нет ни специальных знаний, ни времени. В вузах Москвы в основном готовят инвариант социальных педагогов, специализацией выступает в основном работа социального педагога с семьей. Специализаций и специальностей по подготовке социального педагога – классного воспитателя в московских вузах нет. Возможно, что создание на факультете социальной педагогики дополнительной специальности «классный воспитатель» будет важным шагом на пути духовно-нравственного воспитания личности.

В Москве востребованы такие варианты деятельности социального педагога как: социальный педагог – уполномоченный по правам ребенка в образовательном учреждении (социально-правовая защита детства); социальный педагог-аниматор (организация досуга детей); социальный педагог – профориентолог (помощь в выборе профессионального пути); социальный педагог по работе с детьми-правонарушителями (помощь в социальной реабилитации и реинтеграции этих детей в общество); социальный педагог – классный воспитатель – профилактическая работа с детьми, имеющими временные проблемы, связанная с основными сферами жизнедеятельности ребенка «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни» (помощь, направленная на саморазвитие ребенка).

Несмотря на весь позитивный опыт, накопленный Москвой по социализации школьников, эта проблема остается остроактуальной. Надо отметить, что благодаря усилиям Департамента образования в городе развивается модель классного воспитателя (тьютора, дядьки, классной дамы) в разных видах общеобразовательных учреждений, созданы школы полного дня, обеспечивающие организацию полноценного досуга учащихся, увеличена оплата труда классных руководителей. На факультете социальной педагогики разработаны и успешно реализуются программы подготовки специалиста по дополнительным специализациям: «Социально-педагогическая работа с подростками», «Социально-педагогическая работа с семьей», направленные на освоение студентами профессиональных компетенций, повышение уровня готовности выпускника вуза к самостоятельной социально-педагогической деятельности с разными категориями семей и проблемами семейного воспитания, успешно реализуются дисциплины по выбору, которые направлены на опережение, постоянный поиск нового, предполагают конкретизацию профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю «социальный педагог – классный воспитатель». Они направлены на расширение кругозора и культуры будущего специалиста.

Удивительный эффект в воспитании такого педагога имеют лекции-семинары, которые мы проводим в московских музеях. Например, последнее занятие по курсу «Социальная педагогика» студенты 3-го курса заочного отделения провели в галерее Ильи Глазунова. Кстати, почти все ребята были там впервые и с удивлением увидели полотна художника – социальные портреты различных эпох. В работе «Характеристика эпох глазами современности: образ мира художника И.Глазунова» Анастасия Саферова пишет: «В своих полотнах художник стремится воссоздать зримый образ России, составляет «энциклопедию русской жизни былых времен». Его полотна помогают ощущать великий ход истории в повседневной действительности с яростной схваткой добра и зла, где «поле битвы – сердце человека». Вместе с ребятами мы стремились почувствовать внутреннюю музыку души, которую воспроизводят картины художника. «Со многих портретов на нас глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны глубокий психологизм, умение познать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». – С.Уткин свою работу «Глаза – зеркало души» предваряет строками из «Евангелия от Матфея»: «…Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» и заключает: «Мастерство, с которым Илья Глазунов изображает взгляд человека, дает нам повод считать его не только профессиональным художником, но и состоявшимся психологом. Он как будто говорит нам: Вглядывайтесь! Чувствуйте! Творите!».

Профессиональная практика студентов педагогических вузов – будущих социальных педагогов – составная часть образовательного процесса, интегрирующий компонент личностно-профессионального становления специалиста. Как этап обучения она дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, дает возможность закрепить и углубить полученные знания, использовать теоретические положения изучаемых наук для решения конкретных социально-педагогических задач, позволяет овладеть системой профессиональных умений и навыков, приобрести первоначальный опыт профессиональной деятельности.

В период обучения в вузе для студентов организованы следующие виды практики:

– психолого-педагогическая (знакомство с работой классного руководителя, классного воспитателя, формирование у студентов умения проводить диагностику личности учащегося, проводить и анализировать воспитательное дело) –

3-й курс;

– социально-педагогическая (знакомство студентов с особенностями работы социального педагога, уточнение и расширение представлений студентов о задачах, содержании и методах работы социального педагога с разными категориями учащихся, другими субъектами образовательного процесса, организациями и общественными объединениями района) – 4-й курс;

– практика по специализации – 5-й курс; к числу направлений-«специализаций» относятся: «Организация досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования»; «Социально-педагогическая работа с семьей»; «Социально-педагогические аспекты воспитательной работы с ученическим коллективом» (на примере работы классного воспитателя); «Социально-педагогическая работа с подростками»; «Социально-правовая защита ребенка в образовательном учреждении». Значительную роль в совершенствовании профессиональных компетенций наших выпускников играет Центр наставничества МГПИ.

Важнейший компонент саморазвития личности – ее способность к самореабилитации. Самореабилитация предполагает наличие у человека возможности защитить себя культурными способами от несправедливостей, отстоять свою позицию, восстановить внутренний мир; умение решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение (релаксация); владение не только своей психикой, своими эмоциями, но и своим телом, умение отдыхать (рекреация), адекватно оценивать себя и других, то есть технологиями самоподдержки. Таким образом, самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, будучи важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.

Как же помочь ребенку в саморазвитии? Для этого воспитатель учит ребенка, как познавать себя (самопознанию), как справедливо оценивать себя (самооценке); как видеть мир таким, каким его видят другие (познанию мира); как собственные желания (цели) соотнести с желаниями (целями) других, способствовать целепониманию, самоанализу (рефлексии); воспитанию главных человеческих качеств; планированию, организации деятельности по достижению принятых целей. Внедрение модели социального педагога – классного воспитателя готовы осуществлять на курсах повышения квалификации МГПИ, разработана образовательная программа «Технологии и методики социально-педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении».

Таким образом, инновационный подход к содержанию и организации образовательного процесса в вузе, развитие диалоговых форм общения, открытого сотрудничества и взаимодействия, направленного на повышение индекса развития культуры мышления и преподавателя, и студента на основе существующих специализаций, дисциплин по выбору, факультативов, практики, научно-методической базы, их логической взаимосвязи и системности, позволяют успешно решить вопрос об открытии на базе факультета социальной педагогики дополнительной специальности «Классный воспитатель». В школах нужны такие специалисты, их помощь способствует успешной жизнедеятельности, творчеству, самоосуществлению личности, а значит, и процветанию России!

А.Иванов, заведующий кафедрой социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту