search
main
0

Не паниковать и не сдаваться. Школа, детский сад, семья – в «шахматном плену»

Востребованность шахмат как учебной дисциплины, по меньшей мере как факультативного курса или предмета по выбору учащихся, неуклонно возрастает. Это подтверждают последние сообщения из регионов, которые привожу в хронологическом порядке.

Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 г.; №4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 г.; №9, 13, 18, 22, 26, 31, 34 за 2008 г.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

31 июля. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель на пресс-конференции сообщил, что вопрос о введении в школах шахмат как предмета или факультатива рассматривает областное Минобразования. «Я положительно отношусь к этой идее… Думаю, что министерство примет такое решение. Я его поддержу», – добавил губернатор. Отвечая на вопрос «Нужно ли внедрять шахматы в школах в качестве образовательной дисциплины?», Александр Левин, руководитель администрации губернатора Свердловской области, ответил предельно конкретно: «Да, нужно».

13 августа. Глава Минобрнауки Республики Татарстан Наиль Валеев высоко оценил опыт по обучению игре в шахматы начиная с детского сада. По его мнению, шахматы развивают детей, учат многошаговому, ступенчатому мышлению.

18 августа. Нижнекамск информирует об итогах работы по проекту «Шахматы – школе» за последние пять лет. Завершен первый этап подготовки учителей начальных классов по программе «Основы шахматной игры». Удостоверения об окончании курсов получили 478 учителей города (почти 100%), а также 41 учитель сельских школ. Начат новый этап – организация системы открытых уроков во вторых и третьих классах на базе пяти школ города. За пять лет основам шахматной игры обучились 10629 учащихся (3-7-е классы). На уроках используется 161 демонстрационная доска и более 1000 настольных досок. Занятия ведут 78 учителей и 7 тренеров Детско-юношеской спортивной школы. Планируется внедрение шахматного всеобуча в дошкольных учреждениях. То есть строится схема: детский сад – школа – семья.

20 августа. Государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок извещает о проведении 16 сентября открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку шахматного инвентаря и учебно-методических комплектов для начальной школы. Ранее сообщалось, что в Псковской области на основании рекомендации Минобрнауки РФ и в связи с необходимостью уделить особое внимание интеллектуальному развитию детей планируется ввести шахматный всеобуч. На эти цели из областного бюджета в рамках целевой программы «Развитие системы образования Псковской области в 2007 – 2010 годах» будет выделено 3,5 млн рублей.

3 сентября. Председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов вместе с представителями шахматной общественности обсудил детали работы над проектом «Шахматы – в школу», в соответствии с которым проведение шахматных уроков планируется не только в школах, но и в организациях дополнительного образования и в дошкольных учреждениях.

7 сентября. По поручению министра образования Калининградской области Натальи Шерри разработан региональный проект комплексного плана по развитию дополнительного образования детей в области шахмат. С целью координации деятельности ведомств, общественных организаций и образовательных учреждений создан Координационный совет по развитию шахматного образования при Минобразования области в системе дополнительного образования на 2009-2010 годы. Этому вопросу было посвящено специальное совещание в Институте развития образования, которое провела директор Центра технологий, художественного и дополнительного образования Калининградского областного института развития образования Татьяна Калюжная.

И наконец самая важная информация.

8 сентября. Заместитель губернатора по образованию Томской области Владислав Зинченко провел заседание оргкомитета по подготовке Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России», которая состоится в начале ноября. Эта конференция – ключевое событие года. Ее участники наметят контуры развития шахматного образования на ближайшую перспективу.

Вдохновленный новостями о шахматном всеобуче, продолжу знакомить вас с курсом «Шахматы – школе».

Урок 31. Демонстрация коротких партий

Наглядный материал на учительском столе: белые и черные поля, вырезанные из картонной доски, горизонтали (вертикали), диагонали, центр. На партах перед каждым учеником – шахматная доска, фигуры в коробке. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.

В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой все фигуры. Ребята вспоминают ход каждой из них и показывают те дорожки доски, по которым передвигаются фигуры. Ученики объясняют учителю, что мат – это шах, от которого нет защиты.

На этом занятии вы знакомите детей с короткими партиями, в которых дебютные ошибки одного из партнеров привели к быстрому мату (не позднее четвертого хода от начала партии).

Вот простейший пример – один из вариантов самой короткой в мире двухходовой партии:

Как можно видеть, белые своими первыми двумя ходами неосторожно обнажили своего короля, и черный ферзь уже вторым ходом объявил белым мат. Ни одна из белых фигур не способна защитить своего короля – уникальное положение в дебюте.

Лет 40 назад в московском городском Дворце пионеров примерно таким образом завершилась партия, в которой победу черными одержал будущий гроссмейстер Артур Юсупов. Не следует, впрочем, думать, что его партнер (мой знакомый, он просил не раскрывать его фамилию) так плохо играл в шахматы, – просто он очень спешил домой, а руководители секции по какой-то причине его не отпустили. Мой знакомый обиделся на них и… придумал оригинальный двухходовый способ успеть домой вовремя, за что, разумеется, получил от тренеров нагоняй.

Постарайтесь на уроке рассмотреть как можно больше коротких партий – это поможет детям запомнить типичные матовые положения в дебюте.

Вначале познакомьте учеников с партиями-шутками, в которых черный король опрометчиво покидает свое укрытие, выскакивает на шестую горизонталь и уже на четвертом ходу получает мат. Ученики должны найти этот победный ход. Мне нет необходимости приводить первые три хода данных шуточных партий, так как, познакомившись с положениями на диаграммах, вы легко определите их. Вот примеры, в которых белые начинают и выигрывают в один ход.

А вот миниатюры, в которых черные злоупотребили ходами пешек. Белые и здесь начинают и объявляют черным мат в один ход.

В двух следующих мини-партиях черные отправили в сомнительный вояж своего коня, который неожиданно приводит к победе уже на третьем ходу. Итак, ход черных, которые ставят мат в один ход.

Из-за ограниченного объема статьи я не привожу здесь все поучительные позиции (вы их можете найти, скажем, в моем учебнике «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны»). Рассмотрю лишь самую часто встречающуюся вариацию на тему «детского мата».

Ход белых. Чаще всего эта позиция возникает после первых ходов королевскими пешками, затем марш-броска ферзем с нападением на королевскую пешку черных. В ответ черные защищают эту пешку ферзевым конем. Белые вводят в игру слона. И следует наивно-невинный прыжок королевского коня черных с нападением на белого ферзя. Вот мы и пришли к положению, приведенному на диаграмме. Теперь белые объявляют мат в один ход – ферзь идет по диагонали и бьет черную пешку: шах и мат! Сколько было сыграно таких партий? Миллионы? Миллиарды?

Практика показывает, что можно сколь угодно долго объяснять детям, как защищаться от подобного мата, но понимание приходит далеко не сразу. Поэтому углубленно я прохожу тему «детского мата» значительно позже. Вроде бы покажешь и мат, и наиболее эффективную защиту от него, но когда затем даешь ребятам поиграть…

Вот характерный случай из практики. Подхожу к паре играющих ребят и вижу, как черные получают «детский мат».

Огорченно поджимаю губы: «Ведь мы же сегодня учились защищаться!»

В ответ оба противника с улыбкой кивают головами и заявляют: «А мы уже шестую партию сыграли – три раза я ему «детский мат» поставил, и три раза он мне!»

У педагога нет слов…

Возвращаясь к позиции на последней диаграмме, отмечу, что «детский мат» объявляется совместными действиями ферзя и слона: матует ферзь, а слон его защищает. Но черные избежали бы мата, если бы вовремя заметили угрозу и вместо вывода второго коня хотя бы передвинули ферзя на соседнее черное поле по диагонали или толкнули на одно поле вперед коневую пешку королевского фланга с контрнападением на белого ферзя.

Но вы должны понять, что это в самом деле очень сложно и такое поведение детей – норма. Поэтому не нужно казнить себя и упрекать в неумении работать. Не расстраивайтесь, а двигайтесь вперед. Медленно-медленно, можно сказать, ползком. И успех придет.

Дети постигают шахматы скачкообразно. Кто-то, казалось бы, долго буксует на одном месте, но это иллюзия – он движется, только результаты такого движения видны не сразу. Затем скачок – и труд педагога окупится сторицей. Девизы шахматного педагога общеобразовательной школы, который работает с учениками младших классов: «Медленность и постепенность» и «Не паниковать и не сдаваться».

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте