search
main
0

Не отменять, а развивать

Как появляются страшилки про экзамен

Скоро, очень скоро выпускники школ начнут сдавать единый государственный экзамен-2021. И снова, как и во все прошлые годы, наша либеральная общественность зальется крокодиловыми слезами, горюя о несчастных детках, которых злобное правительство заставляет сдавать совершенно ненужный, механический, ничего не показывающий экзамен, в котором можно просто угадать ответы и который к тому же наносит им огромную психологическую травму…

Я учитель математики и занимаюсь подготовкой к ЕГЭ с самого начала, с 2002 года (до этого готовили к централизованному тестированию), и буду говорить только о математике.
Рискуя оказаться вне мейнстрима сегодняшнего отношения к ЕГЭ, готов со всей ответственностью заявить: ЕГЭ – это нужный, продуманный, показывающий реальный уровень обученности экзамен, в котором невозможно угадать ответы! А что до психологической травмы – это вообще полная ерунда. Психологическая устойчивость – это одна из основ дальнейшей успешности человека. Поэтому нужно не страдать над несчастными детьми, а готовить их к потрясениям современного мира, по сравнению с которыми сдача ЕГЭ покажется детской забавой. И это задача не только (и, наверное, даже не столько) школы, но и родителей, общества в целом.

Рискуя навлечь на себя недовольство значительной части учительского сообщества, заявляю, что ЕГЭ – это единственное полезное нововведение из всей реформы общего образования. Ведь «то, что невозможно измерить, невозможно и улучшить», а ЕГЭ дает единственный, пусть и несовершенный, механизм измерения уровня преподавания и обученности. По крайней мере по математике. Ведь не секрет, что в разных школах оценки по математике могут иметь разный вес. И пятерка в одной может оказаться тройкой в другой. ЕГЭ четко показывает истинную ценность этих школьных оценок. А что до несовершенства этого критерия, так он постоянно изменяется и улучшается (сравните ЕГЭ 2003 и 2020 годов – очевидный прогресс).

И не нужно говорить, что репетитор без труда натаскает на решение задач ЕГЭ любого школьника за полгода. Это было правдой, может быть, лет десять назад. Сегодня уровень и структура заданий изменились настолько, что получить высокий балл может только тот, кто действительно понимает, что он делает, а не тот, кто натренирован применять вызубренный алгоритм к определенным видам задач.

Нет, я не фанатик, и некоторые вещи, связанные с ЕГЭ, меня огорчают или настораживают. Например, то, что организаторы единого государственного экзамена пошли на поводу у учительского сообщества и отвязали школьную оценку от результатов ЕГЭ. Вот и происходят странные явления, такие, когда медалист (круглый отличник) получает за ЕГЭ по математике 60 баллов. И появляются учителя, которые говорят: «Моя задача научить вас, чтобы вы сдали ЕГЭ не на «два», а все остальное – ваши проблемы».

Нет, конечно, такая ситуация сложилась не везде. Есть огромное количество действительно хороших учителей, которые качественно преподают свои предметы. Большое количество школ, в которых медалисты настоящие, а не лучшие из худших. Мне, кстати, посчастливилось работать именно в такой школе, правда, школа эта не совсем обычная. Школа №3 с углубленным изучением математики необычна тем, что в ней действительно углубленно изучают математику. Причем как на уроках, так и на внеурочных дополнительных занятиях. И нам не стыдно за результаты ЕГЭ наших выпускников. Но во многих других школах ситуация печальная.

В этом учебном году было отменено базовое ЕГЭ по математике, а профильный экзамен будут сдавать только те, кто поступает в вузы. Остальные сдают школьный экзамен… Вот и произошло то, о чем так долго мечтали многие учителя: «Я учу, я принимаю экзамен, я и ставлю оценку в аттестат…» И теперь уже в массовом порядке появятся круглые отличники, которые в других школах были бы троечниками. И нет, я говорю не о коррупции, а просто о нормальном человеческом желании поставить пятерку лучшему. Но это будет лучший среди выпускников этой школы, и никакой, даже малейшей, объективности в этой оценке не будет.

«Ну и что? – скажут некоторые. – Он же не пойдет в вуз». Открою секрет – в колледжи и техникумы нет вступительных экзаменов, но есть конкурс аттестатов. И такой дутый отличник, вполне возможно, займет чужое место.

А ведь, казалось бы, чего проще? Школа должна давать минимум знаний и умений по математике. Вывод – математику должны сдавать все, и сдавать централизованно. Как? А очень просто! В профильном ЕГЭ есть базовая часть. Ну и давайте ставить за него две оценки – по стобалльной шкале за весь экзамен (это для поступления в вузы) и по пятибалльной за базовую часть. В этом случае оценку за базовую часть получали бы все выпускники и ее можно было рассматривать как оценку за экзамен по школьному курсу математики. Таким образом, мы бы снова привязали оценку за ЕГЭ к школьной и сделали бы ее объективной насколько это возможно.

Но нет, страшно! «А вдруг кто-то получит двойку и обнаружит мою полную некомпетентность как учителя? Лучше уж я буду сам оценивать результаты своего труда, а с коллегами из комиссии договориться не проблема – в одной школе работаем».

Вот и происходит это ползучее противодействие ЕГЭ. Вот и начинают появляться страшилки про экзамен. И наше Министерство просвещения, похоже, прогнулось под этим давлением. Печально.

При всех проблемах и трудностях единый государственный экзамен в настоящее время является единственным критерием эффективности работы как учителя, так и школы в целом.
Его не отменять, его развивать нужно. Всем миром.

Дмитрий НЕШКОВ, заместитель директора по учебно-методической работе Ачинского техникума нефти и газа, по совместительству педагог дополнительного образования школы №3 с углубленным изучением математики, Ачинск, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте