В августе Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», или, как его называют в обществе, закон об общественно полезном труде в школах.
Среди всех изменений, которые вносит закон, обсуждается и освещается в основном то, что к задачам школьного образования добавилось «формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам». Школы получили право привлекать школьников к общественно полезному труду, например уборке классов или высадке деревьев. Согласия от родителей на это больше не потребуется.
У меня скорее позитивные ожидания от этого закона. Общественно полезный труд, уход за классами, территорией школы был важной частью нашего образования. Отказ от традиций на рубеже нулевых и десятых годов в угоду потребительскому отношению к образованию довел ситуацию до абсурда.
Как правило, большинство детей изначально положительно относятся к субботникам и другим подобным мероприятиям. Но протест привлекательнее, особенно в подростковом возрасте, и стоит одному ученику саботировать процесс, одной маме не согласовать его участие, и класс быстро раскалывается, а общее дело превращается в фарс. Преподавателям, которые хотят привить детям любовь к труду, порой приходится очень тяжело, новый закон поможет им.
Развитие у детей трудолюбия (ключевое слово – «любовь») – не просто хорошее намерение, а то, что может определить судьбу поколения, всей цивилизации. Работать будут 99% наших детей, иначе они не выживут в этом мире. Но работа может быть осознанным выбором и приносить удовольствие, а может стать «наказанием за первородный грех».
С разным отношением к работе и жизнь пройдет по-разному. Страны, в которых преобладает паттерн «я живу, чтобы трудиться», более счастливы и экономически успешны. Задача школьной системы не отбить у ребенка желание работать, а помочь найти свое дело. Подобрать такую профессию, которая в будущем совместит труд и хобби и будет приносить удовольствие.
Конечно, закон пока очень размыт, и жизнь еще потребует его доработать. Но это движение в правильном направлении, главное – не совершить на этом пути ошибок, которые извратят его суть.
Как сделать так, чтобы дети полюбили труд? Дать позитивное подкрепление. Как заставить их возненавидеть труд? Сделать работу наказанием.
Наказание трудом – это будет самая распространенная ошибка. «Набедокурил – сегодня ты убираешь класс». Такой подход создает неправильную логическую цепочку. Атмосфера наказания приведет к демотивации.
Трудиться должны все дети, и желательно получать за труд вознаграждение. В нашей школе «Вектор» все добровольно принимают участие в работе, когда мы предлагаем детям сделать перестановку в классе на их выбор. После общего труда дети собираются на чаепитие. Особенно отличившиеся могут получить подсказку на контрольной, билеты на концерт, уйти домой пораньше.
Еще одна ошибка – целеполагания. Нельзя заставлять детей «копать от забора до обеда». Если они занимаются общественно полезным трудом, у них должна быть конкретная цель. Достижение цели не просто условная галочка в списке дел, а биохимический процесс. Удовольствие от выполненных задач формирует любовь к работе. Работа без целей – полная противоположность, дофаминовая пустыня, в которой зачахнут все положительные эмоции.
В «Векторе» мы не просто ставим перед учениками конкретные цели. Мы формируем среду, в которой ребята совместно с преподавателями и тьюторами ставят цели своего развития. Эти умения помогают им не только в учебе, но и в личной жизни, хобби, отношениях со взрослыми и сверстниками.
Дмитрий ТАРАСЕВИЧ, сооснователь школы «Вектор», Воронеж
Комментарии