search
main
0

НЕ ошиблись Ни разу! Две девицы, две частицы

Трудно различать частицы НЕ и НИ. Трудности возникают двоякого рода: во-первых, писать ли их слитно или раздельно, и, во-вторых, какую из этих частиц выбрать, НЕ или НИ. Задача о слитном и раздельном написании решается проще. К концу изучения морфологии ученики знакомы уже со всеми правилами слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ. Эти правила обычно изучаются тщательно и часто повторяются, так что их усвоение должно быть прочным. Труднее ученики решают вторую задачу: где какая частица нужна. Почему? Ученик в этом еще не тренировался, и у него нет навыка. НЕ и НИ в произношении различаются только в отрицательных и неопределенных местоимениях, а также местоименных наречиях: под ударением НЕ, в безударном слоге НИ (никто-некто, никого-некого, никогда-некогда, нигде-негде). Частицы НЕ и Ни имеют различный смысл и входят в разные группы. НЕ – отрицательная частица, Ни – усилительная (она может усиливать утверждение и отрицание). Но это различие не абсолютное. В местоимениях и наречиях частица НИ имеет отрицательное значение и эти местоимения и наречия называются отрицательными, хотя в речи они служат для усиления отрицания (НИкто не знает его лучше, чем я). И еще в нескольких наречиях частица НИ имеет отрицательное значение: ничуть, нисколько, нимало.
Частица НЕ утрачивает отрицательное значение в вопросительных и по интонации восклицательных предложениях. Кто НЕ проклинал станционных смотрителей…?! (А.Пушкин); Ну, как НЕ порадеть родному человечку?! (А.Грибоедов).
Если отрицательная частица НЕ употреблена дважды в одном предложении, в котором однородных членов нет, то она тоже теряет отрицательное значение и усиливает утверждение: нельзя НЕ сознаться (должен сознаться); НЕ могу НЕ смеяться (слыша смешное) и др.
Нет отрицательного значения в частице НЕ, когда она входит в состав сочинительных союзов не то…, не то, не только…, но и: Не то плачет, не то смеется; Я не только работал, но и учился.
Самыми трудными для разграничения частиц НЕ и НИ являются выражения-омофоны, имеющие почти один состав: где не и где ни, как бы не и как бы ни, куда не и куда ни и др.: Как далеко НИ отнеси кота из дома, дорогу домой он найдет почти всегда; Где паук тенета НИ натянет, иль щетка иль метла везде его достанет (И.Крылов); Где паук тенета НЕ натянет, там мух опасность и не ждет. Кто бы НИ прочел стихи и песни Высоцкого, почти всем они нравятся; Кто НЕ читал стихов и песен Высоцкого, советуем почитать. Куда НИ оглянусь, повсюду рожь густая (Майков); Куда НЕ оглянусь, там ничего и не увижу.
В этих оборотах-омофонах частицы НЕ и НИ сохраняют общее значение: НИ – утвердительное, Не – отрицательное. Как трудно, однако, удержаться от ошибки! Чуть зазевался – рука сама пишет НЕ там, где нужно НИ, и наоборот.
В связи с такими трудностями в значениях частиц НЕ и НИ можно считать вполне обоснованным следующее расположение учебного материала. Изучение частиц обычно начинается с повторного и обобщающего анализа правописания частицы НЕ с частями речи. Все эти правила изучались ранее и обычно хорошо запоминаются. А мы рассмотрим правила, знакомые семиклассникам лишь отчасти и нетвердо, и которые помогут им различать эти частицы при письме.

Употребление и правописание частицы НИ при отрицании
Частица НИ служит для усиления отрицания или утверждения. В отрицательных предложениях она усиливает отрицание, в утвердительных – утверждение. Отрицательным предложением называется такое предложение, в котором при сказуемом есть частица НЕ или сказуемое выражено словами НЕТ, НЕЛЬЗЯ. Утвердительным предложением называется такое предложение, в котором нет частицы НЕ.
В отрицательных предложениях частица НИ пишется раздельно в следующих случаях:
1. Если она усиливает отрицание, выраженное сказуемым с частицей НЕ. Движение не прекращалось НИ на минуту. На небе не было НИ одной звезды. В поле не виделось НИ единого кустика. Нет НИ копейки. Нельзя медлить НИ минуты.
Здесь частица НИ может быть заменена частицей И. Ни капли воды – Нет и капли воды. (Смысл остается один и тот же). Иногда сказуемое вместе с частицей НЕ опускается. Хлеба ни крошки. Отрицание только подразумевается, но его можно восстановить для оправдания правописания частицы НИ.
2. Если частица НИ в отрицательных предложениях повторяется, то она приобретает значение союза: Ни дождь, ни град нас не пугают. На небе не было ни луны, ни звезд. Здесь частицу НИ тоже можно заменить союзом И. Примечание: в причастных и деепричастных оборотах частица НИ употребляется в таких же значениях, если причастие или деепричастие употребляется с отрицанием, например: Не решивший ни одной задачи. Не раздумывая ни одной минуты. Человек, не прочитавший ни одного романа Льва Толстого, не имеет права судить о достоинствах великого писателя.

Материал для тренировки
1. Объяснить употребление частиц НЕ и НИ. Устная работа.
В лихости и в зависти НИ проку нет, НИ радости. Нет у кольца НИ начала, НИ конца. За двумя зайцами погонишься, НИ одного не поймаешь. На печи лежать – НИ ломтя хлеба не видать (посл.). Нет НИ седельца, НИ уздицы, НИ той вещицы, на что надеть уздицу (шутка).
2. Составить предложения с некоторыми из этих устойчивых сочетаний.
Ни жив ни мертв, не говоря ни слова, ни туда ни сюда, как ни в чем не бывало, ни свет ни заря, во что бы то ни стало. (Помните, что в устойчивых сочетаниях запятая не ставится. Ведь все выражение равно одному слову).
3. Для обучающих диктантов.
Без воображения человеку нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни ученым, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком (Дидро). Льстец не уважает ни себя, ни других (А. Франс). Бесконечная Россия словно вечность на земле… Тонут время и пространство в необъятности ее (Вяземский). Как бы я хотела плыть и плыть к восходу солнца, не боясь ни скал подводных, ни ветров, ни бурь дыханья (Л.Украинка). Согнало снег, а зелени ни травки, ни листка. Вода не убирается, земля не одевается зеленым ярким бархатом (Некрасов).
Материал подбирался с расчетом, чтобы ученики имели возможность сравнить подобные и похожие примеры и выбрать правильный вариант. Есть примеры с повторяющимся НИ в роли союза, и есть примеры с повторяющимся НЕ, которое не употребляется в роли союза, а нужно для отрицания. Здесь применяется один и тот же прием для разграничения НЕ и НИ: замена сомнительной частицы частицей или союзом И.

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ при утверждении
В утвердительных предложениях частица НИ употребляется перед сказуемым и усиливает его утвердительный смысл. Эти предложения являются придаточными, и частица НИ входит в сочетание с относительными местоимениями и наречиями (кто, что, какой, где, когда и др.): кто ни, сколько ни, куда ни, как ни. Например: Что ни спроси, растолкует, научит. С ней говорить никогда не наскучит (Некрасов). В это сочетание может быть добавлена частица БЫ в обычной роли (как образующая форму сослагательного наклонения): Кто БЫ ни приехал в Москву, всем она нравится.
Прежде чем знакомить учеников с отрицательным омофоном этого оборота речи, нужно несколько потренировать их в узнавании утвердительного омофона.

Материал для тренировки
Выделить усилительные обороты в данных предложениях. Устная работа.
Что в поле ни родится, все в деле пригодится. Как бы много ты ни знал, больше народа не узнаешь. Как ни срывай траву, она воскреснет (посл.). Что бы ни случилось, не теряй бодрости. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч и с воплем строй на строй валится (А.Пушкин).
Усилительный смысл частицы НИ устанавливается с помощью вопроса: Родится ли что-нибудь в поле? Ответ: Да, родится. Ответ утвердительный. Этот прием разграничения оборотов-омофонов применяется учителями-практиками всегда с успехом.
После такого анализа утвердительных оборотов речи плавно переходим к рассмотрению отрицательного омофона.
Учитель говорит: “Разберем еще один пример: Кто не приедет в Москву, тот не увидит ее оживленных улиц, ее прекрасных памятников архитектуры и скульптуры”. Приедет или не приедет в Москву тот, кто не увидит ее достопримечательностей? Да или нет? Конечно, нет. Ответ отрицательный. Значит, здесь есть отрицание. Какая частица обозначает отрицание? Частица НЕ. Следовательно, здесь следует употребить НЕ, а не НИ. Это означает, что в языке есть два похожих в произношении оборота речи с разными значениями. Как же их различать? Это мы уже выяснили. Применим этот прием еще несколько раз, чтобы убедиться, что он нас не подведет. Сравним утвердительные и отрицательные обороты речи.
Кто ни читал Высоцкого, всем он нравится. Читал или нет? Читал. Употребляем НИ. Кто не читал Высоцкого, советуем прочесть его сборник “Нерв”. Кто нуждается в этом совете? Тот, кто не читал. Ответ отрицательный. Пишем НЕ.
Кто же не читал стихов и песен Владимира Высоцкого?! Какой знак препинания мы поставим в конце этого предложения? Правильно – вопросительный и восклицательный. Простое это предложение или сложное? Простое – вопросительное по цели высказывания и восклицательное по интонации. Какой ответ предполагается? Отрицательный или утвердительный? Разумеется, утвердительный: все читали. Итак, мы имеем третий омофон. Еще один утвердительный. В вопросительных предложениях частица НЕ утрачивает отрицательное значение. Прежде чем писать частицу НИ в таких предложениях, нужно убедиться, есть ли в нем отрицание. Итак, речевых оборотов-омофонов – три. В одном, утвердительном, пишется НИ; в другом, утвердительном, пишется НЕ; в третьем, отрицательном, пишется тоже НЕ.
Утвердительный ответ НИ употребляется в сложноподчиненном предложении, а именно, в придаточном. Что ты ни делаешь, делай хорошо. Где я ни бывал, везде знают и чтят Пушкина.
Второй утвердительный оборот с НЕ – обычно простое вопросительное предложение, восклицательное по интонации: Чем я не молодец?! Где я только не бывал?! Они различаются по общей структуре: одно предложение простое, другое – сложно-подчиненное. И, конечно, по интонации, спокойной повествовательной и вопросительной с резким повышением тона на вопросительном слове.
Повторим еще, что утвердительный оборот и отрицательный распознаются по вопросу “Да?” или “Нет?” Утвердительный оборот предполагает утвердительный ответ, отрицательный – отрицательный ответ. Где я не бывал, там еще побываю. Где я еще побываю? Где бывал или нет? Там, где не бывал. НЕТ.

Переходим к упражнениям. Тренировочный материал.
Где НЕ проложили еще шоссейных дорог, там ездят по грунтовым. Когда НИ взглянешь в мутное окно… везде висят дождинок серенькие нитки. Как НИ полезна вещь, цены НЕ зная ей, невежда про нее все суд свой к худу клонит. (Крылов). Что НЕ начнем мы, начнут и сделают другие. Как я НИ старался отогнать от себя воспоминание о незнакомце, оно то и дело возвращалось ко мне с докучливой настойчивостью. Чем бы дитя НИ тешилось, лишь бы НЕ плакало (посл.).

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ в местоимениях и наречиях
Частица НЕ употребляется под ударением и пишется слитно, если от местоимения не отделена предлогом. Например, некто, негде, но не о чем, не у кого.
Частица НИ в тех же местоимениях и наречиях употребляется в безударных слогах и пишется слитно, если не отделена предлогом. Например, никто, никому, нигде, но ни к кому, ни о чем.
Эти правила достаточно известны семиклассникам, поэтому повторим их с помощью следующих вопросов:
1. Как различать НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и таких же наречиях?
2. Как пишутся НЕ и НИ с такими местоимениями и наречиями?
3. Когда частицы НЕ и НИ пишутся с местоимениями раздельно?
Все правила лучше повторить самому учителю, после чего сообщить исключения.
Примечание:
Следует различать речевые обороты ничто иное, никто иной, с одной стороны, и не кто иной, как; не что иное, как, с другой стороны. Например: История! Ничто иное меня не интересовало. Никто иной, кроме матери, не мог ей помочь. Это был не кто иной, как бочар Вавила (Тургенев). Различительный признак – союз КАК. Он отсутствует в первом омофоне.
НЕ РАЗ – значит много, НИ РАЗУ – отрицание (т.е., никогда), НЕ ОДИН – много (не меньше, чем два), НИ ОДНОГО – полное отрицание, НЕМАЛО – много, НИМАЛО – нисколько. Например: Я не раз встречался с ним в аллеях парка, но он ни разу меня не заметил. Мой друг знал немало, но нимало этим не гордился. Я не один купец в Москве, но ни одного не знаю без совести и чести.

Следующий этап работы над различением частиц НЕ и НИ начинается с повторения всех правил. При опросе учеников по требованию учителя правила употребления частиц НЕ и НИ используются с достаточным уточнением всех деталей, всех приведенных выше методических приемов, помогающих различать эти частицы-омофоны. Кстати, постановка вопроса, на который нужно ответить ДА или НЕТ, имеет широкое употребление. Им можно пользоваться почти при каждой встрече с частицами НЕ и НИ. Этот прием почти всегда бывает полезен. Например: Он не умеет ни купить, ни продать, ни налить, ни подать. Умеет ли он купить? Нет, не умеет. Употребление НИ здесь оправдывается наличием однородных членов. Частицу НИ здесь можно заменить союзом И. Обычное употребление НИ в роли союза И в отрицательных предложениях.

Материал для общего повторения частиц
НЕ и НИ
Необещанного не требуют (лат.). Ни огня без дыму, ни дыму без огня не бывает (посл.). Проснулась Ульяна, не поздно, не рано: все с поля идут, а она тут как тут (шутка). Будь первым в сотне, не последним в тысяче. Победа не снег: сама на голову не падает. Сел в лужу несмотря на стужу. Нитки суровы, да портной виноват – вот и выходит не рубаха и не халат (союз И показывает, что здесь не следует писать НИ). Как бы ни был язык не развит и не обработан, он имеет свои законы (Белинский). Никогда нигде не отступала, никому не кланялась Москва, у заморских стран не занимала красоты своей и мастерства (Лебедев-Кумач). Нет в России такого захолустья, в котором не бились бы молодые сердца, не пламенела бы кровь молодая (Салтыков-Щедрин). Не раз от скуки он свои мечты мне поверял. Ни один поэт не писал так доступно всем, как Крылов (Белинский). Не по-праздничному раззолоченную, а по-будничному озабоченную, сложа руки сидеть не умевшую, на виду у меня постаревшую, ни морщин, ни седин не считавшую, скромной прелести не потерявшую, сохранившую глаз свечение, мне простившую все огорчения, лучших снов своих не забывшую, постоянству меня научившую, – вот такую простую и гордую, я люблю тебя больше, чем смолоду (Рыленков).
Разберем последнее предложение по членам предложения и по смыслу.
Простое это предложение или сложное? Чтобы ответить, нам нужно отыскать грамматическую основу – главные члены предложения. Найдем подлежащее и сказуемое. Я люблю. Это одна грамматическая основа. Другой пары главных членов нет. Значит, это предложение простое, несмотря на свой размер. Почему оно такое большое? Чем оно осложнено? Однородными членами. Разберем предложение по членам. Я – подлежащее, люблю – сказуемое. Люблю кого? Тебя – прямое дополнение. Какою я люблю тебя? Найдем все те качества, которые поэт так ценит в своей жене. Раззолоченную, т.е. нарядную, озабоченную,…перечисляются все причастия с частицами и без них и объясняется употребление и раздельное написание частиц с причастиями. Завершается перечисление любимых мужем качеств жены обобщающим оборотом “такую простую и гордую”. Необходимо сделать смысловые пояснения к сочетаниям “глаз свечение”, т.е. блеск, “не забывшую лучших снов”, т.е. юношеских идеалов. Поставим еще один вопрос: “Как вы считаете, положительные или отрицательные качества своей жены отмечает поэт? Почему положительные? Не устарели ли они?” Нет, эти человеческие качества ценятся во все времена.

Материал для контрольного диктанта
Земной шар. Неустрашимые и неутомимые путешественники склонны считать земной шар небольшим и тесным. Они объезжают его не более, как в несколько суток. Они бороздят во всех направлениях океаны и моря, стремясь побывать в неизвестных, еще никем не исследованных местах. Они смело проносятся в самолетах над недоступной шапкой ледяной Арктики. Но нигде – ни у полюсов, ни в недрах обожженной неумолимым солнцем Африки, ни в девственных лесах Бразилии – наука не ожидает найти никаких неоткрытых тайн. Некоторым людям начинает казаться, что осталось мало неоткрытых земель, неведомых морей и что науке скоро уже нечего будет открывать. Но это неверно. Сколько ни узнали бы люди об окружающем мире, какие успехи ни сделала бы наука, неисследованное все еще окружает нас со всех сторон. Как бы высоко ни поднялся человек вверх, как глубоко ни опустился бы в глубь земли, и над нами, и под нами расстилаются необъятные пространства, где человек еще не бывал, где ему еще предстоит побывать. (Из газет).
И.ПРОНИНА,
Е.ПЕРФИЛЬЕВА
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте