search
main
0

Не навреди здоровью. Из опыта работы в классе для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Веду работу с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (5-й класс, возраст детей – 11-13 лет) по программе для глубоко умственно отсталых детей и детей со сложными дефектами развития. В своей работе учитываю состояние всех граней понятия «здоровье» – физического, соматического, психологического и духовного. Основное в моей деятельности – это воспитание здорового образа жизни. Хочу поделиться опытом применения некоторых приемов и технологий, способствующих укреплению здоровья учащихся.

На уроках и во внеурочной работе решаю три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, обращая внимание на условия проведения занятий.Главный объект внимания учителя – его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе влияет на их здоровье.Поэтому, проводя перед уроком экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе, особое внимание уделяю учащимся, у которых есть ряд психофизиологических особенностей (повышенная возбудимость, нежелание включаться в учебный процесс, затруднение концентрации и удержания внимания, склонность к нарушению дисциплины и общепринятых норм и т. д.). В данном случае в тактике работы на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися, им адресованы индивидуальные педагогические приемы и технологии, способствующие улучшению психологической атмосферы, созданию устойчивого положительного эмоционального фона.В системе использую разработанные мной рекомендации, в соответствии с принципами здоровьесохраняющей педагогики позволяющие как учитывать традиционные гигиенические требования к ведению учебного процесса, так и осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В зависимости от ситуации и возраста школьников могу позволить себе начать урок необычным способом – это может быть небольшая беседа об интересующем детей явлении, краткое обсуждение события, волнующего весь класс, небольшой приятный сюрпризный момент и т. д. Разумеется, на это уходит время, но зато в классе устанавливается положительный эмоциональный фон и учащиеся быстрее и охотнее переходят к изучению темы предмета.Считаю, что нужно постараться учесть как можно больше факторов: от обстановки и гигиенических условий до методов, способствующих активизации учащихся на уроке. Систематически и целенаправленно используя достаточно богатый арсенал техник, приемов, методик, способствующих укреплению здоровья школьников, рассматриваю весь учебный процесс с позиции «Не навреди здоровью».Поскольку основными школьными заболеваниями считаются сколиоз и нарушения зрения, я изучила значительное количество методических пособий, статей, санитарно-гигиенических норм и требований, результатов исследований, выработала и систематически использую ряд основных рекомендаций по охране здоровья школьников во время учебного процесса. В рекомендации я включила комплекс приемов и техник по профилактике близорукости и нарушений осанки учащихся.Кроме того, активно использую так называемые занятия малых форм. Для организации деятельности детей, способствующей их физическому развитию, использую вводную гимнастику до начала учебных занятий, физминутки, физкультпаузы, физические упражнения на больших переменах, микросеансы отдельных упражнений, подвижные игры.Вводная гимнастика (гимнастика до уроков) на протяжении 5-10 мин. не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы упражнений меняю 1 раз в два месяца. Подвижные игры организую на малых и больших переменах. Физминутки – кратковременные серии физических упражнений – используются в основном для активного отдыха учащихся. Обычно это 3-5 физических упражнений во время урока по основным предметам (2-3 мин.) или урока труда (5-7 мин.). Провожу их зачастую с музыкальным сопровождением (включаю магнитофон), элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.С помощью занятий малых форм реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающихся, но способствующие этому:- ускорение включения в учебный процесс;- оптимизация динамики работоспособности;- профилактика неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма.Незначительная продолжительность занятий, невысокий уровень функциональных нагрузок способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности учащихся и не перегружают режим дня школьника с ограниченными возможностями здоровья.Организуя учебную и внеклассную деятельность учащихся с глубокой степенью умственной отсталости, я постоянно занята поиском здоровьесберегающих технологий, которые отвечают их способностям, а также интересам и возможностям детского коллектива.В результате использования различных приемов и техник, способствующих укреплению здоровья школьников, в классе наблюдается стойкая положительная динамика по уменьшению количества простудных заболеваний, снижается количество пропусков учащимися учебных занятий по болезни.Чтобы создать условия для принятия детьми здорового образа жизни, мы с родителями учащихся не выступаем в роли менторов, а стараемся стать партнерами нашим детям, сотрудничаем с ними и тем самым признаем их право иметь свои полезные идеи, взгляды, право на здоровье и ответственность за него.Рекомендации для учителяКак оценить свой урок с позиций здоровьесбереженияК основным критериям, по которым можно проанализировать урок, относят следующие:1) обстановка и гигиенические условия в классе:- температура и свежесть воздуха,- рациональность освещения класса и доски,- наличие (отсутствие) монотонных неприятных звуковых раздражителей;2) смена видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, примеров и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, а частая смена видов деятельности требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий;3) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 мин.;4) использование различных методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее трех;5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 мин.;6) наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, способа действия, способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.),- активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, ученик как исследователь и т. д.),- методы, направленные на самопознание и развитие (мышления, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их для инициирования обсуждения;8) позы учащихся, чередование поз:- наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся,- чередуются ли позы в соответствии с видом работы;9) физминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20-й минуте урока по 1 мин. из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого;10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни:- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности,- формирование потребности в здоровом образе жизни, выработка способов безопасного поведения,- сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т. д.;11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:- интерес к занятиям,- стремление узнать новое,- радость от активной деятельности и т. д.и используемые учителем методы повышения этой мотивации;12) психологический климат на уроке;13) наличие на уроке эмоциональной разрядки: шуток, улыбок, юмористических картинок, поговорок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. д.В конце урока следует обратить внимание на:1) плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75-80% для наших детей;2) темп и особенности окончания урока:- следует избегать быстрого темпа, скомканности, оставляя время на вопросы учащихся,- спокойно завершать урок, учитель спокойно прощается с учениками,- не допускать задержки учащихся в классе после звонка на перемену.Профилактика нарушений осанки учащихсяСколиоз учащихся занимает одно из первых мест в перечне так называемых школьных болезней. Начальные проявления этого нарушения заметны уже в первых классах, а в последующих, если педагоги не уделяют должного внимания этой проблеме, возрастают год от года. Деятельность учителя по профилактике нарушений осанки должна предусматривать:1) раннюю диагностику отклонений в осанке и своде стопы (изучение анамнеза, консультация школьного врача);2) активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами лечебной физкультуры (взаимосвязь в работе учителя и врача ЛФК);3) обеспечение соответствия мебели в классе росту и пропорциям тела ребенка;4) инструктаж родителей о требованиях к мебели для ребенка дома;5) контроль учителя за правильной осанкой школьника, за соблюдением требований к позам письма, чтения и т. д.;6) обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раз в год;7) правильное расположение рабочего места (стола, парты) в помещении, где идут занятия или приготовление уроков, достаточное его освещение;8) правильную организацию режима учебных занятий;9) ежедневное использование возможностей активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (занятия в секциях спортивного направления, прогулки с подвижными играми, походы, пешеходные экскурсии и т. д.);10) инструктаж родителей, организацию встречи со школьными врачами для планирования активного отдыха учащихся;11) обучение учащихся простейшим приемам массажа, самомассажа, комплексам общеоздоровительной гимнастики и гимнастики для глаз;12) оборудование класса несколькими конторками (настольными), регулируемыми по росту, для смены поз учащихся во время учебного процесса.Правильная посадка учащихся во время занятий1. За столом (партой):- длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;- высота ножек стула должна быть равна длине голеней ребенка;- голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;- между краем стола и грудной клеткой ребенка должно быть расстояние, равное ширине кисти ребенка.2. При письме:- позвоночник ребенка опирается на спинку стула. Ребенок должен сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;- предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;- надплечья находятся на одном уровне;- голова чуть наклонена вперед;- расстояние от глаз до стола (тетради, книги) – 30-35 см;- тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 300;- левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.3. При чтении:- поза в основном совпадает с позой при письме;- предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты);- кисти рук ребенка поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 150.4. Стоя:- ребенок должен уметь стоять свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги;- голову не наклонять, следить за симметричным положением предплечий, углов лопаток.Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки учеников.Профилактика близорукостиУчитель, заботящийся о здоровье своих учеников, должен уделять внимание мероприятиям, способствующим снижению зрительной нагрузки учащихся во время их пребывания в школе. К ним относятся:1) рассадка детей в классе с учетом состояния их зрения;2) чередование устной и письменной работы на уроке:- отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы, специальные комплексы гимнастики для глаз),- минуты тишины с закрытыми глазами;3) оборудование учебного помещения плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатными тренажерами;4) проведение на каждом уроке гимнастики зрения;5) правильное использование ТСО (видеоэкранных):- расстояние до экрана при просмотре телепередач – в пределах 3-5 м,- длительность не более 20 мин.;6) использование учебников, рекомендованных Министерством здравоохранения и социального развития;7) контроль за гигиеной чтения школьников:- шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов,- неотрывное чтение не более 3-7 мин. (1-2-е классы), 7-15 мин. (3-4-е классы), 20-25 мин. (5-11-е классы),- расстояние от глаз до текста – 24 см (для младших школьников), 29 см – для средних и старших школьников,- исключить чтение в положении лежа;8) рациональная организация освещения в классе и дома;9) ежедневное пребывание на свежем воздухе не менее 2-3 часов;10) инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения;11) учет состояния зрения ученика при определении его в группу для занятий физкультурой.Рекомендации по проведению физминуток1. Проведение физминуток решает следующие задачи:- уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы учащихся;- активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;- эмоциональная разгрузка учащихся, возможность сбросить груз накопившихся отрицательных эмоций и переживаний.2. Время начала физминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.3. В течение урока проводится 1-2 физминутки.4. Физминутки обязательны на всех уроках.5. В состав упражнений для физминуток обязательно включаются:- упражнения по формированию осанки;- упражнения по укреплению зрения;- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания (формирование глубокого дыхания, усиление выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей).6. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.7. Физминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветриваемом помещении, до выполнения упражнений следует открыть форточки.8. Перед выполнением упражнений нужно предложить детям расстегнуть тугие воротнички и принять исходное положение.9. Учитель произносит команды ровным, четким голосом и показывает, как правильно делать упражнение, которое выполняется впервые.10. Для повышения интереса к выполнению упражнений на начальном этапе проведения физминуток в начальной школе можно использовать переходящий приз, которым будет награждаться лучший ряд.11. Обязательное условие проведения физминуток – положительный эмоциональный фон:- включается музыка;- учитель использует шутливые сравнения (прыгаем, как зайчики, бежим от волка и т. д.).12. Хорошие результаты дает проведение физминуток самими учениками, дежурный по здоровью или физорг класса заранее разучивает комплекс упражнений, рекомендованных учителем физкультуры.Сценарий урока по предмету «Развитие устной речи» в 5-м классе для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостиТема урока: «Семья».Цель: закрепление понятия «семья», названий членов семьи, имен и отчеств родителей.Задачи:- закрепить знания имен членов семьи, формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге;- корригировать двигательную активность, мелкую моторику на основе упражнений для развития движений пальцев и рук;- прививать навыки культурного поведения, межличностного общения со сверстниками и взрослыми в процессе подвижных игр.Материалы и оборудование: картина «Семья», фотографии с изображениями членов семьи, таблички со словами «мама», «папа», «бабушка» и т. д., столик с атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Прием гостей», конверты с листочками бумаги, изготовленные детьми на уроке труда.Предварительная работа: изготовление конвертов для письма-сюрприза, наклеивание аппликации «Цветок», подписывание конверта, знакомство с именами родителей, разучивание игр с движениями, физминуток, фольклорных потешек.Словарь: гостеприимный человек, приятный сюрприз, ласковое имя, семейный альбом, семейный праздник.План урока1. Оргмомент – игра «Знакомство» (проговаривание своего имени, развитие тактильных ощущений).2. Сообщение темы урока.3. Повторение (беседа по вопросам).4. Изучение нового материала с привлечением имеющихся знаний детей.5. Дидактические игры по коррекции мелкой моторики, двигательной и речевой активности «Имена», «Назови ласково».6. Физминутка (общеразвивающие упражнения).7. Закрепление нового материала (практическая деятельность учащихся):- изготовление письма-сюрприза,- игра-хоровод «Каравай»,- элементы методики М.Монтессори (написание букв на подносе с мукой),- инсценировка потешки «Угощение…»,- элемент сюжетно-ролевой игры «Прием гостей» с предварительной сервировкой стола.8. Итог урока.Ход урока1. Организационный момент.Дети здороваются с гостями. Проводится игра «Знакомство» (развитие тактильных ощущений) для мотивации детей к активной деятельности.2. Объявление темы занятия.Учитель: Мы повторим имена родителей, будем учиться, как заботиться о родителях, будем играть.3. Работа по картине «Семья».Учитель: Кто нарисован на картине? (Называют хором.)- Посмотрите, вот еще картинки, где нарисованы мама, папа, бабушка. Как назвать одним словом? (Семья.)- Я проведу стрелку от мамы к девочке. Кем будет эта девочка для мамы? (Дочкой.)- Кем будет этот мальчик для папы? (Сыном.)- Кем будет эта девочка для бабушки? (Внучкой.)- Посмотрите внимательно, подписи к картинкам перепутаны, поставьте правильно.4. Игра «Имена».Учитель: Будем играть. Встаньте в круг. Рядом со мной встанет тот, у кого маму зовут Ирина Борисовна, и т. д.5. Игра «Назови ласково».Учитель: Будем играть. Я буду называть слово, а вы превращать его в ласковое:мама – мамочкапапа – папочкабабушка – бабулечкабрат – братикдочь – доченькасын – сыночек- Называете вы в своей семье друг друга ласково?- Почему люди называют кого-то ласково? (Чтобы сделать приятное, обрадовать.)- Можно ли сказать, что в семье все должны заботиться друг о друге?- Как вы можете обрадовать своих родителей? (Помогать дома, играть с младшими братьями, сестрами, слушаться старших.)6. Практическая деятельность детей.Учитель: Если сделать что-то хорошее для мамы и папы, им будет приятно? Как вы думаете, они обрадуются, если вы им напишете хорошие слова о том, что вы их любите? Возьмите свой конверт и достаньте листочек. Какие слова напишете? (Дети пишут (обводят) слова и вкладывают листок в конверт.) Наше письмо-сюрприз готово, мамы и папы будут очень рады, что вы такие заботливые.7. Физминутка.Мы ногами топ-топ,Мы руками хлоп-хлоп,Мы глазами миг-миг,Мы плечами чик-чик,Раз – туда, два – сюда,Повернись вокруг себя,Раз – присели, два – привстали,Руки кверху все подняли,Сели – встали, сели – встали,Мы нисколько не устали!8. Беседа о семейных праздниках.Учитель: Чтобы в семье всегда было хорошо каждому, мы проводим праздники. Какие праздники вы отмечаете в своей семье? (Новый год, день рождения.) В какие игры можно играть всей семьей? (Каравай.)- Что такое каравай? (Праздничный хлеб.)- Из чего его делают? (Из муки.)- Мы знаем с вами стихи, как готовят угощение. (Встают в круг, потешка «Козел мелет, козел мелет…».)- Мы с вами должны поступить как гостеприимные хозяева, давайте пригласим наших гостей к столу. (Элемент сюжетно-ролевой игры «Прием гостей».) Накройте правильно наш стол, поставьте угощение и стулья. Какие слова скажете? (Приходите, пожалуйста! Угощайтесь!)8. Итог урока.Учитель: Как вы думаете, нашим гостям будет приятно такое внимание? Мы научились, как радовать старших, заботиться о них, узнали, что делать хорошее людям очень приятно. Молодцы, я рада, что вы такие заботливые, хорошие ученики. Попрощайтесь с гостями. (Дети уходят из класса.)​Виктория СЕЛЕЗНЕВА, учитель красноярской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №5, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте