Педагогические задачи раннего обучения информатике чрезвычайно актуальны для современного информационного общества. Тем не менее, как и большинство педагогических задач, они не имеют однозначного решения. Несмотря на накопленный значительный практический опыт, по методике раннего информационного образования до сих пор идут дискуссии на разных уровнях – от отдельных практических экспериментов в школе до глубоких исследований в теоретических диссертациях.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Чтобы как-то повлиять на ситуацию, я попыталась обобщить опыт кружковой работы в нашей прогимназии. Работая по этой программе, ученик сможет освоить азы компьютерной грамоты: выполнять несложные вычисления, набирать текст, рисовать, создавать презентации, познакомиться с начальными шагами программирования. У детей формируется навык работы с компьютерной техникой, развиваются алгоритмическое и логическое мышление, познавательная деятельность. Способность решать информационные задачи зависит от тех умений и навыков, которые школьники получили и получают на других уроках (умение читать, рассуждать, писать и считать), что не изолирует кружковые занятия от основного учебного процесса.
Преподавание построено в соответствии с принципом валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают без перерыва не более 15 минут, и сразу после этого следует минутка релаксации – ребята выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Примерная структура занятия:
организационный момент (1 мин.);
постановка учебной задачи, объяснение нового материала (10 мин.);
пальминг* (1 мин.);
работа за компьютером, индивидуальная помощь (10 мин.);
физкультминутка (1 мин.);
введение новых возможностей программы (5 мин.);
самостоятельная работа (10 мин.);
релаксация (2 мин.);
подведение итогов (2 мин.).
Основные цели и задачи курса:
осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
формирование алгоритмического подхода к решению задач;
формирование навыков работы в различных компьютерных программах;
пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности;
формирование здорового образа жизни;
знание гигиенических норм работы за компьютером.
Тематическое планирование
и содержание обучения
3-й класс (34 часа)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе (1 ч).
Знакомство с правилами поведения в кабинете. Строение компьютера (2 ч).
Знакомство с компьютером. Мышь и клавиатура. Программа Калькулятор (4 ч).
Умение запускать программу и выходить из нее, проводить несложные вычисления. Программа Блокнот (5 ч).
Формирование навыков набора текста, форматирование и сохранение информации. Программа Paint (9 ч).
Знакомство с графическим редактором. Развитие умения создавать и сохранять рисунки. Программа Microsoft Word (5 ч).
Знакомство с векторной графикой. Умение создавать, редактировать и сохранять графические объекты в данной программе. Творческая работа (4 ч).
Работа с компьютерными игровыми программами (4 ч).
4-й класс (34 часа)
Повторение изученного материала (1 ч).
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройство компьютера. План работы кружка. Программа PowerPoint (15 ч).
Знакомство с программой. Формирование навыков создания и демонстрации презентации. Язык программирования Бейсик (10 ч).
Первоначальное знакомство с языком программирования. Создание простейших программ. Программирование в среде ЛОГО (8 ч).
Татьяна ГАЙСИНА, учитель информатики прогимназии «Ямашнефть», Альметьевск, Республика Татарстан
Комментарии