– Михаил Борисович, начну беседу с профильного обучения, поскольку знаю, что Краснодарский край серьезно занимается этой проблемой уже многие годы. – Мы вошли в число первых десяти субъектов Федерации, начавших эксперимент. Для нас это стало естественным развитием идеи вариативности учебных планов, которая внедрялась в отдельных образовательных учреждениях Кубани в середине 90-х годов. Начинали с двух пилотных территорий: Краснодар и Павловский район. Сегодня около 400 школ края работают по профильному и предпрофильному обучению. Примечательно: расширение эксперимента происходит скорее снизу, чем сверху, что свидетельствует о жизненности, востребованности дифференцированного обучения на старшей ступени.
– И все-таки переход к профильному обучению сопряжен с определенными трудностями, связанными, например, с недостаточным научно-методическим обеспечением, трудностями с организацией работы муниципальных координаторов и т.д. На Кубани есть такие проблемы?
– В нашем крае этому вопросу мы с первых лет уделяли особое внимание. Создали в территориях координационные советы, разработали разноуровневые банки нормативно-правовой информации, сформировали аннотированный каталог курсов по выбору. Краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования обеспечивает научное, методическое сопровождение эксперимента, а это – экспертиза, авторские курсы по выбору, технологические карты, методические пособия, моделирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного статуса, мониторинг, прогнозирование и многое другое. Недавно, в частности, объявили о краевом (заочном) конкурсе программ элективных курсов для 10-11-х классов, которые разрабатывают педагоги экспериментальных учреждений.
Здесь у нас накоплен определенный позитивный опыт. Видимо, поэтому он рассматривался на Всероссийском совещании.
– А как обстоят дела с кадрами?
– Мы серьезно ставим вопрос об обучении муниципальных и школьных координаторов эксперимента. Ежегодно пять с половиной тысяч учителей повышают квалификацию, делается акцент на перестройку логики преподавания учебной дисциплины от «узкопредметной» к «детоцентристской», учитывающей потребности ученика. Учителя осваивают интерактивные технологии, проектно-исследовательские, блочно-модульные методы и т.д. Кроме того, постоянно изучаем потребности территорий в предпрофильной подготовке и профильном обучении.
– Насколько мне известно, еще один федеральный эксперимент в Краснодарском крае твердо встал на ноги – это ЕГЭ.
– Это так. В эксперименте по ЕГЭ Краснодарский край с 2002 года. Твердо могу сказать, что прежняя система экзаменов изжила себя. У ЕГЭ есть важное преимущество – возможность делать «срезы» и получать объективную информацию для проведения системной работы с учителями в плане повышения их квалификации, профессионального мастерства. В этом году, не скрою, результаты по математике показали, что здесь мы отстаем. Наша реакция – серьезная корректировка в работе с учителями математики. По каждому району, а их в крае 48, ведется статистика, а это объективные данные и реальная картина по каждой из более чем 1000 школ нашего региона. Но не для того, чтобы наказывать худших, а чтобы оказывать необходимую помощь. В ЕГЭ видим ощутимую пользу в повышении доступности профессионального образования, он существенно расширяет возможности молодых людей, желающих продолжить обучение в профессиональной школе.
– А ректоры разделяют вашу точку зрения, они союзники или оппоненты?
– Настороженность была, и оппонентов хватало. Но постепенно число сторонников значительно выросло. Почти все государственные вузы участвуют в эксперименте. Например, в Кубанский государственный медицинский университет уже два года можно поступить, не сдавая ни одного вступительного испытания в традиционной форме. Его примеру следуют и другие вузы.
– Михаил Борисович, чем от предыдущих отличается новая, недавно утвержденная вашим Законодательным собранием краевая целевая программа развития образования?
– На основе краевых программ развития образования мы работаем с начала 90-х годов. Сначала программы носили скорее идеологический характер, были нацелены на стратегию развития отрасли. На нынешнем этапе перешли к программам с солидным финансированием.
– Расскажите, пожалуйста, о некоторых наиболее важных направлениях этого документа.
– Во-первых, объем финансирования программы на предстоящие пять лет составит 1 млрд. 632 млн. рублей. Для нас это очень серьезная сумма. При этом надо иметь в виду, что аналогичные программы разрабатываются на муниципальном уровне также с финансированием. Таким образом, количество средств, которое фактически получит в целом система образования Краснодарского края, увеличится почти в два раза.
В программе развития приоритет отдан в основном общеобразовательной школе, дополнительному образованию. В программе сделан акцент на значительное укрепление материально-технической базы: оснащение школ современными учебными кабинетами, наглядными пособиями, школьной мебелью. Губернатором принято решение – в 2006 году 150 миллионов рублей будет выделено на приобретение школьной мебели. Для края – немалая сумма, и в последующие годы она сохранится. Так, за четыре года в рамках реализации программы мы полностью обновим школьную мебель в соответствии с возрастными, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими требованиями. Кроме того, на приобретение учебных кабинетов – 38 миллионов рублей, на компьютеризацию – 30 миллионов рублей ежегодно…
Отдельно существует программа «Дети Кубани», в рамках которой осуществляется и поддержка способных и одаренных детей. Существует несколько конкурсов для школьников, студентов, которые идут под патронажем губернатора. Оцениваются как учебные, так и творческие достижения. Краевой Центр дополнительного образования координирует работу с одаренными детьми. В этом году получили хорошие результаты на зональных олимпиадах в Южном федеральном округе (13 субъектов) – 40% призовых мест завоевали наши школьники.
– А что происходит с сельскими школами? Их в Краснодарском крае большинство.
– У нас 50% населения проживают в сельской местности. Есть села, в которых живут 40-50 человек, а в некоторых число доходит до 50 000 человек. Школы не закрываем. Более того, малочисленные, малокомплектные стараемся в полной мере оснащать учебным оборудованием. Используем передвижные учебные лаборатории. Кстати, край был одним из первых в этом начинании. Стремимся, чтобы начальная школа была в каждом населенном пункте, а школы 2-й и 3-й ступени функционировали как центральные, укрупненные. Программа «Школьный автобус» (из краевого бюджета деньги ежегодно выделяются) помогает решать эту проблему. С 1997 года приобретено 500 автобусов.
– Михаил Борисович, на сайте Департамента образования и науки Краснодарского края прочитала о конкурсе общественно значимых проектов в сфере общего образования, который проходит уже не первый год.
– Это губернаторская программа, и мы уделяем ей большое внимание. Учреждены 26 грантов губернатора в размере 100 тысяч рублей, направленных на поддержку инновационных проектов в области общего образования. По два гранта, например, выделено на разработку и эффективное использование здоровьесберегающих технологий в области обновления образовательных средств. Здесь речь идет о создании современных учебно-методических комплексов для курса «Кубановедение» – нашего регионального компонента. Выделены гранты для внедрения новых информационных технологий в области реабилитации и коррекционной работы и др.
– Кстати, о воспитании детей с ограниченными возможностями. Сегодня в России их число, к сожалению, увеличивается. Как обстоят дела на Кубани?
– У нас достаточно хорошо развита система специального образования, социальной защиты и поддержки детей, имеющих отклонения в развитии. Около двух тысяч педагогов реализуют различные формы реабилитации через творчество, спорт. Активно действуют краевые и федеральные экспериментальные площадки на базе Ильской, Сочинской, Ейской, Абинской, Славянской и других специальных (коррекционных) школ.
– Как, Михаил Борисович, вы восприняли президентские инициативы в области образования, в том числе по поддержке классных руководителей, лучших школ, учителей?
– В крае около пяти лет существуют некие прообразы этих инициатив – лучшие школы получают и будут получать гранты губернатора в размере 100 тысяч рублей каждая. Одаренным детям выплачивались премии администрации (по пять тысяч рублей). Около 80 процентов школ подключены к Сети «Интернет», в том числе по выделенным каналам.
Мы надеемся, что объявленный национальные проект «Образование» инициирует долгосрочные системные изменения по основным направлениям развития сферы образования.
С большим энтузиазмом восприняли установление доплат за классное руководство, поскольку оно затрагивает интересы большинства преподавателей. Представляется чрезвычайно важным стимулирование лучших школ, продолжение работы по компьютеризации школ. Но существуют и некоторые проблемы. К примеру, как из 100 учителей в школе выбрать лучшего, даже на основании четко определенных критериев. С моей точки зрения, здесь есть вопросы психологического, этического свойства. Мы, естественно, будем принимать участие в этой работе, придется учитывать много нюансов и факторов при определении лучших.
– Во многих регионах происходят изменения, связанные с крушением тарифозависимой сетки оплаты труда. Ваше отношение к этому?
– Сложный вопрос. Речь идет о регионализации заработной платы. У каждого субъекта свои возможности, и все зависит от наполняемости бюджета. Что мы сделали на первом этапе? По сути, мы сохранили ЕТС, потому что не смогли пока перейти к региональной оплате труда. Нам удалось сохранить 25-процентную надбавку для сельской местности. Я считаю – это крайне важно для стабильности в сельской школе. На данном этапе мы изучаем опыт других. Действуем по принципу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
– А в каком состоянии находятся ваши школы? Как обстоят дела с капитальным ремонтом?
– Проблема достаточно серьезная. Она связана и с так называемыми межбюджетными отношениями. У нас в крае около 40 аварийных школ, которые требуют срочного вмешательства. Среди них есть очень старые школы. Также вызывает тревогу состояние школьных окон, которые надо менять, поскольку они представляют реальную угрозу жизни и здоровью детей. Решать эту проблему очень сложно. Например, в Сочи провели капремонт в 6 школах. В следующем году он будет сделан еще в 8 школах. Однако такие траты из 48 муниципальных образований могут себе позволить 5-6. А что делать остальным? Вопрос остается открытым. Но я могу сказать точно, что муниципалитеты самостоятельно с этой задачей не справятся. Нужна консолидация краевого и муниципального уровней, а в отдельных случаях – и федерального. В этом направлении мы и работаем.
Отдельная тема – противопожарная и антитеррористическая безопасность. К концу года во всех школах будут установлены тревожные кнопки. Сейчас их порядка 90%. Требуется 650 млн. рублей только для общеобразовательных школ, чтобы поочередно решать все проблемы: от огнетушителей и первичных средств пожаротушения, заканчивая автоматической системой пожарной сигнализации. Делаем исключение для интернатов и детских домов: помня печальный опыт некоторых наших субъектов и их пожары, решаем эти проблемы комплексно, поскольку дети там находятся круглосуточно.
– Недавно вы отметили 65-летие системы НПО. Есть ли какая-то региональная специфика в сфере начального профессионального образования?
– С первого января нынешнего года нам передали 62 из 64 имеющихся в крае учреждений начального профессионального образования. Прошел год. Я могу сказать, что мы сохранили все учреждения НПО, изменяя содержание деятельности, структуру подготовки кадров. Таким образом, стараемся влиять на результаты их работы, повышать востребованность выпускников динамично развивающимся хозяйственным комплексом Кубани.
Комментарии