Переход начальной школы на новый образовательный стандарт, запланированный на 1 сентября 2011 года, в некоторых школах и регионах уже, как оказалось, происходит. Я убедилась в этом, побывав в липецком лицее №44. Здесь в прошлом учебном году набрали первый экспериментальный класс, в котором дети обучаются в соответствии с требованиями нового стандарта. И хотя на федеральном уровне окончательно еще не определены учебно-методические комплексы, по которым будет вестись преподавание, учителя исходят из того, что изучаемый материал изменится мало, а на первый план разработчики стандартов ставят новые требования к процессу и результатам обучения.
Например, необходимость привития ребенку новых умений, первое из них – универсальные учебные действия, которые помогут в поиске, анализе и интерпретации информации, а второе – формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию. По словам ученых, на первый план выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Учитель в преподавании должен выходить за рамки своего предмета (приветствуются межпредметные связи), стремиться к развитию личности ребенка, формированию универсальных учебных умений. Также стандарт предполагает возрождение воспитательной работы и введение в начальной школе занятий во второй половине дня – внеурочной деятельности, которой отводится 10 часов в неделю, то есть ежедневные два дополнительных часа пребывания детей в школе.Сейчас липецкие первоклашки, обучаемые по экспериментальной программе, – уже второклассники, а следом за ними по теперь уже проторенной дороге пошел очередной первый класс. Дополнительно в Липецке в нынешнем учебном году заработали несколько экспериментальных площадок по подготовке к введению ФГОС – в некоторых школах по одному классу, а в некоторых и параллель целиком. Уже сделаны определенные выводы, есть результаты и опыт, и, конечно, есть проблемные, даже спорные моменты, с которыми столкнулись школы, учителя и родители первоклассников и которые в ближайшем будущем (уже через год) предстоит преодолевать всем школам России. Об этих трудностях, или, как принято сейчас говорить, рисках, новых ФГОС для начальной школы мы поговорили с заместителями директора лицея №44 Ольгой Радомировной Прокопенко и Ларисой Дмитриевной Варгановой. Первой и главной проблемой учителя, так же как и разработчики стандартов, считают недостаточную подготовленность педагогических кадров. Педагогов начальной школы надо учить преподавать по-новому. Как сказали мои собеседницы, изменилась образовательная парадигма: если раньше педагог учил умениям и навыкам, то теперь он должен развивать компетенции, а это две разные вещи. Пока учителя этого делать не умеют, поэтому придется переучиваться. Ну а так как многие уже в возрасте, то сделать это будет непросто. Опасность еще и в том, что учителя могут забыть о новых требованиях и переключить свое внимание и силы на организацию внеурочной деятельности. Но главным в школе по-прежнему остаются урок и воспитание, а на уроке теперь должны будут преобладать системно-деятельностный подход и групповая работа. Дополнительно на каждом этапе урока учитель должен формировать у ребенка универсальные учебные действия. По словам Ларисы Варгановой, об этом нельзя забывать ни в коем случае, иначе получится, что мы не довели дело до конца: вроде бы все организовали, все приготовили для новой работы, а сами как вели урок по-старому, так и ведем, уделяя основное внимание внеурочной деятельности. Ведь именно ей на первых порах отдаются все силы, потому что это новое для школы, потому что внеурочную деятельность надо организовать, найти помещение, определить виды этой деятельности и соотнести их с возможностями учебного заведения. В итоге есть риск «заиграться», забыв о главном – об уроке. Второй момент – это учебно-методические комплексы, по которым будут работать педагоги. В лицее используются три комплекса – Занкова, «Школа-2100» и «Планета знаний», а всего их около 20. Министерством будет выбрано несколько комплексов, и пока учителя только пытаются предугадать, что это будет. Говорят, что ближе всего к новым стандартам «Планета знаний» и «Школа-2100». В любом случае каждая школа уже сделала свой выбор и работает по определенным комплексам; если они не совпадут с министерскими, надо будет покупать новые учебники. Кто это будет делать, родители? С организацией внеурочной деятельности связана третья проблема – наличие достаточных учебных площадей, свободных и необходимых во второй половине дня. Внеучебные занятия должны быть организованы на какой-то базе, и в идеале дети не остаются в классах, где до этого сидели на уроках. У школы, которая работает в две смены, площадей не хватит. Поэтому внеурочную деятельность организовывают совместно с учреждениями дополнительного образования и спортивными учреждениями (в липецком лицее №44 детей водили в бассейн соседнего со школой спорткомплекса). Разработчики стандартов тоже рекомендуют подобное сотрудничество, но и у школ, и у родителей возникает по этому поводу много вопросов. В дополнительном образовании существует родительская плата, не означает ли это, что родители обучающихся по новым стандартам малышей должны будут оплачивать данные занятия, то есть оплачивать часть стандарта начального общего образования? Но ведь это не дополнительные образовательные услуги, это стандарт, а значит, мы получаем платное начальное образование. Или оплачивать должна школа? Но откуда она возьмет деньги, как оформлять подобное сотрудничество и какую роль здесь должны сыграть муниципалитеты? Вспоминаются школы-комплексы, гимназии с преподаванием предметов художественно-эстетического цикла – одним словом, те инновационные учебные заведения, кто уже сумел найти и дополнительные площади, и ставки, чтобы заполнить вторую половину дня музыкой, пением, хореографией, спортивными занятиями. Подобным школам в последние 20 лет не раз приходилось балансировать на грани закрытия, точнее, лишения их самоидентификации, постоянно выслушивать упреки в разбазаривании средств, в неэкономности и ненужности дополнительного образования в стенах общеобразовательной школы. Выходит, теперь все переменилось? И именно в таких школах учащимся младших классов будет намного удобнее и интереснее: вся внеурочная деятельность уже отлажена и никуда ходить не надо. Ведь дорога и транспорт по-прежнему самые главные опасности для малышей, и представьте себе учительницу, ведущую или везущую хотя бы даже одну остановку 25 первачков или хоть третьеклашек в соседний Дом творчества или спортшколу. Кстати, не мешало бы спросить у родителей, они-то согласны на подобные перемещения детей? Между прочим, мои собеседницы общение с родителями назвали еще одним сложным моментом, с которым обязательно придется столкнуться при переходе на новые стандарты. Некоторые родители, особенно мамы и папы первоклашек, вначале категорически не хотели оставлять детей в школе во второй половине дня. Причины разные, но две самые главные сводятся к одному: или для ребенка такой режим дня будет перегрузкой, или ребенок уже где-то серьезно занимается (спортивные секции, музыкальная школа), а значит, дополнительные занятия могут опять же привести к перегрузкам и навредить здоровью. Насколько останется такая свобода выбора в будущем, когда эксперимент закончится и стандарт станет обязательным для всех? Музыкальные школы начинаются с 5-6 лет, а профессиональный спорт в некоторых видах и того раньше. От чего придется отказаться? И если ребенок не захочет отказываться от одного, а от другого ему не разрешат, какими тогда будут перегрузки? Кстати, многие детские врачи и физиологи считают, что в первом классе ему вполне достаточно четырех уроков, а дальнейшее нахождение в школе приносит больше вреда, нежели пользы. Комментарий Анна ШАМАЕВА, председатель Департамента образования города Липецка: – В 2009-2010 учебном году в системе образования города Липецка был создан Комплекс инновационных площадок. Ядро комплекса составили 18 городских экспериментальных педагогических площадок, 4 базовых и 8 опорных учреждений. Среди них и вновь созданные, и те, что работают уже более пяти лет. Школы – экспериментальные площадки призваны апробировать педагогические новшества, базовые школы – пропагандировать освоенный передовой опыт, а опорные – обеспечивать его внедрение в других образовательных учреждениях через организацию сетевых сообществ. Таким образом, самая масштабная по объему и трудоемкая по исполнению задача возложена на опорные учреждения. Очень важно, чтобы в системе образования была среда, побуждающая педагога к самообразованию, создающая для освоения нового необходимые условия.Участвуя в деятельности инновационных площадок, педагог развивает свою профессиональную компетентность. А значит, он становится способен быть Новым учителем Новой школы. Липецк
Комментарии