search
main
0

Не надо жить обыденным сознанием. или Как укрепить позиции «России читающей»?

Татьяну ЖУКОВУ по праву можно назвать одним из самых компетентных специалистов по проблемам школьных библиотек. Она президент Российской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор профессионального журнала «Школьная библиотека» и журнала для родителей «Домашняя школьная библиотека». А сегодня – собеседник «УГ».

– Татьяна Дмитриевна, что послужило толчком к созданию Российской школьной библиотечной ассоциации?

– Книги, библиотеки, просветительская деятельность – все это давно стало главным делом моей жизни. Когда же в перестроечные времена хрестоматийное, казалось бы, понимание ведущей роли книги и чтения стало утрачиваться, а СМИ «пожелтели», мы поняли, что нужен хороший, «белый» журнал. Журнал профессиональный, который помог бы школьным библиотекам укрепить позиции «России читающей». Так в 2000 году мы начали издавать журнал «Школьная библиотека». Затем я стала начальником отдела библиотек, медиатек и информационного обеспечения Министерства образования Российской Федерации. Вокруг журнала, а потом отдела сформировалась команда единомышленников, преданных идее, что сила образования прежде всего в сильных школьных библиотеках. Именно эта команда из лучших представителей библиотечной науки и практики помогла подготовить прорыв в 2002 году, когда были проведены важные для школьных библиотек России мероприятия.

– Давайте вспомним, какие именно.

– Во-первых, это заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 5 марта 2002 года. Мы участвовали в подготовке аналитического доклада «Культура и дети: проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения». Во-вторых, это Парламентские слушания «Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» 31 октября 2002 года с важнейшими рекомендациями, за которые мы боролись. Это прежде всего отмена 0,5 ставки школьного библиотекаря, которая позволит снять зависимость заработной платы библиотекаря от количества класс-комплектов, что особенно сказывается на сельских школах. Затем был проведен «круглый стол» «Проблемы профессиональной и социальной защиты школьного библиотекаря» – Минобразование России, 14 февраля 2003 года, где были подготовлены обоснования для Министерства труда и социального развития РФ по введению должности библиотекаря-педагога. И самым главным в нашей работе в 2002 году мы считаем оказание информационно-методической помощи специалистам «Центра развития русского языка» на подготовительном этапе к «БиблиОбразу».

– Какие задачи поставила перед собой ассоциация?

– Во всем мире профессиональные объединения – это главные разработчики стратегии и тактики развития библиотек, инициаторы законодательных инициатив, основные центры повышения квалификации библиотечных работников. Международная и национальные ассоциации школьных библиотек взаимодействуют друг с другом, обогащая и обновляя библиотечные технологии и образование подрастающего поколения. Они входят также в Международную ассоциацию мировых библиотечных систем (ИФЛА). Опыт таких мощных зарубежных библиотечных объединений, как Международная ассоциация школьных библиотек, Американская ассоциация школьных библиотек и Ассоциация школьных библиотек Великобритании, которые существуют уже более ста лет, показывает, что они серьезно влияют на национальные приоритеты в образовании через укрепление школьных библиотек и социальную защиту их специалистов.

Мы стремимся создать условия для эволюционного скачка в развитии школьных библиотек России, влиять на государственную политику в области развития школьных библиотек, занимаемся социальной и профессиональной защитой школьного библиотекаря, развиваем международное сотрудничество, организуем зарубежные стажировки.

– Что, по-вашему, остается первоочередной задачей для развития системы школьных библиотек в стране?

– Это решение на государственном уровне важной системной задачи – создание в России эффективной инфраструктуры, обеспечивающей развитие школьных библиотек. Одним из основных элементов я считаю создание системы непрерывного образования школьных библиотекарей и системы управления школьными библиотеками по всей вертикали управления в системе образования (от министерства до директора школы). Если эту систему правильно выстроить, организовать, то она будет обладать «способностью самонастройки», то есть сможет оперативно реагировать на все изменения библиотечной практики, отражая это в квалификационных требованиях, правильном штатном расписании, условиях труда и адекватной его оплате и прочем. Сложность этой задачи связана с тем, что определенная часть руководителей в системе образования живет пока в рамках так называемого обыденного сознания. Ведь как говорил Альберт Эйнштейн: «Проблему нельзя решить с помощью того же стиля мышления, который ее создал».

После проведения в 2002 году всероссийской паспортизации школьных библиотек были определены проблемные точки в их профессиональном поле. Для их комплексного решения давно назрела необходимость создания системного документа, охватывающего все стороны школьной библиотечной деятельности, – Федеральной программы модернизации школьных библиотек в контексте модернизации российского образования. Мы видим одной из главных задач ассоциации создание такого документа на федеральном уровне и разработку его региональных моделей.

– Почему он важен?

– Этот документ важен не только для сугубо профессионального сообщества школьных библиотекарей, но и для педагогов и общества в целом, так как именно он даст важные ориентиры и контекст школьному библиотекарю для разработки его собственной программы развития школьной библиотеки. Это станет и своеобразным маркетинговым инструментом подстройки конкретной школы под быстро меняющиеся нужды социума, теперь заказывающего образовательные услуги.

Известно, что социальные процессы в нашей стране и все изменения в мире происходят в несколько раз быстрее, чем меняется школа. И модернизация российского образования призвана была сработать на опережение. Поэтому именно школьные библиотеки, забытые на первом этапе образовательной реформы, когда они не рассматривались в качестве ресурсной базы модернизации, сегодня смогут дать устойчивость развития образовательным процессам. Необходимо рассматривать школьные библиотеки как главный системообразующий элемент школы, где генерируется питательная информационно-образовательная и социокультурная среда для учителей.

Библиотекарь по роду своей профессии исторически был всегда призван взращивать знания представителей всех остальных профессий. А школьный библиотекарь может решить для педагогов и руководителей образования очень трудную и важную задачу российского образования (при должном ресурсном обеспечении) – соединить поток инноваций в образовании с инфраструктурой (именно школьной библиотекой), обеспечивающей растущее их применение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте