search
main
0

Не надо ждать приема у начальников, на встречу с профактивом они приходят сами

Александр Муратов, начальник управления экономического анализа Департамента образования Москвы, не только часто отвечает на вопросы председателей первичных профсоюзных организаций, приходящие на его электронный адрес, но и встречается с профактивом, в том числе в рамках селектора «Профсоюзный час». Одна из таких встреч была посвящена внесению в августе 2015 года изменений в приказ Департамента образования №40 от 12 февраля 2015 года «Об утверждении Рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы».

Александр МУРАТОВ:- Приказ №40 – базовый приказ по НСОТ для системы образования. Это отраслевые рекомендации по разработке системы оплаты труда в общеобразовательных организациях. Изменения – результат большой работы, которую мы провели совместно с профсоюзом, директорами школ.В приказе можно отметить три блока. Первый блок – уточнение перечня тех документов, на которые должна опираться школа вместе со своим управляющим советом при разработке или изменении Положения об оплате труда работников. Второй блок – расчет должностного оклада учителя. Тут основа – ученико-час – не изменена, вместе с тем в расчетной формуле учтены такие параметры, как меньшая наполняемость классов по трем предметам – иностранному языку, технологии, а также информатике, соответственно этот подход учтен не только при расчете стоимости ученико-часа в школе, но и при расчете должностного оклада конкретного учителя. Что касается оплаты труда тех воспитателей, которые реализуют программу дошкольного образования, то здесь тоже есть корректировки, в соответствии с итогами обсуждения человеко-день разделен на части: для воспитателей, которые работают в группах полного дня, и для воспитателей, которые работают в группах кратковременного пребывания. Третий блок – в приказе (этого раньше не было) учтена ситуация, когда в группе одновременно работают не один, а  1,5; 1,7; 2 воспитателя в зависимости от конкретной ситуации в этой школе. Понятно, что в разных дошкольных отделениях разных школ количество воспитателей.Профгруппорг дошкольного отделения школы №1995:- По правилам нынче в Москве установлены 182 дня посещения ребенком дошкольной группы в год. Какое количество дней посещения детьми дошкольной группы будет учтено при расчете должностного оклада воспитателя: плановое количество – 182 дня или реальное количество дней посещения за прошлый год?- Цифра 182 дня корректна, ее используют при финансировании школ из бюджета города на реализацию программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в дошкольных группах. То есть у нас есть два документа. Первый – постановление Правительства Москвы, которое говорит, что в 2015-2016 учебном году в сферу дошкольного образования приходит новая единица измерения человеко-день, второй – приказ Департамента образования, в соответствии в которым госзадание и финансирование увеличиваются при привышении планового показателя более чем на 1% и не изменяется при недостижении в пределах 15%. То есть школа при выполнении государственного задания достигает практической посещаемости меньше, чем было предусмотрено (меньше 182 дней), но это отклонение укладывается в 15 процентов, то в 2015 году город не изменяет государственное задание и не пересчитывает объем финансирования дошкольного отделения, хотя 182 дня по факту превращаются в 156 дней. Цифра эта взята не с потолка, мы проводили анализ фактически складывающихся по городу показателей, все школы ежегодно сдают форму «Сведения о дошкольном образовании», там есть показатель суммарного количества дней посещения дошкольных групп в образовательной организации и количество детей, поэтому можно легко рассчитать то, что есть. Если мы вернемся к системам оплаты труда, то еще раз повторю: 182 дня – плановое количество дней посещения, которое Департамент образования использует для формирования государственного задания для школ и финансирования этого задания. Школа, формируя должностной оклад воспитателя, тоже использует человеко-день, но число этих дней может быть равно не 182, а тому числу, которое школа определит, поскольку человеко-день в рамках НСОТ имеет функцию более справедливого распределения средств при формировании должностных окладов воспитателей. То есть все равно школа отталкивается при расчете стоимости человеко-дня от того фонда оплаты труда, который заложила. Человеко-день здесь только инструмент распределения школой же заложенного фонда между воспитателями. Не надо смешивать: в обоих случаях есть термин «человеко-день», но в одном случае это отношения бюджета и школы при финансировании госзадания, а в другом – отношения школы с работниками, распределение школой ее фонда оплаты труда между ее работниками. Напомню, что фонд оплаты труда школа формирует самостоятельно из всех источников.Председатель межрайонного совета председателей первичных профсоюзных организаций районов Куркино, Северное Тушино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево:- Из перечня должностей в штатном расписании исключены должности старшего воспитателя, заведующего хозяйством, специалиста по кадрам, секретаря, водителя, гардеробщика, дворника. Означает ли это, что эти должности действительно подлежат сокращению?- Скажу сразу, что 40-й приказ и в прежней редакции, и в нынешней (до 40-го приказа у нас было приложение к постановлению Правительства Москвы) регулирует только системы оплаты труда и ни в коей мере не регулирует штатное расписание школ. Это нужно понимать. Поэтому, если вы прочтете редакцию действующего приказа от февраля 2015 года, если возьмете 86-е постановление в прежней редакции, то там не все должности были поименованы, однако это не означает, что этих должностей нет, что всех тех должностей, которых не было в отраслевых рекомендациях, которые не звучали в 86-м постановлении Правительства Москвы либо не звучат сейчас, не может быть в школе. Вместе с тем это очень интересная тема, и мы ее очень активно обсуждаем начиная с весны, летом у нас было несколько заседаний клубов директоров школ, мы постоянно контактировали с руководителями школ в режиме обратной связи. У нас уже есть определенные сформированные подходы к тем должностям, которые формируют оптимальное штатное расписание, практика школ-лидеров, которые устойчиво занимают высокие места в рейтинге образовательных результатов, показывают высокое качество образования, это школы с наибольшим контингентом, востребованные у жителей, это школы с наибольшими поступлениями внебюджетных средств, то есть это те школы, которые наиболее полно готовы, могут и удовлетворяют различные потребности москвичей в дополнительных платных услугах. Обсуждая это с членами профсоюза, директорами школ, анализируя практику этих школ, мы приходим к оптимальному штатному расписанию, в котором нет должностей, которые вы перечислили, то есть флагманы отрасли эти должности не используют. Набор должностей в этих школах гораздо меньше. Поэтому 40-й приказ не предъявляет требования к штатному расписанию, те должности, что не поименованы в этом приказе, могут в школе быть, никаких сокращений работников быть не должно в связи с изменениями в приказе, так как это из приказа не следует. Вместе с тем школы должны ориентироваться на показатели, которые демонстрируют лидеры отрасли, в том числе при формировании штатных расписаний.Председатель ТПО Северо-Восточного округа:- Будут ли вносить изменения в формулу расчета стоимости ученико-часа и должностного оклада педагогов дополнительного образования?- Понятно, что у Департамента образования нет цели вносить какие-то изменения ради изменений. У нас есть действующие отраслевые рекомендации для учреждений дополнительного образования. Они работают. В случае если есть потребность, конкретные запросы и предложения профсоюза о внесении в них изменений, то мы готовы их рассмотреть и развернуть обсуждение.Совет молодых педагогов:- Каким образом и за счет какой части фонда оплаты труда могут быть произведены выплаты за первую и высшую квалификационные категории, за звание, доплаты молодым специалистам?- Безусловно, все это относится к стимулирующей части фонда оплаты труда. Не секрет, и мы активно об этом говорим и на селекторных совещаниях, и на совещаниях различного уровня, что школы должны стремиться к постоянству, к формированию некой гарантированной постоянной стимулирующей части фонда оплаты труда, когда педагог, регулярно дающий высокие результаты, регулярно вносил и вносит значительный вклад в достижение этих результатов школы, должен получать не только гарантированную базовую часть, но и определенную большую, достаточно существенную, на наш взгляд, стимулирующую часть, которая может быть закреплена на год, может быть вписана в приказ, педагог при этом должен понимать, что это его заработная плата. На мой взгляд, категория, наличие почетного звания прямого отношения к результатам труда педагога, к достижению результата работы школы, вкладу в общий котел результатов не имеют. Поэтому я предлагаю все-таки отталкиваться от критериев эффективности и вклада, но вместе с тем уверен, что как раз те работники – достаточно опытные, имеющие звания, необходимую квалификационную категорию – и попадут в число лиц, вносящих наиболее высокий вклад в достижение высоких результатов деятельности школы. Может ли школа сама установить такие надбавки? Трудовой кодекс РФ содержит норму, которая продублирована в 40-м приказе, в отраслевых рекомендациях и говорит о том, что положение об оплате труда учреждения может предусматривать выплаты стимулирующего характера, которые поименованы либо в коллективном договоре этого учреждения, либо в неких локальных актах, но есть единственный критерий – они полностью должны соответствовать трудовому законодательству. Поэтому если коллектив школы, ее управляющий совет принимают решение о том, что показателями и мерилом эффективности, вклада учителя будет стаж его работы, звание либо квалификационная категория, а учителя с этим согласны, то они могут включить все это в свое Положение об оплате труда. Однако, по моей оценке, нельзя назвать это справедливым и эффективным в текущей работе школы. Много эффективней предоставить учителю стабильность в понимании размера оплаты труда: он должен получать достойную заработную плату по указу Президента РФ, она должна формироваться не только из гарантированной базовой части, но и гарантированной стимулирующей части, которая будет следовать за конкретными результатами работы этого работника, оцененными управляющим советом, профсоюзной организацией.Профорг:- Правомерно ли то, что в трудовых договорах учителей в условиях оплаты труда указан не должностной оклад, рассчитанный по формуле, согласно приказу №40, а стоимость ученико-часа?- Насколько я помню, в трудовом законодательстве сказано, что у работника в трудовом договоре должна стоять конкретная цифра его должностного оклада в рублях, а никак не стоимость ученико-часа. Да, в Положении об оплате труда закреплена единая стоимость ученико-часа на школу, однако учителя имеют разную нагрузку, разное количество часов, и их должностные оклады на конкретный учебный год отличаются, эти отличные должностные оклады должны быть закреплены в трудовых договорах либо в дополнительных соглашениях к трудовым договорам с этими учителями. Поэтому, на мой взгляд, включение в трудовой договор с учителем не его оклада, а стоимости ученико-часа неправомерно, так как работник не будет понимать, какова его реальная заработная плата, и это нарушает Трудовой кодекс РФ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте