Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не надо взрослеть

Учительская газета, №46 от 11 ноября 2003. Читать номер
Автор:

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Этот афоризм Дистервега Ирина ДАДАШЕВА в своей педагогической работе взяла за аксиому. Ирина Яшаияевна – учитель русского языка и литературы 38-й махачкалинской гимназии (Республика Дагестан).

Как педагог-философ она хочет воспитать у своих учеников чувство ответственности, самоуважения, умение свободно мыслить. Широки научные интересы Дадашевой – творчество Достоевского, современная русская проза, творчество французских символистов, живопись, астрономия. Ирина Яшаияевна любит романсы и с удовольствием исполняет их.

Врачи, прежде чем получить право лечить людей, дают клятву Гиппократа. А нам, учителям, выпускающим в жизнь людей, какую клятву давать? Ведь ответственность не меньшая. Вспоминаю заповеди Монтессори: «Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным… Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть…». Врач отвечает за физическое здоровье человека, а мы – педагоги – за нравственное. Какая громадная ноша – быть в ответе за духовное здоровье нации! Еще в тридцатых годах К.К. Платонов в книге «Слово как физиологический и лечебный фактор» ввел специальный термин «дидактогенные заболевания», т.е. болезни, нервные расстройства и потрясения, которые вызваны теми, кто обучает и воспитывает. «Не навреди!» – вот главная заповедь не только врача, но, как мне кажется, и педагога. Слово учителя… Скольким ученикам помогло оно многое понять, передумать, взглянуть пристальнее на самого себя, скольких человек заставило поверить в себя, обрести душевное спокойствие, найти свое призвание. И надо помнить, к кому обращено наше слово, наше оружие – застенчивому ребенку со слабым здоровьем, истощенной нервной системой, ждущему от нас помощи или, напротив, отвергающему ее.

Живя в эпоху высокоразвитых информационных технологий, век компьютеров и лазеров, все равно мучаешься, как Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, проблемами педагогики. Идя вслед за ними, основой своей педагогической философии считаю народную педагогику. Наверное, одна из причин – то, что я родилась и выросла в Дагестане, на Кавказе, где традиционны культ семьи, уважение к старшим, гостеприимство. На мое педагогическое самосознание повлияли педагогические идеи С.Т. Шацкого, психолого-педагогические позиции Л.С. Выготского. Близко и понятно мне его положение о том, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность», и еще: «Cоциальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом».

Мое педагогическое кредо – планомерная организация развития личности ребенка. Безусловно, здесь большую роль играет и культивирование интереса к своему предмету. «Надо стремиться сделать обучение увлекательным», – писал педагог-демократ Дистервег (впрочем, теорию интереса разрабатывали и Руссо, и Локк, и Толстой, и Сухомлинский).

Мы, работающие в школе, черпаем живую энергию детства и, как никто, должны всегда помнить собственное детство и не «взрослеть», т.е. не черстветь душой. Помните слова Руссо, обращенные, как я теперь понимаю, именно к нам: «Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир»? Без этой любви в школе нечего делать.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту