search
main
0

Не надо втягивать ребенка в политику

С какого возраста можно разговаривать с детьми о политике, каким образом ориентировать ребенка в политическом устройстве нашей страны, как ему реагировать на новости, нужны ли ему эти новости, особенно политические, нужно ли ему вырабатывать какое-то собственное мнение по поводу того, что происходит в стране? Об этом шел разговор на очередном «Родительском собрании» радиостанции «Эхо Москвы».

– Приближаются выборы, я чувствую особое внимание и к самим педагогам, и к школе, при этом дети часто бывают некой разменной монетой. Я сразу представляю, сколько будет желающих из различных политических, особенно правящих, сил пообщаться с детьми начиная с сентября. То есть, безусловно, дети не могут быть вне этого процесса, но для себя я отмечаю, что младшеклассники далеки от этого, а у старшеклассников интерес к политике за последние годы значительно ослабел. Я сожалею, что ушла из школы политинформация, когда в какой-то день недели, скажем во вторник, 25 минут с утра классный руководитель или дежурный ученик знакомили всех с происшедшими событиями, ребята читали газеты, в стенгазетах были интересные странички о том, что происходит у нас в стране и за рубежом. Сегодня этого нет, дети пользуются Интернетом и оттуда сами по себе получают всю информацию. Ученики стали чувствовать себя менее причастными к тому, что происходит, может быть, отчасти потому, что столько информации на них сваливается, что они не в состоянии ее переработать, может быть, потому, что сегодня у них есть другие увлечения, им есть где себя проявить. В этом смысле, конечно, роль родителей, роль школы ни в коей мере сегодня не умаляется. Ребенок, конечно, в состоянии нажать кнопки компьютера, он это сделает лучше, чем взрослые, но весь вопрос, что он там найдет. Я считаю, что подводить учеников к каким-то очень жестким оценкам государственной власти, как, например, это делает Борис Немцов по поводу детского президентского сайта, нельзя.Но при этом я не соглашусь с тем, чтобы лакировать всю действительность. Должно быть то среднее, ровное, которое сформирует у ученика желание разобраться в системе, а не двигаться к какой-то крайности.В лицее в 9-10-х классах уже взрослые ученики, с ними нужно говорить серьезно. Весь вопрос, какие акценты делать при изучении, скажем, истории. Сейчас только ленивый не лезет в школу, не лезет, даже я бы сказал, в святая святых – содержание образования. Я вполне допускаю, что скоро родители придут и одни скажут: «О ГУЛАГе не говорить!», другие: «О холокосте не говорить!», и это, наверное, не очень хорошо, потому что все-таки система образования – система, в которой были отражены определенные моменты. Если, допустим, вести уроки под конкретного родителя, то мы так очень далеко уйдем. Нам чиновники выкручивают руки то вправо, то влево, мы уже сами порой не знаем, какие акценты делать. Я преподаю с 93-го года, за это время многие изменения происходили, учебники менялись, и это создавало много трудностей.С какого времени появляется у детей интерес к политике? Мне кажется, к 9-10-му классу он обязательно появляется, даже если дома семья аполитична. Я помню мальчишку-третьеклассника, который совершенно на равных со мной разговаривал тогда летом о том, насколько закручивается конфликт между Россией и Грузией, говорил: «По-моему, будет война!» Я говорю: «Да что ты? Не может быть».Буквально через месяц этот конфликт произошел. Я говорю: «Откуда у тебя такие знания?» – «От папы». Причем я чувствую, что папу не шатает ни в одну из сторон. Мне показалось по его знаниям, насколько максимально в политике можно быть беспристрастным и объективным, это тот самый случай. Я потом маме говорю: «Скажите спасибо вашему папе!»Что в лицее мне кажется приемлемым, так это дискуссионный клуб. Политические вопросы стали уходить на второй план, все чаще ребята просят обсудить что-нибудь социальное, например, может ли быть дружба между мальчиком и девочкой. Это свободный обмен мнениями среди учеников, которым это интересно, но все-таки он идет под моим руководством, я имею возможность прокомментировать выступление одного или другого ученика. Мне кажется, это неплохая форма работы со школьниками в старших классах.Непосредственно учеников на оппозицию настраивать мне кажется неверным. Им в последнее время взрослые вбивают в головы клише: в школе плохо, на улице ни с кем не общайся, власть плохая, после чего ребята в полной растерянности. Может быть, нужно говорить о том, что оппозиционная система не позволяет дремать власти, о том, кто представляет оппозицию, но непосредственно толкать к тому, что власть априори плохая, оппозиция – хорошая, я считаю, неправильно, нельзя школьнику говорить такие вещи.Я думаю, что 10-летние детишки сегодня немножко другими интересуются вопросами, отнюдь не политикой. Мне кажется, что в период такой насыщенности (и даже пресыщенности) информацией, как никогда, важен опять голос взрослого, старшего, которого уважают дети. Дай бог, чтобы он был объективен, эмоционален и эрудирован, чтобы он был авторитетом. Этот авторитет мы на время где-то потеряли. Нам показалось нестрашным, чтобы дети сами искали информацию, мы немножко даже начали скромничать в своей педагогической деятельности. Сегодня я вижу, что опять нужно слово учителя, мамы, папы. Подталкивать ребят в одну или другую сторону не надо. Они видят много несправедливого, они видят, что слово расходится с делом. Но весь вопрос, наверное, в том, как поправить ситуацию.- На сайте написано: «Если ты уже прочел президентский урок о правилах жизни, то знаешь: демократия – это когда в установлении правил жизни участвуют все. Конечно, большинство главнее меньшинства. Но граждане, которые хотят жить в демократическом государстве, должны научиться уважать и мнение меньшинства, внимательно выслушивать его, даже если они не согласны. В истории человечества не раз случалось так, что правильным в конечном итоге оказывалось мнение именно меньшинства».Моя главная задача – объяснить ребенку: если кто-то с тобой не согласен, он тебе не враг, мне хочется сломать менталитет. У нас к власти отношение двоякое: или люди перед властью лебезят, или они эту власть любят совершенно искренне (обожествляют, видят во власти нечто сакральное), или, наоборот, власть ненавидят (стараются от нее отодвинуться, не иметь к ней никакого отношения). В нормальных странах вырабатывается к власти нормальное отношение – это люди, которых ты сам нанял для того, чтобы они на тебя работали решали твои бытовые проблемы. Тогда ты к власти относишься, как к нанятым работникам: работают плохо – до свидания, не будем больше платить зарплату, изберем, назначим других. Вот когда в России вырастет поколение, которое не будет во власти видеть что-то сакральное, не будет власть ненавидеть, отторгать вообще с пеленок, тогда мы сумеем построить нормальную страну. Дети разные, 9-10-12 лет – это, как говорят психологи, возраст социализации, когда ребенок начинает ощущать себя членом какого-то общества.Каждый ребенок интуитивно чувствует отношение родителей к тому, что происходит. Когда рождается, он профессионал в том, чтобы воспринять от мира, от близких людей отношение ко всему на свете, к любому предмету, к любому событию и выработать в общем-то такое же отношение.Абсолютное привыкание с самых молодых, ранних лет к атмосфере лицемерия, когда в школе говорят одно, дома другое, а на улице мы говорим третье – это одна из самых страшных вещей, которая ломает личность.На сайте написано: если однажды ты услышишь, увидишь, как про президента говорят, что он великий, прекрасный, незаменимый, самый лучший, что по телевизору, в газетах, везде его хвалят все и никто не ругает, то знай – президент не справился со своей работой, в твоей стране больше нет свободы слова, а значит, нет и демократии.Ребенку можно морочить голову, говорить много разных слов. Сайт дает ребенку очень простой инструмент оценки, а дальше он сам будет расти и поймет, где он находится.В разделе оппозиции сайта для ребенка написано: «В основном законе нашего государства, Конституции, сказано: «В Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Это значит, что власть не имеет права заставлять тех, кто с ней не согласен, молчать. Гарант Конституции – президент. То есть именно гарантирует, обеспечивает исполнение Конституции в нашей стране. Как гарант Конституции, президент обязан стараться, чтобы у всех граждан России, в том числе и у тех, кто не согласен с политикой государства, была возможность публично высказывать свое мнение по радио, на телевидении, в газете, в Интернете. Чтобы такая возможность не исчезала, президенту нужно заботиться, чтобы в стране сохранялись телестудии, радиостанции, газеты, независимые от государства, государственных чиновников, даже от самого президента». Простые понятия, но пока это сохраняется, какие-то элементы демократии есть.Сегодня недостаточное количество хороших специалистов работает на многих каналах телевидения и радиостанциях. Они не настолько хорошо знают, что можно говорить, что нельзя, поэтому на всякий случай стараются не говорить ничего, прямых эфиров на всякий случай стараются вообще не предлагать.Взрослые очень часто делают большие глупости, объясняя детям, что и как устроено во взрослой жизни, чего они хотят добиться от детей. Детей нельзя выводить на улицы, втягивать в политику. Это все равно что продавать им сигареты.Убеждать 7-, 10- и 12-летних детей ходить на какие бы то ни было митинги, то есть вообще создавать из детей политические организации, нельзя. Я считаю, что это как запрещенная педофилия.Ребенок ничего не может изменить.Пусть он изучает, как это делать, когда станет взрослым.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте