«А кто себя плохо поведет, садить буду рядом, а дневники ложить на стол!». Мне было бы проще не поверить своим ушам, но фраза эта действительно прозвучала из уст одной московской учительницы истории. Причем учительницы очень неплохой, дети предмет ее знают и любят, на уроки ходят с удовольствием, потому что умеет она создать атмосферу живую и творческую.
Все у нее, короче, хорошо, вот только с русским языком проблемы. И, увы, не у нее одной. Подчас учителя такое выдадут, что невольно подумаешь: «Господи, что же мы от детей-то хотим?»
Но если бы только одни учителя… Мягко говоря, не очень грамотная речь льется широким потоком с экранов наших телевизоров, несется к нам на радиоволнах, печатное слово сейчас иногда выглядит очень даже «непечатным». Да и Дума наша скорее готова принять закон, допускающий любые выражения вплоть до матерных, чем научиться грамотно говорить на родном языке. Вот принять бы закон, согласно которому при регистрации кандидату, баллотирующемуся в Думу, надлежало бы сдать экзамен по русскому языку и по навыкам культурного общения на нашем русском языке! Я и пособие для подготовки к подобному экзамену могу порекомендовать: Л.В.Балашова. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Под редакцией О.Б.Сиротиной, профессора кафедры русского языка СГУ, доктора филологических наук. Саратов, ОАО Издательство «Лицей», 2001.
Конечно, это не единственное пособие в своем роде, но мне оно представляется особенно интересным, так как охватывает орфоэпические, морфологические и синтаксические нормы русского языка. В книге подробно разобраны особенности русского литературного произношения, а также описаны наиболее сложные случаи, связанные с действием орфоэпических норм, изучение нашими парламентариями данного аспекта было бы неизмеримо полезно. Большое количество упражнений, приведенных в пособии, делает возможность приобретения навыков правильного литературного произношения весьма реальной. Особенно интересны упражнения на отработку навыка произношения слов, в которых достаточно часто допускаются ошибки.
Также представляют большой интерес упражнения, помогающие осознанно овладеть грамматическими нормами русского языка и выработать навыки построения грамматически правильных словосочетаний и предложений как в устной, так и в письменной речи.
Конечно, наивно было бы предположить, что все наши думцы и те, кто стремится ими стать, вдруг кинутся немедленно изучать родной язык и вырабатывать навыки грамотного на нем общения. Но очень хочется помечтать о времени, когда неграмотно говорить на родном языке станет неприлично, когда культура общения войдет в наш быт так же естественно, как вошли мобильные телефоны и компьютеры. И начинать приближение этого времени надо со школы. С учителей. Нет, не с преподавателей русского языка и литературы, а с математиков, физиков, географов. Давайте купим эту книжку, попробуем поделать упражнения, убедимся, что говорим на родном языке абсолютно правильно, или, если мы говорим, что детей надо «садить», а дневники «ложить», давайте почитаем эту книгу повнимательнее, поработаем с ней и порекомендуем ее своим друзьям.
Комментарии