Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не надо бояться идти нехожеными тропами. Век живи – век учись, считает Игорь Клочков, студент ВШЭ из сельской школы

Учительская газета, №19 от 12 мая 2015. Читать номер
Автор:

По-разному складывается судьба участников различных педагогических конкурсов. Для кого-то это оказывается рядовым событием, а вот для Игоря КЛОЧКОВА из села Талы Кантемировского района Воронежской области участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы-2013» стало событием знаковым, повлиявшим на его дальнейшую жизнь. Игорь Алексеевич не только вышел в финал, но через год, в октябре 2014-го, стал студентом НИУ «Высшая школа экономики» по магистерской программе «Управление образованием».

Игорь Клочков родом из села Скнаровка Кантемировского района, здесь учился в основной школе, а старшие классы оканчивал в соседнем селе Талы. После окончания Воронежского государственного педагогического университета в 1999 году учителем химии вернулся в Таловскую школу. Говорит, знал, что была вакансия, хотя точнее было бы сказать, что место для него берегли, надеялись, что вернется. Первый год оказался тяжелым, даже думал, не сменить ли работу. Тогда все педагоги были примерно в одинаковых трудных условиях, а он  молодой парень, только-только после вуза, конечно, был соблазн уйти куда-нибудь. А как выжить на 500 рублей в месяц, причем при условии, что первую зарплату получил почти через полгода, после того как устроился работать в школу? Особенно угнетало отсутствие перспективы, но, во-первых, надежда все равно оставалась, а во-вторых, не подвернулась хорошая работа, которая бы понравилась. В итоге в школе задержался, и это оказалось его судьбой. «Года через два, – говорит Игорь Алексеевич, – понял, что учительская профессия – это мое». Понравилось работать в коллективе единомышленников, а главное – общение с детьми, их распахнутые глаза и души! Сегодня он не представляет, как мог бы обойтись без всего этого. Пять лет проработал учителем, затем три года завучем, а потом назначили директором. В чем себя проявил? Думает, что скорее всего повлияло то, что за годы работы учителем химии два его выпускника стали победителями областных олимпиад, проводимых Воронежским педагогическим университетом. А еще, наверное, что пять выпускников выбрали профильные вузы – Медицинскую академию, естественно-географический факультет ВГПУ. Сейчас уже семь лет, как Клочков работает директором. – Школа для меня родная, стараюсь все делать, для того чтобы и ученикам, и коллегам было здесь комфортно. У нас хорошо, школа располагается в центре села в красивом двухэтажном кирпичном здании. С 1937 года функционирует как средняя, в 2010 году, 25 мая, состоялся юбилейный 70-й выпуск нашей школы. Условия у нас хорошие, есть спортивный зал, столовая, а с 2012 года во дворе построили многофункциональную спортивную площадку, и теперь наши учащиеся играют здесь летом в волейбол, мини-футбол и баскетбол, а зимой – в хоккей. – Учеников много? – Сейчас 122 человека. Рядом со школой – детский сад в двухэтажном кирпичном здании, в нем работают две разновозрастные группы, в них 38 ребятишек. Педагогов  24, считая и тех, кто трудится в детском саду, садик официально является подразделением нашей школы.     – Судя по количеству малышей, у вашей школы есть будущее. Но, вероятно, к малокомплектным она не относится, так как учеников более 100. Как с финансированием, на что хватает средств, а на что – нет? Получается, что льгот у вас нет никаких, разве что только 25-процентная надбавка, так называемые сельские. Как выкручиваетесь? – Да, мы официально не считаемся малокомплектной школой. К сожалению, количество учащихся за время моей работы, то есть за прошедшие пятнадцать лет, уменьшилось более чем в два раза. Правда, в последние три года наблюдается стабильность, и есть надежда на небольшое увеличение числа учащихся. Поскольку при нормативно-подушевом финансировании деньги идут за учеником, а учеников все меньше и меньше, то и с деньгами негусто. Но так сегодня живут многие. Еще, конечно, хотелось бы побольше интерактивного оборудования, не во всех классах оно есть, и новую мебель не мешало бы приобрести. Но это совсем не означает, что вокруг одни проблемы. Считаю, что за последние 5-6 лет удалось и многое сделать: отремонтировали второй этаж школы – стены, полы, заменили электропроводку. Также поменяли окна и электропроводку в спортивном зале, сделали в школе теплые туалеты, отремонтировали их. Без поддержки отдела по образованию и администрации Кантемировского муниципального района такой объем работ нам было бы не одолеть. – За годы вашего директорства что было для вас самым трудным – отношения в коллективе, может быть, с вышестоящим начальством или что-то еще? – Главное, чтобы коллектив почувствовал себя единым и дружным, чтобы люди поняли, что вместе мы что-то можем сделать. Мне кажется, к тому году, когда я стал директором, у нас наступило какое-то выгорание, безразличие в коллективе. Не было никаких побед и достижений, все опустили руки. А мне хотелось их расшевелить, чтобы у них появилось желание делать что-то новое, чтобы потом почувствовали, что мы многое можем. И уже в 2008 году, а потом и в 2011-м два педагога нашей школы стали победителями Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках ПНПО, получили денежные премии. По словам директора, после первой победы в 2008 году учителя словно почувствовали свою силу, интерес к активной работе, и «все стали потихоньку двигаться вперед». В этом же году заложили на школьном дворе плодовый сад, сейчас в нем 60 яблонь и 15 кустов винограда. Разбили перед школой две большие клумбы, которые радуют глаз своими цветами с весны и до поздней осени.А в 2012 году победили в региональном конкурсе социально значимых проектов «Хоккейной коробке – новую жизнь!». Получили 33 тысячи рублей премиальных, и еще школе пообещали строительство многофункциональной спортивной площадки. Готовясь к этому знаменательному событию, учителя и односельчане разобрали старую хоккейную коробку, порядком обветшавшую, очистили территорию, а на 30-тысячную премию купили для детской школьной команды хоккейную форму. Когда новая многофункциональная спортивная площадка была готова, школа нашла спонсорские средства, и к площадке пристроили раздевалку, чтобы все желающие могли там спокойно присесть и переобуть коньки. Результатом такого благоустройства стало второе место в районном конкурсе на лучшую хоккейную коробку. За эту победу школьная команда получила в награду хоккейные клюшки. Сейчас этой спортивной площадкой пользуются не только школьники, но и все жители села. В Талах уже пять лет как создана взрослая хоккейная команда, в которой играют жители села, в том числе и директор школы. Всей своей сельской командой они участвуют в районном хоккейном турнире для взрослых. Детский районный турнир пока не проводится, но ребята из Таловской школы к нему уже готовы – есть и форма, и клюшки, и место для качественных тренировок! С 2012 года школа и внутри преобразилась: получили оборудование для дистанционного обучения, в кабинетах начальных классов и коридоре сделали ремонт, постелили линолеум. В 2013-м практически во всех классах появились новенькие комплексы «рабочее место учителя»: компьютер, проектор, принтер. В школе реализуются ФГОС начального общего образования, а с нынешнего учебного года новые стандарты опробуют и в пятом классе. С сентября 2007 года перешли на новую систему оплаты труда. По словам Игоря Клочкова, одна из целей, которую преследует НСОТ, – это привлечение в школы новых людей, молодых учителей. – Считаю, что по новой системе оплаты труда у хорошего педагога появилось больше возможностей получать достойную зарплату. Конечно, не все так гладко и безболезненно. Много вопросов вызывают показатели и критерии эффективности деятельности педагогов. Если разбираться в показателях стимулирования педагогического труда, то для начала необходимо ответить на вопрос, что нужно считать профессиональным достижением педагогического труда. Тут ответы могут быть самыми разными. – Игорь Алексеевич, расскажите, как вы попали на учебу в Высшую школу экономики? – Не знаю, как отбирали нас сами преподаватели, но когда мне после конкурса предложили, точнее, нас спросили, кто желает здесь учиться, я свою готовность выразил. Тем более что обучение для нас бесплатное, как говорится, все условия. – Насколько трудно совмещать директорство в сельской школе и учебу в ВШЭ? – Нелегко. Свободного времени практически не остается. Мы выполняем дома контрольные работы, составляем аналитические записки, все это отсылаем в вуз на проверку, а в сессию приезжаем и сдаем экзамены. Раньше говорили: от сессии до сессии живут студенты весело.  У нас так не получается! Веселого мало, учиться сложно. – А почему взялись за это? – Сейчас время такое, что человек должен использовать любую возможность для дальнейшего обучения, для повышения своей квалификации. Тем более в нашей профессии педагога, да еще плюс и руководителя образовательного учреждения. И конечно, хотелось попробовать свои силы, тем более вуз такой выдающийся! – Как директор маленькой сельской школы не чувствуете себя белой вороной на фоне остальных студентов? – Я сам себе этот вопрос задавал, особенно вначале. Не могу сказать, что совсем комфортно себя чувствую, но нас, директоров сельских небольших школ, немного. Однако мы стараемся не ударить в грязь лицом и сами не стать белыми воронами. Для этого просто надо много учиться, чтобы достойно выглядеть на общем фоне. Помню, как трудно давалась первая сессия. А потом, когда на вторую поехал, стало чуть легче, потому что много читал перед этим. Одним словом, пока своими результатами в целом доволен, как говорят студенты, «хвостов» нет. – Чем помогает учеба в вашей практической директорской работе? – Пока не могу сказать, что все готов применить на практике. Но очень много общаемся здесь с коллегами, и это тоже помогает – осмысливаем, адаптируем. Пока мы, конечно, в самом начале, но понимаем, что здесь нам дают более широкие знания. Я вообще считаю, что учиться нужно всем и всегда, особенно нам,  людям, которые отвечают за детские и педагогические коллективы. Учеба в таком вузе дает возможность не только формального общения с ведущими преподавателями страны, что очень важно и ценно, но это еще и возможность обменяться мнениями и опытом с руководителями не только школ, но даже целых субъектов РФ. – Можете ли вы сформулировать основные качества, которыми должен обладать современный директор школы? – На мой взгляд, безусловно, он должен быть менеджером, разбираться в правовых, финансовых вопросах. Но это должен быть и лидер, готовый повести команду за собой. А самое главное – в любом случае оставаться человеком. Это означает понимать коллег, относиться по-доброму к детям. И еще, на мой взгляд, важно не ставить себя выше коллег и учеников. Я и раньше старался этого себе не позволять, а учеба в Вышке меня еще раз убедила, что эффективный руководитель не должен себе такого позволять, ведь мы вместе делаем наше общее дело – учимся, развиваем школу, воспитываем детей, а они в чем-то и нас… Мне, как директору, очень хочется, чтобы наша школа приобрела свое лицо. Пока мы в поиске, но, надеюсь, что-то определим для себя в ближайшее время. с. Талы Кантемировский район, Воронежская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту