search
main
0

Не мытьем, так катаньем. У маленькой школы – большие проблемы

Два года назад депутаты Законодательного собрания Нижегородской области приняли гуманное решение – оставить в селах и деревнях начальные школы, не трогать их, не укрупнять и не сливать две и три в одну, как основные и средние. Кстати, под давлением общественности, всколыхнувшейся в защиту сельских школ – единственных очагов культуры, была принята демократичная процедура определения дальнейшей судьбы учебных заведений. Уже два года решение о закрытии или сохранении школы на территории принимает не областное образовательное начальство, как было в начале процесса, а земское собрание района на основании решения сельского схода. То есть если большинство против закрытия, школа сохраняется до поры до времени. Таким образом удалось в этом году сохранить две школы в Павловском районе Нижегородской области – Ярымовскую и Комаровскую.

Родители счастливы, дети довольны, главы сельских администраций празднуют победу, хотя все понимают, что эти школы оставили в покое ненадолго и уже через год, максимум через два, вопрос об их судьбе снова станет ребром. Да ведь и понятно: при существующем подушевом финансировании ни у района, ни у области не хватит средств на приведение маленьких школ в соответствие со всеми требованиями. Уже и в городе стало понятно – полностью соответствовать принятым стандартам смогут только большие (около 1000 учащихся) школы. Остальные – извините, подвиньтесь и лучше вообще сойдите со сцены, пока вас не растоптали. Вы неконкурентоспособны, и родители, поняв это со временем, сами сделают выбор в пользу больших и хорошо укомплектованных ОУ.Собственно говоря, эта схема уже проигрывается с начальными школами, формально оставленными в покое. В Богородском районе, например, расположенном ближе всего к областному центру, начальных школ всего 5. В Шапкинской начальной школе учатся всего шесть человек. На всех один педагог, который занимается с детьми в полторы смены: сначала с двумя первоклассниками, потом с третьим и четвертым классом. Второго класса в школе нет. В школе нет интерактивной доски, игровой комнаты, только один компьютер подключен к Интернету, который находится в распоряжении директора (используется для передачи отчетности в район и область), понятно, что к нему детей не подпустят ни при каких условиях. В деревне есть еще дети начального школьного возраста, но их родители предпочитают возить в Богородск, учить в более престижных и лучше оснащенных школах. Среди родителей широко распространено мнение, что в начальной малокомплектной школе учатся лишь дети маргиналов, тех, кому безразлична дальнейшая судьба детей, что сами дети запущены, имеют трудности в обучении, поэтому такая среда будет плохо влиять на детей, затормозит их развитие. Это в общем-то единичное, частное мнение транслируется среди односельчан, и понятно, что с каждым годом количество желающих учиться в «маргинальной» школе будет уменьшаться, поэтому она неминуемо будет ликвидирована. Невозможно же содержать штат и приводить все в соответствие для одного или двух детей. И так уже по обеспеченности начальные школы области безнадежно отстают от своих основных и средних соседей. В Ушаковской начальной школе учатся 9 детей. На них два педагога, второго класса тоже нет, нет условий для проведения внеурочной деятельности, нет подвоза из деревни. В течение трех лет единственная девочка из Подвязья ходила туда пешком за три километра. Зимой для нее приходилось вызывать трактор. Если дорога была не расчищена, то девочка оставалась дома и училась самостоятельно, потом приходила в школу, и учитель проверяла работы «оптом». Дело было даже не в отсутствии автобуса, а в отсутствии нормальной дороги между деревнями. В этом году девочка перешла в среднюю школу в Шеварихе, расположенной еще дальше. Подвоз детей в эту деревню осуществляется, но за девочкой автобус опять же не приедет, ей придется идти приличное расстояние до места встречи. В Подвязье есть еще дети, но их отправляют на всю зиму в Дзержинск (город на другом берегу Оки, напротив), и они там учатся, приезжая только на выходные. Кое-кто из жителей деревни возит ребенка в Богородск. То есть ближайшую начальную школу посещают только один-два ребенка. Это о многом говорит. Интересно, что заведующая отделом образования при администрации Богородского района Галина Ивановна Красненкова считает, что случаев «уклонения от начальной школы» в сторону городских школ в районе нет и с начальным образованием все хорошо. «По крайней мере, я таких случаев не знаю», – подытожила она, чтобы завершить наш разговор о судьбе маленьких школ. В поселке Чистоборском Борского района средняя школа была закрыта два года назад, оставлена начальная, остальных детей возили за три километра в Останкинскую среднюю школу. Но уже в этом году многие родители младших школьников изъявили желание учиться с первого класса в Останкино. «Все равно потом переходить, привыкать. Пусть уж с самого начала там учатся», – считают они. Резонно? Конечно. Родителям предоставлено право выбора. Вот они и выбирают. Каждый ушедший ребенок отрицательно влияет на благосостояние школы, то есть они год от года финансируются все хуже. Районы тоже (негласно, конечно) махнули на «началку» рукой – пусть доживают себе спокойно – все равно дни их сочтены. Даже проверками не тревожат. …В русском языке для описанных ситуаций есть хорошая поговорка: «Не мытьем, так катаньем». Так что скоро, можно не сомневаться, крутые горки (новые стандарты) укатают сивку (начальную школу).Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте