search
main
0

Не мыслим жизни без совета. Объединение педагогов-ветеранов Тюменской области отмечает юбилей

​В декабре 2006 года при поддержке Тюменской межрегиональной организации Общероссийского Профсоюза образования был создан областной Совет ветеранов педагогического труда. Кажется, давно ли собиралась та учредительная конференция, а позади уже десятилетие работы – без устали, без поблажек себе, как и принято в учительской среде. И хотя канун круглой даты дает право чуточку передохнуть, вслушаться в слова благодарности за выполненные обещания, за проекты, принесшие конкретные результаты, но… У активистов совета новые планы, они лишь на минутку оглядываются назад, чтобы оценить пройденный путь. Оглянемся и мы вместе с ними…

– Инициатива создания совета исходила от заслуженных учителей Тюменской области. Многие, заканчивая профессиональную деятельность, чувствовали потребность передать богатейший опыт и традиции регионального образования молодой смене. Мы тогда переживали сложные времена: в стране снижался престиж учительского труда, терялось общественное признание его значимости. В ответ на этот вызов необходимо было вспомнить о лучших представителях нашей профессии, об их вкладе не только в образование, но и в культурное и научное развитие региона. Ведь даже появление здесь ряда вузов в 60-70‑х годах минувшего столетия во многом обуславливалось наличием крепкого педагогического костяка местных школ, – рассказывает председатель Тюменской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки Валентина Худякова.Идеи, выдвинутые Советом ветеранов, позволили не только всколыхнуть школьные коллективы, они привлекли к поисковой работе широкие слои населения. Учитель-созидатель, влияющий на свое окружение, стал главным героем исторических и литературных изысканий… С началом Великой Отечественной войны тысячи педагогов-мужчин добровольцами потянулись на фронт. Возвращаясь, они не просто вновь вставали к доске, но руководили колхозами, организовывали культурную программу для односельчан, чтобы привнести немного радости в тяжелые послевоенные будни – из подобных воспоминаний родилась книга, посвященная коллегам-фронтовикам. О преданности любимому делу, об умении передать эту любовь по наследству рассказывает другое биографическое издание. В Тюменской области встречаются как молодые педагогические династии, так и те, чей совокупный трудовой стаж достигает 600-800 лет. Вспомнить каждого их представителя, не упустив, по возможности, ярких деталей его жизни и эпохи, постарались авторы сборника «Учительство! Мы – славная семья».- В общей сложности подготовлено семь книг. Шесть вышли в свет, одна пока ждет своего часа… – говорит Валентина Тимофеевна. – Совет ветеранов зрит в корень: с января 2017 года в российские школы возвращается должность старших вожатых, а в Тюмени уже издан труд «Это наша с тобой биография», повествующий как раз об этой удивительной педагогической касте. Касте, безусловно, особой, ведь тянуть подобную работу могли только настоящие фанатики. И какие бы должности они ни занимали в дальнейшем, многие до сих пор остаются вожатыми в душе. Такие люди есть и в самом совете, и в профсоюзе, так что мы всеми силами будем помогать возрождению вожатского движения… Думаю, немаловажно подчеркнуть, что совет ветеранов-педагогов не имеет бюджетного финансирования. Он создан при нашей организации, где нет специальных ставок и больших денежных средств. Но все его проекты мы стараемся поддерживать, потому что они работают на наш имидж и авторитет. Деятельность совета настолько оживила профсоюзную работу, «раскрутила» территории, что мы уже не мыслим без него своей жизни. Более того, созданный по его инициативе Совет молодых педагогов в настоящий момент стал лидером на российском уровне. Многие регионы страны сегодня только подходят к необходимости создавать педагогические ветеранские советы, а нашему – десять лет, он открыт и готов со всеми желающими поделиться накопленным опытом.Ада Борисовна Китайгородская, председатель областного Совета ветеранов педагогического труда, достает из папки бережно сохраненные материалы десятилетней давности. Сегодня они тоже стали частью истории.- Главная задача, которая заставила нас объединиться, останется актуальной, наверное, в любые времена – это забота о человеке. Что мы намеревались сделать в первую очередь? Помочь педагогам, ушедшим на заслуженный отдых, преодолеть свое одиночество. Городским пенсионерам все-таки живется легче, а сколько наших товарищей в селах, в небольших деревнях, выучив несколько поколений земляков, остались один на один с накопившимися проблемами? Чтобы узнать обо всех их нуждах, наши комитеты развернули работу на местах. В городах и районах юга области прошли рейды «Как живешь, ветеран?» Их участники не просто раздавали анкеты – основной целью была личная встреча, знакомство с человеком, обстоятельный разговор о том, хватает ли ему пенсии, часто ли навещают родственники, помнит ли о нем школа, нужна ли дополнительная помощь… В итоге мы получили очень важную для профсоюза картину: сколько у нас работающих и неработающих учителей-пенсионеров, в чем именно они нуждаются… Потом были встречи с представителями департамента социального развития, где мы уточняли, какие права есть у этих людей, какие нужно собрать документы, чтобы получить, например, льготный отдых или лечение… Столкнулись и с такой ситуацией: проработал деревенский учитель в своей отдаленной школе 35-40 лет и не получил ни одной отраслевой награды. Это значит, он не может рассчитывать на звание ветерана труда, на право бесплатного проезда, на льготы по оплате коммунальных услуг. В Вагае к решению этого вопроса подключились глава района, председатель районо и местные депутаты. С их помощью нам удалось добиться присвоения ветеранского звания на областном уровне нескольким коллегам. Опыт Вагайского района говорит о заинтересованности местных властей в решении социальных вопросов. Например, результаты рейда «Как живешь, ветеран?» обсуждались на расширенном заседании профсоюза с участием руководителей образовательных учреждений, сотрудников отдела образования и глав сельских поселений… Наша деятельность не осталась незамеченной и в других территориях. В Ялуторовском районе, где много пенсионеров-северян, их прикрепили к себе местные ветеранские организации. Практически по всему югу области бывшие учителя сегодня находятся под присмотром школьных коллективов. Отработана система классного шефства – все учащиеся знают: в этом доме живет «наш ветеран». Зимой ребята помогают убрать снег у него во дворе, привезти воды, добраться до поликлиники, летом присматривают за огородом. И человек, когда приходит в школу, ищет первым делом свой шефский класс.Отношения педагога-пенсионера со школой, где прошла практически вся его жизнь, – особая тема для разговора. Как только на учредительной конференции был избран областной совет, началось создание ветеранских советов на местах. Ада Борисовна зачитывает выдержки из обращения к руководителям образовательных учреждений, принятого участниками круглого стола, объединившего представителей педагогических династий, педагогов-наставников и председателей районных советов ветеранов педагогического труда: «Мы стали пенсионерами навсегда. Для нас учительский труд был основой гражданской и личной жизни, единственной дорогой к благосостоянию, опорой во всех жизненных испытаниях. Многие из нас сохранили потенциал и могут быть востребованы. Приглашайте нас, привлекайте к работе в музеях, кружках, участию в родословных чтениях, праздниках! Мы можем помочь в составлении семейных летописей, провести встречи, беседы, сохранить лучшие школьные традиции, дать знания по русской культуре. Подарите нам интерес и полезные дела, свое внимание и признание, ощущение радости и необходимости».И это не просто крик души людей, которые за годы своей работы привыкли находиться в водовороте событий, а сейчас оказались в неком вакууме… Это совершенно объективное понимание того, что педагог-стажист – ценнейший человеческий ресурс, чьи навыки и знания могут быть востребованы на любом поприще. При этом он вовсе не претендует на то, чтобы составить конкуренцию молодому учителю.- У большинства моих коллег – десятилетия педагогического опыта, – замечает Ада Борисовна, – но они ни за что сегодня не пойдут в класс. Способы подачи материала изменились, одни интерактивные доски чего стоят… Зато точно никто из нас не утратил методических навыков, умения вести воспитательную работу, находить общий язык с родителями учеников. И такую помощь мы, безусловно, можем оказать. Педагоги-ветераны на местах не только активно участвуют в праздниках и творческих мероприятиях своих школ, но и всеми силами поддерживают наставническое движение. Я помню, как мы проводили в Казанском районе семинар, который, собственно, и был посвящен сложившейся там системе работы с молодыми кадрами. Молодежь Новоселезневской школы рассказывала, как ветераны помогали продумать годовой план, выстроить схему урока, как присутствовали на занятиях, а потом анализировали: что удалось сделать, а над чем надо бы еще поработать. Очень запомнился урок информатики в школе села Казанское: учитель с солидным стажем давал теорию, а молоденький коллега демонстрировал его слова в компьютерном «преломлении». Оказалось, что и в такой современной практике разные поколения могут успешно взаимодействовать.Тесные связи ветеранов со школами сложились в Заводоуковске и Тобольске. На ежегодной Неделе молодого учителя во всех территориях области их привлекают к участию в открытых уроках, консультациях, деловых играх. В свою очередь, традиционно оказываясь в жюри районных конкурсов «Учитель года», представители Совета ветеранов активно поддерживают номинацию «Педагогический дебют». Но, наверное, самая заметная не только для профессионального сообщества, но и для всех тюменцев работа совета направлена на поднятие престижа учительской профессии и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Тем более что два этих вектора совершенно не расходятся. Они, можно сказать, связаны между собой.- В целях пропаганды учительского труда и сохранения памяти о лучших представителях этой профессии в сентябре 2009 года Департамент образования и науки Тюменской области, обком профсоюза и областной Совет ветеранов педагогического труда объявили смотр-конкурс школьных музеев «История школы: события и люди», – рассказывает Ада Китайгородская. – В это посвященное Году учителя мероприятие включились 26 территорий и почти все образовательные учреждения. Естественно, главное внимание уделялось вехам и традициям каждого из них: участию в жизни родного села или города, биографии учителей, успехам учеников, судьбам педагогов-фронтовиков. Как мы и предполагали, конкурс вызвал оживление во всех педагогических коллективах. Новые обороты набрала исследовательская и поисковая деятельность, обновились экспозиции музеев, укрепились связи школ с родителями учащихся. Наконец, возник интерес к работе экскурсоводов, многие из которых не просто готовили сюжеты на заданную тему, но были свидетелями и участниками тех событий, о которых им предстояло рассказать.Конкурс проходил в два этапа: сперва в каждом из районов была определена школа-победительница (иногда две), а затем представители областного Совета ветеранов отправились лично знакомиться с лучшими из музеев. Решено было разделить номинации, выбрав лидеров музейного дела как среди городских, так и среди сельских учебных заведений. Ада Борисовна и ее коллеги до сих пор вспоминают, как порой оказывалось, что конечная цель их маршрута на десятки километров удалена от асфальтированных трасс. Одна из школ, куда они добирались, находилась на самой границе с Омской областью, погода стояла слякотная, «легковушке» и думать было нечего пускаться в этот путь. Глава местной администрации предложил гостям свой уазик, но и тот застрял в размытой колее…- Так и сидели, дожидались, пока грузовая машина нас вытащит… Зато и встречи были незабываемые: с настоящими энтузиастами музейной работы мы пообщались в Масальской, Карагайской, Земляновской, Ембаевской, Новоселовской средних школах, бережное отношение к традициям почувствовали, посетив школы в Абатском, Сетово, Бизино, Новоселезнево… Особые слова благодарности хотим адресовать хранителям и экскурсоводам музея старинной школы №1 города Тобольска…Параллельно с проведением конкурса музеев Совет ветеранов начал работу над первым из больших энциклопедических трудов «Учитель! Перед именем твоим…», посвятив его своим коллегам, в разные годы удостоившимся высокого звания «заслуженный»… Кропотливый сбор материала, а потом презентация увесистого тома во всех районах юга Тюменской области воскресили благодарную память. Так, одна из самых любимых жителями Вагайского района страниц истории связана с именем учительницы начальных классов Александры Красновской. Легендарная Александра Александровна, кавалер двух орденов Ленина, заслуженный учитель РСФСР, более пятидесяти лет проработала в местной Березовской школе. Когда односельчане встречали ее из Москвы после вручения высокой государственной награды, они ткаными дорожками выстелили путь от пристани до школы. В селе и сегодня проживают несколько ее бывших учеников, им уже под шестьдесят. А не так давно, чтобы отметить день рождения первой учительницы, из разных уголков области съехались люди, которые до сих пор ее помнят. И как в тот незабываемый день, дорога от реки до школьного крыльца вновь была устлана гладким ковровым покровом…Ада Борисовна вспомнила и такой случай: приехав как-то в районный центр, активисты областного совета зашли в продуктовый магазин. Там их внимание привлек красочный плакат с поздравлениями учителям местной школы. Поинтересовались: почему именно здесь? Оказалось, жители села все верно продумали: в школьных коридорах знак их внимания мало кто увидит, сюда же редкий человек не зайдет за покупками… А тем временем коллективы учебных заведений под руководством советов музеев продолжают сбор и изучение материалов, открывая новые и новые главы своей истории. Интересные проекты связаны, например, с поиском информации о школах, стоявших когда-то в исчезнувших деревнях. Благо, живы педагоги и бывшие ученики, они рады, что память об их юности останется хотя бы на бумаге. Наконец, очень важный, существенный момент связан с тем, что школьные музеи стали признанными центрами патриотического воспитания у себя в районах.Казалось бы, в какой школе нет своих героев? С детства мы помним, что если не музейная комната, так хотя бы уголок славы имелся в любом учебном заведении. Потом, правда, многое было разрушено, кое-что и вовсе утрачено в постперестроечном угаре, и все же представлялось невероятным, чтобы имена, передававшиеся из поколения в поколение, вдруг навсегда стерлись из памяти. Тем не менее, когда Совет ветеранов педагогического труда вплотную подошел к подготовке энциклопедии, посвященной учителям – участникам войны, оказалось, что перед ее составителями встала очень даже непростая задача.- Речь, как всегда, была о том, чтобы не забыть, не пропустить ни одной фамилии, – говорит член президиума совета Елена Ивановна Сердюкова. – И когда слой за слоем начали поднимать архивные материалы, выяснилось, что сведений о многих воевавших просто нет в школьных списках. Связано это даже не с забывчивостью местного руководства: скорее, причина в обычной скромности, присущей большинству наших коллег. В послевоенную пору никто не задумывался о том, чтобы как-то отмечать фронтовиков – их вокруг были тысячи. И потом, с годами, они не искали повода напомнить окружающим о своих заслугах. Теперь же мы столкнулись с необходимостью буквально по крупицам собирать информацию об этих людях – через военкоматы, через сайт Министерства обороны, через наших друзей-краеведов. Так, например, удалось узнать о судьбе двух не вернувшихся с фронта братьев-учителей из Ишимского района. Один из них, офицер, когда попал в плен, назвался фамилией своей матери – эту единственную маленькую зацепку дала поисковикам сохранившаяся немецкая карточка. Другой, получивший медаль за трудовую доблесть прямо из рук Калинина, когда началась война, отказался от положенной ему брони. Прощаясь с односельчанами, он попросил водителя посадить детей в грузовик и сделать круг почета перед школой. Погиб, не провоевав и года…Вот так сегодня восстанавливается историческая справедливость – когда уже нет на свете людей, близко знавших фронтовиков, когда, казалось бы, утрачены любые привязки, все же шаг за шагом энтузиасты приближаются к моменту истины. На нынешнем этапе в сборник, подготовленный Советом ветеранов, включены более 600 имен: здесь и гордость районов – Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, и простые труженики-солдаты. Как верно замечает Елена Ивановна, участие в таких поисках – замечательный стимул для учеников узнавать и любить свою историю:- В то время было много мужчин-учителей. И, как правило, те, кто вернулся с фронтов Великой Отечественной, добились заметных успехов на профессиональном поприще. Находят, например, ребята имя своего земляка на сайте Министерства обороны и узнают, за что он получил награды: кто-то поднял в атаку роту, кто-то наладил переправу… И это действительно захватывает, тем более теперь, когда, как предложили преподаватели Бердюжского района, надо каждое 9 Мая отмечать как юбилейное…Ну а мы вернемся к юбилею Совета ветеранов педагогического труда. Они, как всегда, идут в ногу со всеми событиями: в Год литературы подготовили сборник стихов учителей-поэтов, в Год кино объявили конкурс фильмов и клипов на школьную тематику. А еще сегодня даже на уровне Министерства образования говорится о том, что настало время возвращаться к лучшим традициям советской школы. Это значит, что и в новом десятилетии нам всем без ветеранов – никуда…Тюмень

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте