search
main
0

Не много ли власти? Независимость по-британски

Как пояснили в министерстве образования Британии, куда я обратилась с вопросом об источниках и принципах формирования бюджета государственной английской школы, ответственность за финансирование школ делят между собой центральное руководство (правительство страны) и местные органы власти (районные муниципалитеты), в составе которых находятся муниципальные образовательные органы. Львиную долю средств, отпускаемых на образовательные нужды, выделяет из своего бюджета правительство. Муниципалитеты вносят свою лепту из средств, получаемых от муниципальных налогов (это ежемесячный взнос, собираемый с населения, проживающего в данном районе). И именно муниципальные образовательные органы решают в конечном итоге, сколько денег потратить в своем муниципальном округе на нужды образования.

В 2003 – 2004 году британское правительство предприняло весьма радикальный шаг, введя новую систему формирования бюджетов школ – так называемую формулу спендинг шиэрс, что можно перевести как «формула разделения затрат». Согласно этой «формуле «25 миллиардов фунтов стерлингов, предназначенных на нужды образования, раздаются муниципальным образовательным органам. Получают при этом муниципалитеты не одинаковые суммы: количество поступивших к ним из госбюджета «школьных» денег зависит от специфики образовательного ландшафта данного конкретного района. Далее, как было выше сказано, к госбюджетным средствам муниципалитет добавляет свои собственные – полученные от граждан в качестве муниципального налога. Но так как в ведении муниципалитета находится не только образование, но и целый ряд иных служб, то каждый муниципалитет и волен хозяйствовать по-своему, решая, какую долю муниципального налога отщипнуть на те или иные сферы, в том числе и на образование, в своем районе. «Формула разделения» между тем означает и то, что деньги, предназначенные непосредственно для школьного бюджета, и деньги на прочие образовательные нужды не сливаются отныне в один котел, а остаются в разных «кошельках» муниципалитета. Закреплена реформой и сумма минимальных затрат на одного учащегося – а вот свыше оной каждый «райсовет» уже может набрасывать, исходя из своих возможностей и специфики каждой конкретной школы.

Между тем, по мнению руководителей многих школ и руководства школьных профсоюзов, отпущенные правительством денежки нередко растворялись или застревали именно на местном уровне… Муниципалитеты попали под подозрение в том, что средства, выделенные им на школы, они попросту перекидывали на финансирование других сфер. Так, может быть, слишком много власти отдали в Британии «советам» на местах, то бишь муниципалитетам, сделав их фактическими самоуправцами в делах школьной казны?

На самом деле «самоуправство» носит достаточно ограниченный и контролируемый характер. Так, 88 процентов всех спускаемых сверху на нужды образования госбюджетных денег носят строго целевой характер – формирование школьных бюджетов – и переправляются из местной казны непосредственно в школы, что называется, без рассуждений. А вот остальные 12 процентов могут тратиться на образование, но уже понимаемое, так сказать, шире – на образование, выходящее за рамки школьных бюджетов: помощь учащимся из малообеспеченных семей, организацию курсов по повышению грамотности для взрослого населения, рекламную кампанию учительской профессии, наконец, на строительство и ремонт школ. Но, может быть, эффективнее все-таки было бы исключить из финансовой цепочки местные «советы» и пустить денежный поток напрямую от правительственного Уайтхолла к школьным кассам? Именно такая идея заложена в новом пятилетнем плане реформы образования в Англии.

В принципе же бюджеты английских школ – что многоводная река, в которую вливаются воды множества мелких речушек. Так, помимо вышеперечисленного финансирования по формуле «разделения затрат» школы получают так называемый грант школьных стандартов (School Standards Grant) и фонд стандартов (Standards Fund). Средства этих грантов перечисляются школам также через местные образовательные органы, но в количестве, строго определенном правительством. Так, за счет грантов типичная начальная школа Англии, насчитывающая 250 учащихся, получила в 2003- 2004 году 30 тысяч фунтов стерлингов (около полутора миллионов рублей), а типичная средняя школа с одной тысячей учащихся – 90 тысяч фунтов стерлингов. Плюс к тому школы получают так называемый «кэпитал грант», который в 2003 – 2004 году составил для аналогичной начальной школы 20 тысяч фунтов и для средней школы – 75 тысяч фунтов. Что же касается фонда стандартов, то его цель – материальное обеспечение образовательных реформ и повышение образовательных стандартов.

В целом же, как заверили меня в министерстве образования Британии, обещания правительства увеличить затраты на образование выполняются. В доказательство тому несколько убедительных цифр: если затраты на образование в Британии составили в 2001 – 2002 году 5% от ВНП, то в 2003 – 2004-м они возрастают до 5,3% , а в 2005 – 2006 составят 5,6% (для сравнения: в 1996 – 1997 годах образовательная доля в ВНП равнялась 4,7%).

А по какому принципу формируется бюджет каждой конкретной школы? Дележкой пирога непосредственно по едокам занимаются, как уже было сказано, местные образовательные органы. Пляшут они при этом как от печки от суммы минимальных затрат на одного учащегося, утвержденной правительством и являющейся нормативной: выше – можно, ниже – нельзя.

Как же делит «пирог» школьных бюджетов муниципальная власть на местах? В каждом департаменте образования местного муниципалитета есть измерительный прибор в виде так называемой «формулы честного бюджета». Эта формула отнюдь не носит универсального характера, она составляется каждым муниципалитетом с учетом индивидуальных особенностей претендентов на пирог. Главная составляющая формулы – количество учеников в школе. Далее берется в учет число учащихся из материально необеспеченных семей в той же школе: чем их число больше – тем больше средств будет отпущено школе (в Британии считают, что для достижения требуемых академических результатов такими учащимися требуется больше материальных вложений). В последние годы была утверждена и система материальных поощрений для школных руководителей: директора наиболее успешных школ начинают принимать на себя обязанности «тягача « школ отстающих, объединяющихся со школой-передовиком в единую федерацию, и за эту дополнительную работу премируются более высокой зарплатой. Таким школам-передовикам уходит от финансового пирога кусок потяжелее.

Дополнительные ассигнования получают специализированные школы для оплаты привлекаемых специалистов – лингвистов или, скажем, специалистов в области компьютерных технологий. Ну и, наконец, очевидно, что помимо основной порции «пирога» на добавку средств могут рассчитывать те школы, которым посчастливилось расположиться на территории особо зажиточных районов – тех, чьи богатые резиденты, то бишь населяющие район граждане, организации и предприятия, щедро вкладывают в муниципальную казну. И если к тому же муниципальная власть такого зажиточного региона своим приоритетом делает сферу образования (а не, скажем, озеленения территории), то, считай, школам здесь повезло вдвойне.

Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте