Несколько лет назад я написала в «Учительскую газету» о маме, ветеране педагогического труда, основоположнице династии. Приятно было увидеть письмо и фотографию на странице газеты («УГ» №42 за 2004 год). Но каково же было удивление, когда вскоре я получила из редакции пакет с еще одним экземпляром «УГ» и моими фотографиями, на возвращение которых я и не надеялась. Сразу же захотелось сесть за стол и написать ответ, полный благодарности.
…Много времени прошло с тех пор. За эти годы у меня появились еще один внук и внучка, а старшему сыну, учителю физики и информатики, уже исполнилось сорок лет. Можно сказать, педагогическая эстафета передана в надежные руки. Но в последние годы работы в школе я все чаще стала ловить себя на мысли, что делаю не то, что люблю, не то, ради чего я пришла сюда. Будучи учителем русского языка и литературы, я долгие годы работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Многочисленные отчеты, заполнение таблиц, сборы различных подписей и росписей, изучение обязательных документов на ста, а то и более страницах – все это дальше и дальше уводило меня от детей, от педагогики. Не скрою, мне иногда казалось, что моя функция – поддерживать тех, кто там, «наверху» (ну что они будут делать без наших отчетов, таблиц, различных конкурсов, участие в которых отнимает уйму времени и у детей, и у их наставников). Наивно полагала, что услышат власти «Учительскую газету», которая часто обращались и обращается к этой проблеме – валу отчетов. Не услышали! Казалось бы, компьютеризация образования должна решить эту проблему. Но, увы! Бумаг стало еще больше.«УГ» читаю от первой до последней страницы. За прошедшие годы накопилось много невысказанного. Вот уже не первый год обсуждаются портфолио ученика. Видела образцовые – объемные, с цветными фотографиями, различными дипломами и грамотами. Бедные дети, а вместе с ними учителя и родители! Сколько нужно времени, чтобы оформить такую папку?! А не лучше ли вернуться к незаслуженно отвергнутым характеристикам? С их отменой усложнилась работа в школе с вновь прибывшими детьми. Вместо того чтобы сразу понять, какая помощь нужна ребенку, требовалось немалое время на изучение личности. А ведь в характеристике можно отразить все: и способности, и успехи ребенка, и качества личности. Другое дело, далеко не каждый учитель умеет грамотно написать характеристику, так для того и существуют педагогические вузы, чтобы научить нужным навыкам. Я двумя руками за ЕГЭ. Но назовите мне автора, придумавшего написание сочинения выпускниками школ перед сдачей ЕГЭ в следующем году! Что это? Желание потрафить всем? Уже предвижу результаты грядущего сочинения. Сдадут все! Какой же взрослый, проучив ребенка 11 лет, поставит ему «неуд» перед таким ответственным испытанием, как ЕГЭ? Когда мы собираемся нашей учительской семьей за столом во время праздников, невольно в разговорах переходим на обсуждение вопросов, связанных со школой. Жизнь продолжается… Лилия БАУТИНА, с. Кокошино, Чулымский район, Новосибирская область
Комментарии