Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не ловушка, а кормушка. Развиваем речь, согласуем падежи, учимся доброте

Учительская газета, №38 от 22 сентября 2009. Читать номер
Автор:

Тема: «Зимующие птицы. Пересказ произведения Георгия Ладонщикова «Дельный совет» путем перевода стихотворного текста в повествовательный».

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи:

– обобщить знания детей о зимующих птицах;

– совершенствовать грамматический строй речи: упражняться в согласовании числительных с существительными, изменении существительных по падежам;

– учиться пересказу произведения путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу).

Коррекционно-развивающие задачи:

– активизировать и обогащать словарь по теме;

– развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения и исключения, память, зрительно-двигательную координацию, координацию слова с движениями;

– развивать связную монологическую речь.

Воспитательные задачи:

– воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание им помогать.

Оборудование:

– предметные картинки по теме;

– специально изготовленные пособия «Помоги птицам» и «Воробьи на дереве»;

– иллюстрация к стихотворению Г.Ладонщикова «Дельный совет»;

– пробки-лыжи;

– фломастеры.

Ход занятия

Организационный момент

Учитель: Выглянула я сегодня во двор, а на снегу воробышки прыгают, чирикают громко, радуются весне, теплу, теплому солнышку. Выбежала во двор соседская кошка и вспугнула воробьев. Уселись воробьи на ветки соседнего дерева.

Основная часть

Упражнение «Воробьи на дереве». Работа с демонстрационным материалом.

Учитель: Скажите, сколько воробьев сидит на каждой ветке? (Один воробей, семь воробьев и т. д.)

Стала кошка забираться на дерево, испугались воробьи и улетели в сад.

Упражнение «Прогулка в сад».

Учитель: Чтобы не провалиться в снегу, наденьте «лыжи» (пробки на указательный и средний палец). Ну что, пошли в наш сад? (Дети скользят пробками по столу, имитируя ходьбу на лыжах.)

Игра «Доскажи словечко».

Учитель: Посмотрите, по снегу прогуливается осторожная птица. Отгадайте, кто это:

Длиннохвоста, белобока,

А зовут ее… сорока.

Идем дальше.

Вот прилетела невеличка

Желтогруденькая птичка.

Ест она сало и пшеничку

А зовут ее… синичка.

Прислушайтесь, где-то на яблоне сидит еще одна птица и стучит по стволу острым клювом.

Он в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной.

Он деревьям всем приятель

А зовется птица… дятел.

Смотри, на ветках яблоки,

Скорей их собери!

Но вот вспорхнули яблоки

Ведь это… снегири.

Картинки-отгадки выставляются на доске.

Упражнение «Птицы на нашем дворе».

Учитель: Вспомните, каких птиц вы встречали зимой у нас во дворе?

Ответы детей.

Учитель: Эти птицы не улетели на юг, а остались у нас зимовать. Их мы называем… зимующие. А снегиря еще называют кочующей птицей, т. к. он прилетает к нам с холодного севера, а весной улетает от нас искать холод, зиму.

Почему эти птицы зимой прилетают к жилью человека? Как вы заботитесь зимой о птицах?

Игра «Помоги птицам». Работа с раздаточным материалом.

Учитель: Представьте, что каждый из вас сделал кормушку. Помогите птицам долететь до кормушки. (Дети проводят указательным пальцем по картинке – от птицы до кормушки, выбирают только зимующих птиц.)

Скажи, кому ты помог? (Снегирю, синице…)

Чем угостил? (Семечками, рябиной…)

Почему не пустил на кормушку петуха, ласточку?

Если мы поможем птицам зимой, они отблагодарят нас летом. Как?

Физкультминутка «Хлопай – топай».

Учитель: Я назову разных птиц, узнаете зимующую птицу – хлопайте в ладоши, другую птицу – топайте ногами.

Знакомство со стихотворением Георгия Ладонщикова «Дельный совет».

Учитель: Послушайте, что однажды произошло со снегирьком.

Юрка с нашего двора

Снегиря поймал вчера.

Всем хвалиться начал:

– Вот!

В клетке он теперь живет!

Но ребята зашумели:

– Что ты, Юрка, в самом деле,

Запер в клетку снегиря?

Отпусти! Не мучай зря!

Снегири ведь не игрушка –

Наши гости снегири!

Ты бы лучше не ловушку,

А кормушку смастерил!

Беседа по тексту. Показ иллюстрации к тексту.

Вопросы учителя:

– Что произошло со снегирьком?

– Правильно сделал Юрка?

– Что посоветовали ему ребята?

– Как вы думаете, послушается их Юрка?

Повторное чтение стихотворения.

Пересказ текста детьми.

Учитель: Сегодня мы будем учиться пересказу этого стихотворения, а начнем его так: «Однажды зимой Юрка поймал снегиря и…»

Рефлексия

Учитель: Вам понравилось занятие? Что понравилось? Кто хорошо работал на уроке – погладьте себя по голове, кто сам себе не понравился – покачайте головой.

Сегодня мне было очень приятно с вами работать.

Молодцы!

Лидия ЦАРЕГОРОДЦЕВА, учитель-дефектолог специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, Советск, Кировская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту