search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Не именем народа, а именем закона. Преодоление мифа. Доклад на Международной конференции «Преодоление прошлого и ориентиры его переосмысления». Фонд Фридриха Науманна

Разговор о народе следует, очевидно, начинать издалека – с ветхозаветных слов о народе Божьем («Ибо часть Господа народ Его»//Второзак. 32, 6); можно привести и слова апостола Павла о великом мировом народе, который произведен был Господом от «одной крови… для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17,26). Это очень важный момент, ибо понимание народа (и не только еврейского) как народа Божьего, проходит через все века и страны христианской культуры.

В системе ценностей европейского романтизма XIX века понятие «народ» выдвигается на первый план. Народ у романтиков имеет божественный генезис; народ изначален и вечен; народ – совершенство (Новалис). Его содержание – духовность. «Народ» в шеллингианском восприятии этого слова приблизительно то же, что и «природа», а природа – Бог. Обостряется (пробужденный еще Гердером) интерес к памятникам народного творчества: к народным сказкам, песням и т.д. Зародившийся в недрах германского романтизма культ «народного духа», как и сам термин «Volksgeist», сыграет впоследствии роковую роль в становлении германской национальной и расовой доктрины.

«Народ» – центральная тема русской общественной мысли XIX в. Восприняв пафос западноевропейского романтизма, русские поэты и философы (Чаадаев, любомудры, позднее – славянофилы) развивают тезис о молодом «самобытном» русском народе, чье будущее (в отличие от «перезрелого» Запада) – еще впереди. «Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов» (Чаадаев). Одновременно эти понятия («народ», «народность», «народный дух») берет на вооружение российская государственность. Возникший в Германии термин «народность» (Volkstum) становится третьим компонентом в известной формуле С.Уварова («самодержавие – православие – народность»). Народ – якобы органический полюс русской жизни; другой полюс – царь. На этом зиждется теория «официальной народности».

Возвеличивание народа – отличительное свойство новейшей русской истории и культуры XIX в. К народу обращены и литература, и общественная мысль России, что совершенно естественно для страны, в которой подлинный народ (вернее, крестьянство, но именно эта часть населения и называлась в России «народом») оставался в состоянии физического и духовного рабства. Крепостничество, патриархальный уклад, разрыв между образованным «барином» и неграмотным «мужиком» порождают в России как аристократический взгляд на народ, так и «народопоклонство». Помыслы и порывы русского общества (в его наиболее активной творческой и просвещенной части) устремлены так или иначе к народу («мужику»). В 1870-е гг. формируется «народничество» – явление специфически русское во всех своих проявлениях (революционная деятельность, народовольцы, хождение «в народ», религиозно-нравственные искания, «уход» и т.д.). С народом связываются в русском обществе все лучшие надежды и чаяния; перед «народом» преклоняются Тургенев, Достоевский, Толстой. Вся классическая русская литература XIX – начала XX в. (от Пушкина до Александра Блока) отмечена, в большей или меньшей степени, жгучим интересом к народу, народолюбием, народническим пафосом. Политические партии, возникающие в России с конца XIX в., учитывают в своих программах опыт «народничества», отголоски которого слышны вплоть до 1917 года.

XIX в. создает те самые предпосылки, которые позволят тоталитарным режимам XX в. – и нацизму, и большевизму – узурпировать понятие «народ» и цинично пользоваться им как прикрытием.

На рубеже XIX и XX вв. – в неоромантическую эпоху – понятие «народ» все более мифологизируется. «Народ» – таинственное «нечто», непостижимая «святыня», «богоносец» и т.п. Возрождается и широко утверждается термин «душа народа» (в том числе «русская душа»). Русские поклонники Рихарда Вагнера связывают с народом свои надежды на «искусство будущего» – в противовес гибнущей «индивидуалистической» культуре Запада. Не прекращаются дискуссии на тему «народ и интеллигенция», особенно обострившиеся после первой русской революции (сборник «Вехи» и др.). Растет интерес ко всему народному; появляются «народные» поэты (Есенин, Клюев), «народные» богоискатели (сектанты), «народные» прорицатели… На политической сцене маячит зловещая фигура Распутина.

Возникают и сомнения в правильности такого подхода. «Творцом древнерусской культуры, древнерусской литературы и древнерусского мировоззрения, – писал профессор В.Келтуяла, один из крупнейших русских фольклористов, – является некоторое коллективное целое, называемое «народом», представляемое однородным по своему составу и окрашиваемое в демократические и в то же время простонародные цвета, заимствованные по преимуществу из крестьянской среды… Таков общепринятый взгляд: он царит в учебных пособиях по истории литературы, он является исходным пунктом для историков литературы и исследователей» («Курс истории русской литературы»).

В таком виде понятие «народ», соединяясь подчас с эпитетами «рабочий» или «трудовой», входит в словарь советской эпохи. Широкоупотребительное, оно все же подвергается в 1920-е гг. известным ограничениям. На него падает тень народничества, которое рассматривалось социал-демократами (Плеханов, Ленин) как течение, враждебное марксизму. Широко известна работа Ленина о «друзьях народа», воюющих против социал-демократов (ее изучали в школах и вузах). И хотя советская власть с первых же дней именовалась не иначе как «народная власть», само это слово оттесняется в 1920-е гг. иными, новыми для той эпохи идеологемами: класс и масса (трудящаяся, народная, крестьянская и пр.).

Однако уже в 1930-е гг. термин «народ» начинает возрождаться в своем, так сказать, высшем, сакральном значении. Этому способствует, с одной стороны, сталинская доктрина о ликвидации в стране классовых противоречий и слиянии рабочих, крестьян и «новой советской интеллигенции» в единое социалистическое общество. С другой стороны, власть все более ощущает необходимость обезопасить и как бы «облагородить» свои действия, в первую очередь – большой террор. Ссылки на «классовую борьбу», «буржуазию», «внешнего врага» – все это, само собой, широко используется советской пропагандистской машиной. Но этого недостаточно. Необходима вера в любые действия власти, то есть эмоциональные доводы, обращенные к подсознательному, к инстинкту. Так, от слов «класс» и «классовая борьба» советская идеология уже в 1930-е гг. поворачивает обратно к извечным и нерушимым понятиям: «народ», «народный» и «родина». Сталин охотно пользовался этими терминами. В октябре 1937 года он произносит известные слова о том, что «руководители приходят и уходят, а народ остается. Только народ бессмертен». Идеологема трансформируется в мифологему.

Этот возврат к народу стимулировался в 1930-е гг., по всей видимости, событиями в Германии. Расовая доктрина нацизма строилась, как сказано выше, на иррационально-романтическом пафосе «народного духа», устремленности к мистическому родству через «кровь и почву», на вагнеровском возвеличивании инстинкта («Народ составляют те, кто думает инстинктивно», – говорил Вагнер). Народ для нацистов – ядро нации, символ ее цельности и здоровья. («Das gesunde Volksempfinden» – газетный штамп того времени). Понятия «народ» и «народность» (Volkstum) культивируются в Третьем рейхе; можно лишь подивиться, сколь много здесь совпадений с советским лексиконом тех лет.

Употребляя слово «народ» или «народный», власть (будь то в Германии или в России) маскирует, вернее, «освящает» этими сакральными понятиями подлинную природу своих действий, и прежде всего государственные институты, беспощадно проводящие официальную политику: суд, армию, полицию и т.п. Немцы старшего поколения хорошо помнят, что такое Volkgsgerichtshof – чрезвычайный суд, учрежденный в 1938 году и занимавшийся исключительно государственными преступлениями. Приговор этого суда был, как правило, один: смертная казнь (через этот трибунал прошли, например, все участники июльского заговора 1944 года). Можно ли усомниться в правильности и моральной оправданности приговора, который выносится судом народа и от имени народа!

Нечто подобное представлял до недавнего времени и советский суд, который назывался «народным» (в самой низшей районной инстанции). Произвол и беззаконие советского суда стыдливо прикрывались авторитетом народа. Точно так же обстоит дело и с армией, которая всегда была у нас народной, хотя и под именем «рабоче-крестьянской»; памятны и такие словосочетания, как «народное ополчение» (параллель к немецкому «Volkssturm»), «народная милиция» («Volkspolizei»), «народные дружины», «народный патруль», «народный контроль» («Volkskontrolle») и др. Характерно, что одновременно, то есть именно в 1930-е гг., и в Германии, и в России утверждается печально известное выражение «враг народа» («Volksschaling»). Чей конкретно враг, не так уж и важно в этом словосочетании, акцент переносится на другое: враг народа – человек, посягнувший на «святое», «божественное», он более чем преступник, он – святотатец. Удачно найденная формулировка помогает, естественно, манипулировать массами людей (народом!), требующих этому сверхпреступнику сурового (смертного) приговора. Противопоставление себя народу воспринимается как великий (и, значит, справедливо наказуемый) грех, тогда как отождествление себя с народом, слияние с ним – естественное гармоничное состояние, высшая в своем роде благодать. Характерные советские лозунги и передовицы еще недавнего времени: «Вместе с народом!», «Всегда с народом!», «Слава народу!», «В единении с народом – сила!» и т.д.

Вторая мировая война способствовала подъему национального самосознания у народа России. Неудивительно, что именно в послевоенные годы понятие «народ» цинично узурпируется официальной советской идеологией, особенно в период идеологических кампаний конца 1940-х – начала 1950-х гг., когда «классовый», т.е. основополагающий марксистский, критерий окончательно уступает «национальному». Разгромив нацизм на военных фронтах, Советский Союз – это надо признать! – понес явное поражение на фронтах идеологических. Соединив это слово с эпитетом «русский», Сталин создает мощный политический инструмент, при помощи которого расправляется со всем «не русским», т.е. «антинародным», «антипатриотическим». От высокого романтического пафоса, присущего слову «народ» в XIX столетии, не остается и следа.

Именно в послевоенные годы термин «народ» приобретает в советском словаре главенствующее положение; «народу» придается статус официального термина. То, что ярко проявилось в Третьем рейхе, доводится в СССР до своего логического конца. «Народ» (в конце 1940-х гг. – «русский»; со временем, уже после смерти Сталина, преобладающим эпитетом становится «советский») возвышается до некоего «божества» и «творца-демиурга». Народ – творец истории. Этот марксистский постулат конкретизируется, в частности, таким образом: «Советский народ – строитель коммунизма».

Советская пропаганда на все лады внедряла в сознание это слово. Композиторы сочиняли музыку, художники писали полотна, поэты сочиняли стихи и песни. Во имя этого безликого божества и осуществлялись все жизненные процессы, во имя него работало государство, крепли его обороноспособность и могущество, неуклонно возрастал «жизненный и культурный уровень наших людей». «Все во имя народа, все для блага народа!». Выходило так, что народ – творец и строитель, на алтарь которого можно (и следует) приносить все что угодно – любые жертвы оправданны. «Народ» получает черты некоего грозного Молоха – достаточно вспомнить выражение «праведный народный гнев», что обрушивался время от времени на всех «отступников» (предателей родины, диссидентов, антисоветчиков и – реже – расхитителей «народного добра» или взяточников-бюрократов, удобно расположившихся «на шее народа»).

Один из распространенных и красноречивых лозунгов 1960-1970-х гг.: «Народ и Партия едины!» (оба слова – с большой буквы). Смысл этой формулы ясен: через слово «народ» партия легитимирует себя как моральный авторитет. Если партия то же, что и народ, значит, и деятельность ее непогрешима, тогда как любые действия, направленные против партии, преступны. Преступны, ибо антинародны. Правящему страной слою придается – через «народ» – некое богоподобие. Тем же образом возвышается и государство, коль скоро оно в этом нуждается.

В 1960-1970-е гг., ощущая, возможно, недостаточность (то есть недостаточную смысловую наполненность) слова «народ», официальная идеология в СССР пытается подвести под общепринятый термин новый философский фундамент. Усилиями ряда научных коллективов разрабатывается (разумеется, с позиций «исторического материализма» и «ленинской теории наций») невнятная формула: «Советский народ – новая социалистическая общность». В ее основе – псевдонаучные тезисы об «интернациональной общности» социалистических наций, их сближении и консолидации «по мере приближения к коммунизму». Цель – обосновать, аргументировать и спасти, насколько это возможно, пропагандистски необходимый, идеологический «стержневой» термин: «советский народ».

«Народ и нация» – самостоятельная проблема, достаточно и разносторонне изученная. Оба понятия частично покрывают друг друга, но между ними есть разница – и смысловая, и стилистическая. «Народ» – слово древнее и корневое (ср. das Volk, le peuple); слово «нация» – позднее, звучит на всех языках одинаково. В «народе» присутствует интимно-глубинный смысл, ощущение родового (ролевого) начала, рода и родины, темного материнского лона. В русском языке «народ» явственно связан с «родом», и все производные от него («родина», «родное», «родственник») эхом отзываются в нашей памяти. В слове «народ» присутствует отголосок бессознательного периода нашей жизни, детства, сновидения, до-бытия, смутное представление о причастности к тому бессознательному коллективному, что исследовал К.Юнг, угадывается нечто от древнего «хаоса», воспетого Тютчевым, наследником немецких романтиков («…про древний хаос, про родимый…»).

Другими словами, мощный фольклорно-мифологический пласт, на котором зиждется понятие народа, создает ощущение той самой непостижимой глубины, «бездны», что так необходима для тоталитарной идеологии, чья психологическая опора – темное, подсознательное и стихийное начало в национальной душе. Ничего подобного в нации, естественно, нет. Нация – часть мирового сообщества, народ – часть природы. Нации (или государству) принадлежит человек социальный и этнический, народу – человек биологический. Нация соотносится с этносом (в официальной советской науке нация рассматривалась как высший тип этноса), народ – с эротом. Нация тяготеет к историческому, народ – к мифическому. Нация коренится в осознанном, народ – в бессознательном. Нация – категория социоэтническая, народ (по преимуществу) – философско-поэтическая. И т.д.

Язык, и особенно литературный, безошибочно фиксирует эти смысловые и стилистические различия. Слова «народ» и «нация», которые на уровне бытового языка и даже в научном тексте иногда употребляются одно вместо другого, никогда не бывают взаимозаменимы в языке художественном, особенно поэтическом. «Я была тогда с моим народом» – известная строчка Ахматовой (заменить «народ» на «нацию» – невозможно). «Припадаю к народу, припадаю к великой реке,/Пью великую речь, растворяюсь в его языке» – И.Бродский очень точно передает здесь причастность к народу, к коему можно припасть, коим можно опьяниться (к нации припасть невозможно, и никакой «влаги» в слове «нация» нет).

Войдя в обиход новых российских политиков, слово «народ» и в 1990-е гг., и поныне употребляется опять-таки не адекватно, а метафорически и демагогически. Реальные его значения вновь оказываются выхолощенными. Разные, подчас противоположные политические силы прикрываются этим словом, подменяя часть целым, конкретное – абстрактным. Вместо «большинство» или «многие люди» заклинательно произносится: «народ», «народный». Вместо более или менее выверенных и надежных понятий («нация», «общество», «сообщество», «гражданское общество») или, наконец, «население нашей страны» произносится мифическое, но, как и встарь, безошибочно действующее: «народ».

Власть, как и в советское время, беззастенчиво прикрывается, если надо, словом «народный». Нынешние думские депутаты – наследники советской эпохи (Совет народных депутатов, Съезд народных депутатов и т.п.), высокопарно именующие себя «народными избранниками». При этом авторитет «народа», что характерно, по-прежнему неизменно выше, чем авторитет «закона»; миф глубже юридических установлений, к тому же весьма подвижных и непрочных в нашей стране, поскольку их постоянно корректируют сверху. Народное мнение – высший неколебимый закон. С этим можно было бы согласиться, если бы за понятием «народное мнение» стояли, например, результаты референдума.

Всего чаще к «народу» апеллируют у нас деятели «патриотического» («народно-патриотического») лагеря, лидеры российского национал-большевизма и иже с ними. «Народ еще скажет свое последнее слово…»; «Народ расправится…»; нынешнее положение в стране нередко характеризуется его противниками как «антинародный режим»; демократическое телевидение – как «антинародное телевидение» и т.д. «Четвертая власть» враждебна интересам народа» (День. 1992. № 13. С. 8).

Одна из особенностей слова «народ» заключается в том, что оно подвижно, изменчиво и зависимо от контекста, в котором находится. Выделенный нами «сакральный» оттенок этого слова в одном контексте бледнеет и нивелируется, в другом же, напротив, усугубляется. Слово «Volkswagen» звучит сегодня обыденно, и никто в Германии уже не задумывается над его сомнительным происхождением и первоначальным названием KdFWagen (Kraft durch Freude), лукаво превращенным затем в Volkswagen, хотя «народным автомобилем», то есть автомобилем, доступным каждому немцу, эта машина стала куда позже. То же можно сказать и о невинном Volksempfanger (радио для каждого, радио в каждый дом), но слово было узурпировано нацистской пропагандой, и по всей Германии красовались плакаты: Ganz Deutschland hort den Fuhrer mit dem Volksempfanger – пример того, как слово «народный» может быть поставлено на государственную службу: государство, фюрер и народ, все трое соединяются воедино в этой короткой формуле, и простому человеку, частичке народа, для которого якобы и создано радио, места уже не остается.

Итак, мы видим: «народом» как пропагандистским средством пользовались в XX столетии преимущественно тоталитарные режимы. Демократия, т.е. подлинная демократия, в этой подпорке не нуждается: хозяином жизни в современном демократическом обществе является Закон. Лишь тоталитарные режимы, построенные на идеологической схоластике и догматической вере, нуждались (и нуждаются) в мифах и символах – в поклонении идолам. Одним из таких идолов, пусть лишь в сфере языка и памяти («народной памяти»!), является именно «народ». Вспомним, что названия новосозданных восточноевропейских стран после второй мировой войны неизменно включали в себя этот важный компонент: Болгарская, Венгерская, Польская, Румынская и т.д. «народная республика». Собственно, эти республики так и назывались: «страны народной демократии». Взглянем на коммунистические страны сегодня: Китайская Народная Республика; Корейская Народно-Демократическая Республика, Народная Республика Куба.

«…Народ, – подчеркивал Н.Бердяев, сопоставляя «народ» и «нацию», – стоит ближе к труду как основе социальной жизни, ближе к природе. Но и народ может стать идолом и источником человеческого рабства. Народничество есть одно из прельщений, и оно легко принимает мистические формы – душа народа, душа земли, мистическая народная стихия. Человек может совсем потеряться в этой стихии» («О рабстве и свободе человека»). Бердяев прав: культ бесформенного коллективного начала может быть столь же пагубен, как и культ отдельной личности. Конечно, нельзя забывать, что «народ» – понятие культурообразующее; к мифу о «народе» восходят не только великие заблуждения, но и великие достижения человеческого ума и творчества.

Явление народопоклонства – наследие далекого исторического прошлого, но переосмысленное и насыщенное в XX столетии новым, зачастую весьма ядовитым содержимым. Это наследие и в наши дни сохраняет свой красно-коричневый оттенок. Впрочем, Германия, как представляется, преодолела вместе со своим позорным прошлым и непомерное увлечение «народом». Последние следы этого явления исчезают в немецкой жизни и немецком языке одновременно с ГДР, столь много перенявшей в свое время и от третьего рейха, и от братской советской страны. Надпись «Den deutschen Volke», восстановленная над входом в новый рейхстаг, кажется сегодня анахронизмом. Правда, в германских судах приговоры до сих пор объявляются именем народа: im Namen des Volkes.

Ну а мы? Нынешняя российская действительность красноречиво свидетельствует: мы все еще в плену у мифов. (Мифологема «народ» – увы, не единственная). «Народные депутаты» и «народные артисты». Однако жизнь современного общества, в особенности политика, не может строиться на мифологемах. Народовластие не означает народопоклонство. Подлинные демократии ориентированы более на конкретную личность, нежели на мифический «народ»; им свойственно искать и устанавливать сбалансированные правовые отношения между индивидуумом и государством. Отдельный человек, гражданин, представитель нации или общества не может быть принесен в жертву безликому коллективному множеству, как бы оно ни называлось. Общественное развитие есть освобождение от мифов. Будущая Россия – такой хочется ее во всяком случае видеть – должна быть демократической (а не народно-демократической!) республикой, и суд в этой будущей демократической стране должен вершиться не именем Народа, а именем Закона.

Константин АЗАДОВСКИЙ, председатель Санкт-Петербургского ПЕН-клуба

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте