Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не идти вперед – значит идти назад

Учительская газета, №33 от 14 августа 2007. Читать номер
Автор:

Инвестиции в человеческий фактор – главный смысл деятельности Юго-Западного окружного методического центра, который стремится раскрыть творческий потенциал руководителя, педагога, воспитателя образовательного учреждения, поддержать его стремление к профессиональному росту, самообразованию и повышению компетентности.

СтатфактОкружной методический центр открыт 1 января 1992 года, сегодня это Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, окружной методический центр Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования.Кадровый состав ОМЦ ЮЗАО: 83 методиста, из них – 15 заслуженных учителей РФ, 41 почетный работник общего образования РФ, отличник просвещения, 8 имеют ученую степень кандидата наук, двое – доктора наук.

Директор ОМЦ Ирина Владимировна ПАВЛОВА, заслуженный учитель РФ, возглавляет центр с момента его создания.

Профессорско-преподавательский состав окружной системы повышения квалификации включает 126 лекторов, из них: 5 – академики, профессора, доктора наук, 36 – кандидаты наук, 28 – разработчики авторских программ и методик, авторы учебных пособий, 15 – учителя, разработчики авторских методик, владеющие современными образовательными технологиями, 32 – методисты.

Приоритетными направлениями деятельности окружной методической службы являются:

непрерывное педагогическое образование и самообразование;

постоянное повышение профессиональной компетентности и методического мастерства;

проведение образовательного мониторинга: анализ и прогноз развития системы образования Юго-Запада;

проведение социально-педагогического мониторинга учебно-воспитательного процесса;

реализация системного подхода к содержанию работы с педагогическими кадрами;

внедрение в практику работы образовательных учреждений современных образовательных технологий;

программно-целевой подход к управлению методической работой в округе;

участие в проектах «Школа будущего», «Школа информатизации»;

изучение, обобщение и трансляция лучшего педагогического опыта участников ПНПО «Образование».

Методический центр оказывает различные маркетинговые услуги для обеспечения сетевого взаимодействия образовательных учреждений округа с городскими образовательными учреждениями.

Одна из проблем в содержании и организации методической деятельности – индивидуализация методической поддержки. Она в большинстве случаев продолжает носить массовый или групповой характер: по актуальным проблемам общего характера, по запросам, типичным для данной категории педагогических работников, по показаниям диагностических обследований. Методическую помощь чаще получают заинтересованные и мотивированные педагоги, педагоги ищущие, творческие и более квалифицированные. Педагоги, не осознающие свои потребности, ни в коем случае не должны оказаться вне системы методической поддержки – именно они и нуждаются в ней в первую очередь. Методическая служба округа предложила модель индивидуального плана профессионального развития учителя (работы творческих групп), отражающую разные направления деятельности педагога. В сфере методической работы она реализуется через проекты, выполненные с учетом приоритетных направлений школы (округа), и содержит в себе оригинальные идеи, способные обогатить педагогический опыт коллег. Сегодня особое внимание уделяется совершенствованию методической работы по экспериментально-диагностическому и информационно-аналитическому направлениям деятельности, разрабатываются и реализуются программы по формированию «института экспертов».

Очень важно иметь окружную информационную систему, поэтому на Юго-Западе созданы электронные базы данных по всем направлениям деятельности; сайт ОМЦ; осуществляется электронный документооборот с ОУ округа; с помощью разработанных ОМЦ компьютерных программ идет обработка данных диагностики и контроля, макетирование сборников, оформленных диаграммами, схемами; действует программа подсчета рейтинговых показателей ОУ, электронная база данных по программе «Всеобуч», используются дистанционные формы: обучение по государственным программам, компьютерный мониторинг, олимпиады и конкурсы, интернет-конференции.

Информация к сведению

В 2006-2007 учебном году через портал «Математическая интернет-карусель» проведено 6 дистанционных соревнований по математике, 2 – по английскому языку, одно – по русскому языку, 5 – по информатике и алгоритмике, по физике, 4 интеллектуальные викторины, две из которых были организованы специально для детей с ограниченными возможностями. В режиме on-line соревнуются до 400 команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Центральной России, Карелии, Сибири, Урала, Украины, Беларуси, Казахстана.

ОУ округа проходят компьютерное тестирование в системе мониторинга в режиме on-line. Уже несколько лет окружной августовский педагогический совет проводится в интерактивном режиме, что позволяет педагогическим коллективам школ виртуально участвовать в его работе. Открыты курсы для учителей-предметников по использованию информационных технологий в преподавании. Информационное образовательное пространство округа стало частью единого методического пространства округа, которое развивается, совершенствуется и расширяется за счет создания новых элементов. Большое внимание центр уделяет проектам «Школа информатизации», «Школа будущего», уже разработан проект создания Центра основ военной службы, безопасности жизнедеятельности, военно-патриотического воспитания, социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации. Информационные и компьютерные технологии используются в работе школьных библиотек, так, например, на базе МУК-21 создана виртуальная библиотека.

Пристальное внимание центр уделяет совершенствованию методической службы образовательных учреждений. В связи с этим создан пакет инструктивно-методических материалов и выпущены методические сборники, утвержден перечень периодических изданий, поступающих в библиотеку каждого образовательного учреждения: «Информационно-методические материалы по организации ВШК», «Начинающему заместителю директора по УВР», «Информационно-методические материалы в помощь заместителю руководителя», «Методические рекомендации к новому учебному году» и так далее. Методический центр видит свою задачу в содействии научно-методическим советам школ в координации усилий различных служб, подразделений школы, творческих педагогов, направленных на развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности педагогического коллектива.

Окружной методический центр проводит мониторинговое исследование – пилотный проект в интерактивном режиме «Самооценка профессиональной деятельности педагогических кадров (саморефлексия)».

Методическая тема Юго-Западного учебного округа: «Разработка и внедрение мотивационно-личностных вариативных технологий, направленных на формирование комфортной и успешной образовательной среды». В рамках реализации методической темы в округе проводятся семинары, «круглые столы», мастер-классы, конференции. Тематика мероприятий направлена на решение проблемы создания успешной образовательной среды, например: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках», «Управление качеством формирования ОЗУН как основа познавательных компетенций учащихся», «Интеграция основного и дополнительного образования как основа успешной образовательной среды», «Организация школьного самоуправления», «Особенности работы со слабоуспевающими учениками», «Портфолио ученика», «Формирование новых подходов в организации работы учителя по предупреждению неуспешности обучения», «Компетентностный подход к педагогической деятельности», «Социализация воспитанников разнопрофильных учреждений», «Окружная система оценки качества обучения», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «Индикаторы мониторинга качества управления образовательным процессом», «Формирование единого информационного образовательного пространства как ресурс индивидуального выбора стратегии и тактики развития ОУ» и так далее. За последние три года наблюдается положительная динамика роста таких мероприятий.

Для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в образовательной области и знакомства с достижениями науки и техники в округе уже три года работает лекторий для учителей-предметников «Академическая наука – образованию», в рамках которого проходят встречи с учеными по наиболее актуальным проблемам современной науки.Для реализации этого проекта заключены договоры с Российской академией наук, Государственным институтом русского языка им. Пушкина, Институтом всеобщей истории РАН, Московским педагогическим государственным университетом, Славянской академией, Московским государственным университетом, ИСМО РАО, Институтом физической химии РАН, Московским городским педагогическим университетом, государственным Дарвиновским музеем, Институтом возрастной физиологии РАО, Институтом коррекционной педагогики, Институтом гигиены детей и подростков и др. Вместе с педагогами лекторий посещают учащиеся старшей ступени обучения.

Сравнительные данные за 2005, 2006 и 2007 годы показывают, что количество учителей, посетивших лекторий, увеличилось с 4000 до 14105; количество школьников, принявших участие в работе лектория, увеличилось с 500 до 887.

Главная тема – «Методическая служба – педагогам округа» – позволяет проводить научно-практические конференции, педагогические чтения, ориентированные на основные направления и перспективы окружной целевой программы развития образования «Столичное образование-4».

В основе работы ОМЦ с педагогическими кадрами ЮЗАО принципы модульности и вариативности, индивидуального выбора образовательной траектории каждым педагогом, создана целостная разноуровневая система. Работа по повышению квалификации носит непрерывный характер и методический центр направляет эту деятельность через тесное взаимодействие с председателями методических объединений, с руководителями учреждений.

На базе ОМЦ ежегодно проходят обучение около 4000 педагогов, проводится около 40 видов модульных курсов по всем направлениям педагогической деятельности (согласно запросам образовательных учреждений и в соответствии с методической темой округа). Примеры тем: «Аспекты управления качеством образования в школе», «Диагностический контроль качества обучения в ОУ», «Современный урок и его особенности», «Обучение одаренных детей: цели, принципы, содержание, методы», «Экологическое воспитание дошкольников», «Обучение методам консультирования (психологи)», «Основы базовой компьютерной подготовки школьных библиотекарей» и др. Наиболее востребованы курсы по здоровьесберегающим, информационным и воспитывающим технологиям, актуальны дистантное и профильное обучение, а также методики интегрирования предметов. В округе успешно реализуется проект внедрения дистанционных модульных курсов при ОМЦ «Формы и методы преподавания информатики». В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» открыты модульные курсы целенаправленной подготовки инновационных образовательных учреждений к участию в проекте. В рамках проекта создана база данных «Лучший ученик. Созвездие Юго-Запада».

Формы работы

В межаттестационный период действует система мастер-классов по направлениям:

лучшее инновационное образовательное учреждение;

успех года (для педагогических коллективов);

школьная команда;

лидер в образовании (для директоров ОУ);

лучший учитель;

самый классный классный;

педагогический дебют (для молодых специалистов).

Заботясь о профессиональной компетентности педагогических работников Юго-Запада, методическая служба ведет целенаправленную деятельность по организации и проведению профессионального конкурса «Учитель года». В рамках конкурса проводится самостоятельный окружной конкурс «Педагогический дебют». Для участников этого конкурса определены индивидуальные траектории роста профессионального мастерства.

Для поддержки творческих учителей в округе ежегодно проходит конкурс, организованный префектурой ЮЗАО, Управлением образования и методическим центром на соискание Гранта префекта по направлениям: информатизация, здоровьесбережение, экология, молодые ученые. С претендентами на получение Гранта ведется методическая работа, опыт лучших педагогов обобщается и распространяется.

В 2006 – 2007 учебном году совместно с Московским педагогическим государственным университетом и Московским институтом открытого образования в системе дополнительного профессионального образования введен в действие проект «Обучение школьной команды», новая форма работы – обучение педагогических коллективов на базе школ согласно заявленной ими проблеме. Также осуществляется тесное взаимодействие с другими вузами столицы: МГУ, МГППИ, МГТУ им. Баумана, МИРЭА, МГГРА, Академией нефти и газа им. Губкина, АПК и ПРО, ФППК и ПРО, МФЮА, МПГУ. Начиная с 1992 года в округе регулярно выпускаются методические сборники под рубрикой «Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки». Ежегодно руководители и учителя общеобразовательных учреждений ЮЗАО публикуют свои работы в различных педагогических и научно-методических издательствах. Тематика публикаций: содержание предмета и методика преподавания; управление образовательным процессом и проблемы его совершенствования; общепедагогические, психологические и социальные вопросы образования; здоровье и образование; профильное обучение; управленческие, образовательные и педагогические технологии; внеклассная работа и дополнительное образование; воспитательная работа; работа с одаренными детьми; вопросы аттестации учащихся и ЕГЭ и др.

Система повышения квалификации педагогических кадров

Отрадно, что год от года увеличивается количество образовательных учреждений, участвующих в инновационной и экспериментальной работе. Сегодня 208 образовательных учреждений ЮЗАО работают над 214 темами по таким направлениям, как:

обновление содержания образования – 20,6%

разработка и освоение современных информационных технологий – 6,5%

педагогические технологии – 12,6%

формы организации образовательного процесса – 17,2%

психологическая поддержка образовательного процесса – 4,7%

совершенствование управления образовательным процессом – 8,6%

образование и здоровье – 21,3%

коррекционная педагогика – 3,6%

развитие детской одаренности – 4,9%

Методическая служба округа уделяет серьезное внимание профессиональному становлению молодых педагогов. В округе проводятся обучающие открытые уроки, семинары, «круглые столы», педагогические гостиные; индивидуальные и групповые консультации по проблемам организации образовательного процесса методистами-предметниками; обеспечению молодых специалистов округа методической литературой, дидактическими материалами, вариативными учебными программами; психологической поддержке; выпускается сборник «Портфель молодого педагога Юго-Западного округа»; возрождается система наставничества; создан сайт молодых специалистов округа.

Ступени развития и самореализации

Можно утверждать, что в округе уже сложилась стройная система работы с особыми категориями детей: реализуется программа по развитию и педагогической поддержке одаренных детей, например, проект «Созвездие Юго-Запада», предусматривающий методическое сопровождение одаренных детей, программа «Дети группы риска». Исходя из возросших потребностей социума, продолжается деятельность по отработке новой модели образования, которая получила название «открытой», это позволяет ученику обучаться в удобном для него режиме по индивидуальному плану.

Итогом работы за 2006-2007 г. стало первое место среди учебных округов Москвы по количеству выпускников-медалистов – 711: золотых – 240 и серебряных – 471.

Округ занимает первое место по количеству победителей и призеров региональной и международных олимпиад.

14 образовательных учреждений (из 21) стали победителями конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках нацпроекта «Образование».

Поистине инновационной формой работы с одаренными детьми стал конкурс проектных и учебно-исследовательских работ школьников «Ярмарка идей на Юго-Западе Москвы», проводимый в течение 5 лет. Уникальность конкурса состоит прежде всего в возможности практического использования проектного метода – современной технологии, индивидуальном общении ребенка с экспертом высокого уровня. Конкурс способствует формированию профессиональных связей между наукой и средним и высшим образованием, а его многоступенчатость позволяет осуществлять профориентацию, предпрофильную и профильную подготовку.

Особое внимание методическая служба уделяет проведению единого государственного экзамена. В 2005-2006 учебном году на Юго-Западе впервые был проведен репетиционный экзамен по 9 предметам. Проблемы, выявленные по результатам этого экзамена, позволили правильно организовать методическую деятельность учителя и более качественно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. По итогам репетиционного экзамена были разработаны методические рекомендации для учащихся, учителей, родителей. Практика проведения репетиционного экзамена по этим предметам была продолжена в 2006-2007 учебном году.

В дальнейшем планируется разработка и осуществление проекта по использованию контрольно-измерительных материалов при подготовке к ЕГЭ при организации и проведении внутришкольного контроля в дистанционной форме совместно с Московским центром качества образования, Московской финансово-юридической академией и Федеральным центром тестирования.

Основными направлениями воспитательной работы в округе стало моделирование и создание воспитательной системы ОУ, внедрение воспитательных педагогических технологий в управление воспитывающей деятельностью, создание культурно-педагогической среды ОУ.

Одно из приоритетных направлений воспитывающей деятельности в образовательных учреждениях Юго-Западного округа – патриотическое воспитание, которое идет в рамках городской программы «Патриотическое воспитание молодежи Москвы до 2010 года»: успешно реализуются городские комплексные программы «Сыны Отечества», «Я – москвич», целевая окружная программа «Год ребенка», важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию учащихся Юго-Западного округа в 2006-2007 учебном году стали мероприятия, посвященные 65-й годовщине битвы под Москвой, 64-й годовщине Сталинградской битвы, 63-й годовщине снятия Ленинградской блокады и Дню Победы в Великой Отечественной войне, в более чем 85% образовательных учреждениях округа сложилась система гражданско-патриотического воспитания, поэтому, придавая этому большое значение, округ регулярно проводит окружные семинары для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей музеев образовательных учреждений.

Только в рамках Уроков мужества, посвященных знаменательным датам (битвы под Москвой, Сталинградской битвы, Дню Победы), перед школьниками округа выступили около 900 ветеранов. Окружной совет ветеранов, районные советы ветеранов оказывают серьезную помощь в организации и проведении таких мероприятий.

Реализуя городскую программу патриотического воспитания, образовательные учреждения участвуют в проведении акций и мероприятий по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества (возложение цветов к памятникам, обелискам), ведут работы по сохранению и благоустройству воинских захоронений, памятников, обелисков участникам Великой Отечественной войны, проводят встречи и концерты для ветеранов, которые находятся в пансионатах для ветеранов, в госпиталях, посещают музеи, проводят походы и экскурсии по местам боевой славы Подмосковья и других регионов РФ, конкурсы патриотической песни; стихов о войне, рисунков, стенных газет.

Постоянно в школьных музеях идет создание, пополнение и обновление экспонатов и экспозиций, посвященных ветеранам войны и труда, выпускникам учреждений, жителям микрорайона, на базе музеев работают детские поисковые группы по сбору информации, соответствующей профилю музеев, собранные материалы используются в образовательном процессе. Всего в округе на 1 июня 2007 года работают 107 сертифицированных музеев. Создается единое музейное пространство. Перспективным направлением работы является организация клубов, кружков, исследовательских и проектных лабораторий при музеях. Выпущен сборник по музейной педагогике, а в перспективе – реализация окружного проекта «Музейно-краеведческая работа как фактор социализации» в рамках городского проекта.

Педагоги ЮЗАО считают, что одно из важных направлений работы – развитие ученического самоуправления, органы ученического самоуправления действуют в 145 образовательных учреждениях.

Работа по развитию детского движения и ученического самоуправления ведется в соответствии с программой «Столичное образование-4», проектом «Развитие ученического самоуправления округа», целевой окружной программой «Молодежь Москвы», которая стала методической темой округа. На протяжении двух лет ведется повышение квалификации руководителей ученического самоуправления в направлении«Инновационные подходы к организации ученического самоуправления», ежегодно проводятся слеты ученической общественности, конкурсы «Если бы я был главой управы», «Лидер года», «Символика ДОО», программ ДОО «Движение молодых на Юго-Западе», «Модели ученического самоуправления», фестиваль ученического самоуправления «Капитаны собственной судьбы», зимний лагерь «Лидер», работал окружной Координационный совет (КС) ученического самоуправления в ЦРТД и Ю «Планета». Координационный совет совместно с учащимися, лидерами ученического самоуправления школ, принимали участие в городских акциях, слетах, сборах, смотрах, форумах. Префект ЮЗАО учредил премию в области развития ученического самоуправления и детского движения.

В настоящее время в ЮЗАО действуют 157 детских общественных объединений (из них 131 – в образовательных учреждениях).

Доброй традицией стало в округе проведение районных и окружных собраний родительской общественности. Регулярно проводятся совместные мероприятия для детей и родителей.

Методическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей – одно из приоритетных направлений деятельности окружного МЦ. Регулярно выпускаются методические сборники, посвященные опыту «школ здоровья» Юго-Западного округа, создана и работает социально-психологическая служба. Психолого-педагогические консилиумы обеспечены методическим сопровождением и авторскими разработками методистов ОМЦ по технологии составления индивидуального учебного плана ребенка. Активно идет работа по внедрению в учебные планы и расписание ОУ третьего урока физкультуры, осуществляется мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в системе дополнительного образования. Методическая служба добилась охвата всех ОУ округа спортивно-массовой работой в рамках спартакиады обучающихся, нынче ведется работа по открытию спортивных клубов во всех ОУ, продолжается внедрение программы по массовому обучению плаванию учащихся и воспитанников ДОУ, внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физического воспитания (проведение занятий ЛФК с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья), апробируется безотметочное обучение.

Особое внимание в округе уделяется образовательным учреждениям с этнокультурным компонентом. Методическая служба округа ведет сопровождение этих учреждений по формированию толерантного сознания детей через составление и коррекцию учебных планов с включением предметов этнокультурного компонента; оказывает помощь в создании программ дополнительного образования, направленных на овладение знаниями по национальной культуре, искусству, традициям; поддержку преподавания иностранных языков (чешский, польский, китайский, армянский, хинди, корейский, иврит, латинский, греческий, испанский, турецкий, японский). Одно из приоритетных направлений деятельности ОМЦ – создание групп (в дальнейшем ОУ) для детей, слабо владеющих русским языком, для их языковой адаптации.

Непрерывность образования обеспечивается на всех ступенях обучения. Деятельность лаборатории дошкольного образования направлена на обеспечение дифференцированной методической помощи учреждениям, система повышения квалификации ориентирована на видовое разнообразие ДОУ, среди которых учреждения общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего вида: «Начальная школа – детский сад», центры развития ребенка. В окружном альманахе «Педагогические встречи» отражены направления инновационной и экспериментальной работы в ДОУ округа, конкретные результаты исследовательской и практической деятельности, в пособии «Скоро в школу» есть методические рекомендации и советы педагогам ДОУ, родителям, учителям начальной школы по работе с 5-летними детьми; разработана и внедряется программа педагогического просвещения родителей «Московская семья – компетентные родители». Методисты дошкольного воспитания способствуют активному участию педагогов ДОУ в конкурсах «Воспитатель года», «Детский сад года», подготовке победителей 2006 г.

Деятельность ЮЗ ОМЦ востребована не только педагогическим сообществом округа, но и педагогами Москвы, России и стран зарубежья, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы и заинтересованность различных регионов в сотрудничестве.

В тематическую базу федерального банка педагогической информации «Методическая работа» внесены материалы из опыта работы ЮЗ ОМЦ «Основные направления деятельности ОМЦ по организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров, информационному обслуживанию и организации инновационной работы» (АПКиПРО). Проект «Система работы Методического центра по программе «Москва на пути к культуре мира»» стал победителем городского смотра-конкурса.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту