search
main
0

Не хватает знаний. 4-й класс. Тема «Открываем новый секрет имен существительных»

Образовательная система «Гармония»

Дать представление о трех склонениях имен существительных и способе действия определения склонения.Тип урока: Постановка учебной задачи.1. ОргмоментУчитель: Давайте договоримся, как будем работать на уроке. Дети: Активно, будем внимательно слушать, помогать друг другу, высказывать свои мнения.2. Создание ситуации успехаУчитель: С какой частью речи мы работали на предыдущем уроке?Дети: С именем существительным.Учитель: Что нового вы узнали?Дети: Узнали, зачем слова изменяются по падежам.Учитель: Зачем?Дети: Мы можем пользоваться одними и теми же словами. Для выражения разных мыслей эти слова нужно по-разному связывать между собой, для этого приходится их изменять по падежам.Учитель: Как называется изменение существительных по падежам? (Склонение.)3. Создание проблемной ситуации и формирование учебной проблемыУчитель: Почему в словах лиса и кот при склонении в одних и тех же падежах разные окончания?Дети: У них разный род: лиса – ж.р., кот – м.р.Учитель: А верно ли ваше предположение? Дети: Надо проверить.4. Выдвижение версийУчитель: Прочитайте предложения на доске:Ученики записали слова в тетрадке.Ученики записали слова в тетради.Значение этих слов одинаковое?Дети: Одинаковое.Учитель: Какой род у этих слов?Дети: Одинаковый, женский род.Учитель: А окончания?Дети: Разные!Учитель: Подтвердилась ваша версия?Дети: Нет!Учитель: Почему?Дети: Что-то не знаем, не хватает знаний.Учитель: Какую учебную задачу поставим?Дети: Почему в словах при склонении в одних и тех же падежах разные окончания?Учитель: Как будем решать проблему? Дети: Будем изменять слова.5. Поиск решения проблемы.Учитель: У слов стена, стол, окно, степь одинаковые наборы падежных окончаний или разные?Дети отвечают по-разному.Учитель: Как проверить?Дети: Надо просклонять по падежам.Учитель: Как будете работать?Дети: По группам.Учитель: Каждая группа выбирает себе слово, когда просклоняете, будем их проверять.1-я группа – стена, 3-я группа – окно,2-я группа – стол, 4-я группа – степь.Учитель: Готовы проверять слова?Дети: Да! (Свои листы с заданиями прикрепляют на доску.)Учитель: У вас получилось 4 столбика падежных окончаний. Эти слова одинаково склоняются или по-разному?Дети: По-разному!Учитель: Сколько склонений у вас получилось?Дети: 4.Учитель: Нет ли среди этих типов склонений таких, в которых большинство падежных окончаний одинаковы?Дети: Есть.Учитель: Какие это слова?Дети: Стол, окно.Учитель: Слова, которые имеют похожие наборы падежных окончаний, как у слов стол, окно, объединяют в один тип. Так сколько же типов склонения в русском языке?Дети: Три! ФизминуткаВстаньте дружно из-за парт,И скорее стройтесь в ряд.Повернитесь вправо, влево,Наконец, присядьте смело!Поработаем ногами,Поработаем руками,Улыбнемся, день хороший,И похлопаем в ладоши!Учитель: Чем отличаются слова стена, стол, окно, степь в им.п. ед.ч.? Дети: Окончанием.Учитель: Какие у них окончания?Дети: «Стена» – окончание -а, «стол» – нулевое окончание, «окно» – окончание -о, «степь» – нулевое окончание.Учитель: Может ли быть в 1-м окончании вместо буквы а буква я, например, в слове земля. Дети: Надо просклонять. (Устно склоняют.) Да, может!Учитель: А буква е вместо буквы о, например, в слово море? (Да!) Допишите буквы я, е. Дети дописывают.Учитель: А теперь подумайте, достаточно ли выделить окончание в им. падеже, чтобы определить склонение?Дети: Нет.Учитель: Что еще нужно учитывать?Дети: Нужно учитывать род.Учитель: Обозначьте над окончанием каждого слова род.Дети обозначают:ж.р. м.р. м.р. ср.р. ж.р.-а – я -о -е нулевоестена земля стол окно море степьУчитель: Как вы думаете, все ли признаки вы указали?Дети: Да! Нет!Учитель: К какому склонению вы отнесете слово дядя? У него набор окончаний, как у слова стол? Или как у слова земля?Дети: Как у слова земля.Учитель: Что необходимо уточнить о роде у слов с окончаниями -а, -я?Дети: Надо записать к ж.р. и м.р.Учитель: Можете ли теперь назвать все признаки каждого из склонений?Дети: К 1-му склонению относим слова ж.р. и м.р. с окончанием -а, -я. Ко 2-му склонению – слова м.р. и ср.р. с окончанием -о, -е. К 3-му склонению – слова ж.р. с нулевым окончанием.Учитель: Надпишите над признаками каждого склонения соответствующую цифру. Дети пишут:1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.ж.р. м.р. м.р. ср.р. ж.р.-а -я -о -е нулевоеУчитель: Какие новые знания получили?Дети: Узнали, что есть три склонения.Учитель: Знали вы о склонении до этого?Дети: Нет!Учитель: Чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых, прочитайте учебник. Что узнали? По какой форме узнают о склонении имен существительных?Дети: По форме им.п. ед.ч.Учитель: По каким признакам слова?Дети: По роду. 6. Выражение решения проблемыУчитель: Сможете ли теперь ответить на вопрос, почему в словах: в тетрадке, в тетради разные окончания?Дети: Они относятся к разным склонениям.Учитель: Как определите склонение? Что будете делать?Дети: 1. Надо поставить в им.п., ед.ч. 2. Определить род. 3. Выделить окончание. 4. По роду и окончанию определить склонение.Учитель: Что еще нового узнали?Дети: Узнали способ, как определить склонение.Учитель: А теперь проверим наши ответы. (Чтение памятки.) Сможете ли вы теперь, пользуясь памяткой, определить склонение слов трава, пень, облако, ночь?Дети: Да!7. Итоговая рефлексияУчитель: Какую учебную задачу ставили в начале урока?Дети: Узнать, почему в словах при склонении в одних и тех же падежах разные окончания.Учитель: Что новое узнали?Дети: Узнали новый секрет имен существительных. У существительных бывает три склонения.Учитель: Что еще узнали?Дети: Узнали способ действия, как определить склонение.Учитель: Чем будем заниматься на следующем уроке?Дети: Определять склонение имен существительных.Учитель: Что было интересно на уроке?Дети: Интересно было узнать, какой секрет есть у имен существительных.Учитель: Спасибо за работу на уроке!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте