search
main
0

Не хочу ждать, хочу действовать

​Прогуливаясь по улицам города, нетрудно заметить, насколько стремительно меняются (и не в лучшую сторону) подростки.

Есть много факторов, влияющих на этот негативный процесс: это и отсутствие достаточного контроля со стороны родителей и школы, и всеобщая компьютеризация (замена живого общения, виртуальная зависимость), и равнодушие окружающих. На фоне всего этого становится видна и очевидна не только нужность и значимость деятельности социального педагога в образовательных учреждениях, но и необходимость качественных изменений в проводимой им работе. Ведь, как известно, нравы, мода и интересы молодежи меняются довольно быстрыми темпами, отследить самостоятельно эти изменения просто невозможно.Когда я начинаю вспоминать себя в подростковом возрасте, в памяти часто всплывают фразы людей старшего поколения: «Ну и молодежь пошла!..», «В наше время все было по-другому…», «Мы в этом возрасте другими вещами занимались». Сейчас мне не так уж много лет, чтобы причислять себя к «отцовскому» возрасту, но и я уже начинаю замечать за собой подобное отношение к подрастающему поколению. То ли я старею, то ли сегодняшняя молодежь действительно «без тормозов».А как все-таки на самом деле? Это и есть та самая вечная проблема, о которой писали классики, – проблема отцов и детей? Или именно сегодня, как никогда, встала серьезная проблема духовности и культурного развития подрастающего поколения?.. Как понять, это естественный процесс, нормальное явление, которое повторяется уже на протяжении тысячелетий, или нужно в срочном порядке менять основы педагогики под современные нравы?Я достаточно хорошо изучил педагогику как науку и с уверенностью (и с опытом) могу смело заметить, что некоторые педагогические приемы уже просто не работают. Педагогика – это живая наука, которая не должна быть непробиваемым фундаментом, а наоборот, должна быть гибкой и всегда соответствовать современным требованиям.Трудовое воспитание? Да, хорошо! Но учитывая то, что школа теперь не имеет права заставлять детей что-то мыть, убирать (нарушение прав ребенка), это уже не работает. Меняется политика, а вместе с ней должна меняться и педагогика. Те единичные, индивидуальные случаи, которые пытаются разрешить социальные педагоги в своей работе, кажутся ничтожными перед огромным многотонным прессом современной политики – политики гласности, доступности, перехода СМИ в частные руки, поголовная компьютеризация и отсутствие рычагов (работающих рычагов!) контроля досуга и времяпрепровождения детей.В течение учебного года можно считать положительной динамикой в профилактической работе социального педагога, если из десяти трудных подростков девять переосмыслят свое поведение в этом мире, полном чудес, любви, радости и добра. Да, это будет положительная динамика, но только в рамках школы, но не в районе, не в городе, не в стране. Потому что на эти десять человек тысяча в это же время окажется на улице. Найди в муравейнике трех, десять муравьев, вытащи их оттуда – муравейник не станет меньше, если учесть, что в него ежеминутно бросают десятки новых. Ты можешь в силу своей компетентности решить вопрос в рамках своего образовательного учреждения, но чуть более глобально – нет! И это угнетает. Угнетает как человека, которому не все равно, что происходит в современном обществе.Проводя мониторинги и анализируя состояние социального благополучия обучающихся, я каждый год наблюдаю тенденцию увеличения неблагополучных и неполных семей, снижается и возрастная планка родительского состава. Разве это не прямой фактор увеличения количества детей, которые в недалеком будущем попадают в категорию группы риска?Всего лишь 10 лет назад профессия педагога была престижной. А что мы видим сегодня? Растет негативное отношение родителей к школе, учителям. Авторитет педагога сдает свои позиции и плавно уходит в историю, историю педагогики. Почему? Время торопит нас искать ответы на этот вопрос, диктует свои условия.Проследить возможное рисковое поведение ребенка и его родителей, предугадать негативные факторы влияния на личность, а значит, вовремя провести профилактику – вот главная задача социального педагога в школе, ДОУ и центрах дополнительного образования. Поэтому, имея ставку социального педагога в образовательном учреждении, необходимо осознавать, для чего она существует и для кого. Этот вопрос должны задавать себе не только претенденты на занимаемую должность, но и руководители общеобразовательных учреждений. О том, что от социального педагога действительно что-то зависит, можно будет говорить только тогда, когда необходимость этой должности в образовательном учреждении будет востребована не как дополнительная нагрузка для учителей-предметников, а как отдельная должность для человека, который серьезно, с головой погрузится в проблемы социальной педагогики, социальной жизни учащихся. И пусть молодых педагогов (тем более социальных) родители не всегда воспринимают всерьез – упорство и профессионализм всегда будут залогом успеха!С большой досадой и обидой мне приходится осознавать, что повлиять на рост неблагополучных семей мне как социальному педагогу школы практически невозможно: эта проблема зарождается задолго до попадания ребенка в школу – на пять-шесть лет раньше (в своем преобладающем большинстве). Мне как социальному педагогу, как неравнодушному члену общества, как верному мужу и несостоявшемуся отцу, потерявшему собственного сына из-за ошибки врачей, непримиримо больно видеть признаки уничтожения материнского инстинкта у огромного количества молодых мам. В то время когда ты готов отдать все самое дорогое, что у тебя есть: все свои радости, улыбки, счастливые мгновения, пережитые в жизни, ради одного-единственного бесценного счастья и мечты – прижать к груди свое родное дитя, такое хрупкое и нежное создание, чуть слышно сопящее тебе на ухо и моргающее во сне… С этой самой драгоценной мечтой ты выходишь на улицу и с доброй завистью смотришь на молодых родителей, идущих со своими детьми на прогулку. Но лишь потом обращаешь внимание на детали. Вот молодая мама впервые выходит на прогулку со своим грудным ребенком, держа банку алкогольного коктейля нежнее, чем самого ребенка. Заботливая на первый взгляд, вон та мама, поправляющая дочке капюшон, держит сигарету в зубах и выдыхает дымящую отраву ей прямо в крохотное личико. Дружно и весело выглядит неподалеку стоящая троица с колясками. Они так мило общаются друг с другом возле детской песочницы, чокаясь стаканчиками за долгожданное солнышко, которое вышло из-за туч после нескольких дней проливных дождей, что совсем не замечают, как один из малышей бежит за мячиком всего в полушаге от мчащихся по дороге машин; как другой ребенок случайно спотыкается на детской площадке, падает, плача от досады, с горькой надеждой привлечь внимание и заботу своей всегда любимой мамы, а в ответ… А нужен ли ответ?Я не хочу ждать и надеяться на то, что скоро все изменится, что рано или поздно все будет хорошо и политика в сфере образования встанет на достойную, не унизительную для страны позицию. Я буду продолжать неустанно искать все новые методы для изучения неблагополучной среды учащихся, новые эффективные способы решения проблемы запущенности детей, принимать в их воспитании активную роль, используя при этом весь свой профессиональный и жизненный опыт. И пусть это будет крохотный кирпичик при закладке большого дома, но этот кирпичик будет мой, ведь я часть общества, часть системы образования. Я – социальный педагог. Я не имею права ждать! Но всегда буду надеяться на то, что родители, имеющие своих детей, никогда не будут забывать о том, какое счастье находится возле них. Счастье, о котором другие могут только мечтать…Иван ПАТАНИН, социальный педагог школы №464

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте