search
main
0

Не хочу-не буду: что делать, если ребенок отказывается идти в школу

«В школу больше не пойду», – заявляет дочка или сын через месяц после 1 сентября. О причинах такого поведения и о том, что делать родителям, рассказала pravmir.ru детский психолог Анастасия Пелячик.

Фото: pexels.com

Школьная дезадаптация

Она появляется, когда ребенку плохо в школе, и он не хочет туда идти. Послушные дети в таких случаях иногда начинают болеть: обмороки, головокружение, тошнота, слабость.

Дети с большим запасом энергии и воли не будут издеваться над организмом, они лягут на пороге и не выйдут из дома. Родители-энтузиасты тащат такого ребенка в школу силком. Дети плохо себя ведут в классе, срывают уроки. Директор просит забрать ребенка, потому что он мешает учиться другим.

Задача родителей – сделать так, чтобы до протеста не дошло. Нужно выбрать хорошего педагога, которому они доверяют. Кроме этого, нужно оценить уровень интеллекта ребенка и понять, есть ли у него мотивация, потянет ли он программу и требования, которые к нему будут предъявлять в школе.

Не критикуйте учителя при ребенке

Ребенок может не хотеть идти в школу 1 сентября из-за личного негативного опыта или опыта других. Например, он видел, как папа хватался за ремень, мама орала на старших детей-школьников, а те рыдали над тетрадями.

Родители не должны разбираться со старшими детьми в присутствии младших. Нельзя критиковать учителя в присутствии ребенка. Не надо говорить ему, что в школе может быть плохо и трудно.

Что делать, если все это в семье уже случилось? Ничего страшного. У детей есть природное любопытство, они сами хотят проверить, так ли все ужасно. Задача родителей – подогреть интерес к школе, рассказывать, что это место, где происходит много интересного и замечательного.

Найти друзей в школе – плохая мотивация

Если ребенок не хочет в школу, важно, чтобы кроме неадекватной мотивации у него была адекватная. Неадекватная – когда ребенку одиноко и он хочет в школу, чтобы найти друзей. Общаться ему на уроках не дадут, а перемены короткие. Задача родителей – организовать досуг ребенка летом так, чтобы вокруг были другие дети, с которыми можно болтать и гулять.  

Внешняя мотивация также является неадекватной. Хотеть в школу, потому что ребенку купят модный пенал и бант со стразиками – неправильно. Ведь стразы отваливаются, пенал может надоесть, и ходить в школу окажется незачем.

Спросите у ребенка: почему ты думаешь, что в школе хорошо? Как себе представляешь учебный год? Поиграйте в игру «директор – ученик». Предложите ребенку-директору составить вам расписание уроков. И если там только «рисование», «музыка» и «физкультура», значит, у него нет учебно-познавательной мотивации. В этом случае мотивация у ребенка игровая, и он ходит в школу, потому что еще не наигрался и не наобщался.  

Больше двух кружков у маленьких детей – катастрофа

Адекватная мотивация – познавательная, ведь желание узнавать новое у детей с рождения. Но порой врожденную мотивацию убивают родители. Например, ребенок ест песок в песочнице. Родители кидаются мыть рот с мылом и воспитывать. Правильный принцип: все, что не убивает – можно. В Финляндии, например, родители выводят детей на улицу в клеенчатых штанах и позволяют измерять глубину луж. И эта страна много лет выигрывает конкурсы по подготовке детей к школе. Родителям надо набраться терпения и позволить ребенку познавать мир.

Кружки и секции – это хорошо, но часто они убивают познавательную активность. Больше двух кружков у маленьких детей – это катастрофа. Ребенок не может успешно участвовать во всех мероприятиях.

Пишите ребенку благодарственные письма

Есть еще учебная мотивация, но она встречается очень редко. Учебная мотивация – это когда человек не умеет, но старается сделать лучше. К примеру, в советских школах оценивали прилежание: может, ты и не справился до конца, но ты старался и заслуживаешь поощрения. Учебную мотивацию можно взращивать добрым словом, подарком. Один из способов – писать ребенку благодарственные письма и вешать их на доску почета дома. Там же, на самом видном месте, можно прикреплять его грамоты и рисунки.

Статус ученика

Третий вид мотивации – социальная. Ребенок хочет в школу, потому что знает, что у каждого есть дело. Папа работает, мама наводит порядок дома. Родители должны донести это до ребенка: «Ты придешь к доктору, а он плохо учился в школе и не знает, где это аппендицит: справа или слева. Хочешь попасть к такому доктору? Понимаешь, почему важно хорошо учиться? От этого зависит наша будущая жизнь».

Когда ребенок идет в школу, мы выделяем ему стол, на котором никто не может трогать его вещи, свой стул. Ребенку важно, что он становится уважаемым членом общества. Это отличная мотивация, которая поможет ему идти дальше все 11 классов. 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте