Нам кажется, что детские сады существовали всегда. Но это не так. Первое учреждение, названное «школа для малышей» и по типу напоминающее детский сад, организовал в Нью-Ларнаке (Шотландия) социалист-утопист Роберт Оуэн. А самим названием мы обязаны немецкому педагогу Фридриху Вильгельму Августу Фребелю, основоположнику европейской дошкольной педагогики и к тому же блестящему педагогу-практику – он работал в приюте у самого Песталоцци. В 1837 году Фребель создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге, где два года «садовницы» (то есть воспитательницы) растили «цветы жизни».
В России первое упоминание о детском саде датируется 1859 годом, когда в городе Гельсингфорсе (Финляндия, в то время часть Российской империи) появился первый платный детский сад Седмиградского. Однако настоящим годом начала истории дошкольной педагогики в России считается 1863‑й, когда жена профессора Петербургского университета Софья Люгебиль открыла в Санкт-Петербурге, на углу Большого проспекта и 9‑й линии Васильевского острова, детский сад, устроенный по системе Фребеля. Через год, а 1864 году, о нем написал журнал «Современник». Журналист рассказал о посещении заведения так: «При нас поссорились и вцепились друг в друга два маленьких мальчугана. К ним немедленно сбежались все дети, бывшие в зале, и тотчас же разняли их. И два маленьких врага вслед за этим принялись опять вместе играть. После нескольких посещений сада дети так привыкают к нему, что потом домой нередко приходится уводить их силою и со слезами».Конечно, дошкольным педагогам XXI века интересна программа этого воспитательного заведения. Она подробно описана в публикации: «Сад m-me Люгебиль посещает до настоящего времени около 30 мальчиков и девочек от 3 до 6 лет. Они приходят сюда в половине 11 часа утра и возвращаются домой в половине 3‑го. Первый час по приходе посвящается обыкновенно на различные гимнастические упражнения; второй час – работы; третий приходится на завтрак и отдых, которым каждый располагает по своему вкусу; четвертый в ритмических играх, соединенных с пением, также в рассматривании картин, рассказах, сказках и т. п.». В принципе, очень напоминает план дня современного детсадовца, однако весьма сокращенный по времени.Автор статьи делает вывод: «Хорошие детские сады так же необходимы в деле образования, как необходимы школы для более взрослых детей. Последние, т. е. школы, должны составлять только продолжение первых. Если не может быть никакого сомнения в том, что можно и должно развивать ребенка с самых ранних лет и физически и нравственно, сообразно его возрасту, то всякое заведение, прямо ведущее к этой цели, есть заведение не только полезное, но необходимое…».В том же 1863 году редактор журнала «Детский сад» Аделаида Симонович вместе со своим супругом основала еще один детский сад, для малышей 3‑8 лет. В программе были подвижные игры, конструирование и даже курс «Родиноведение».С 1866 по 1870 год было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Так, в 1868‑1869 годах в Москве появились сады, принадлежавшие Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой.В 1866 году в России был основан первый бесплатный детский сад как благотворительное учреждение при Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь были швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, Священному Писанию, играли с ними в подвижные игры и занимались «ручными работами» (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и так далее). Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств.
Комментарии