search
main
0

Не хочу быть столбовою дворянкой,

или Как не остаться у разбитого корыта

Все чаще слышатся разговоры о том, что классическая литература устарела, плохо усваивается (словно речь о продуктах питания), именно по этой причине школьники не хотят читать. По мнению тех, кто придерживается подобных взглядов, в школьной программе не хватает книг, в которых бы современные реалии описывались понятным детям языком.

– Почему в обществе устоялось мнение о непререкаемости русской классической литературы? – озадачил меня недавно папа ученика. – Детей заставляют читать Пушкина, Достоевского, Толстого. А если быть честными, то в нашем поколении мало кто осилил «Войну и мир». Чего же мы хотим от современных детей, которые в любой момент могут открыть на своем электронном устройстве короткий пересказ любого произведения, причем в доступной и легкой форме? К тому же будет сделан акцент на тех сценах, которые необходимо знать при написании школьного сочинения. Что дети предпочтут?

Конечно, то, что легче и доступнее. Недавно решил с сыном почитать «Евгения Онегина». Ну скажите, откуда ему знать, что такое эти боливары, брегеты, кринолины… Конечно, это сложное произведение. Согласитесь, даже сказки Пушкина даются непросто. На каждом шагу непонятное слово. Дети не знают даже, что такое невод, не говоря уже о столбовой дворянке.

Замечу, между прочим, что это суждение принадлежит человеку образованному и даже начитанному. То есть сам он все это знает, хотя в его детстве тоже не было ни кринолинов, ни дворян. А сыну знать это почему-то не обязательно. При этом говорит отец подростка убедительно, а значит, его мнение может повлиять не только на детей, но и на других родителей.

Ответы на вопросы о том, зачем школьникам изучать классику, лучше искать у авторитетных мыслителей и литературных критиков. По мнению пушкиноведа и историка Юрия Лотмана, настоящее искусство всегда сложно для восприятия: нужно напрячься, чтобы понять сказанное автором. Потому часто истинное искусство подменяется субкультурой – и проще, и примитивнее. Но опасность заключается в том, что, если перестать воспринимать настоящее творчество, а черпать эмоции только из творений примитивной субкультуры, произойдет деградация общества.

Беспокоит, что не только родители, но и учителя (кто потихоньку, кто более открыто) соглашаются с позицией, что русскую классику из школы надо убрать. Приведу дословную цитату учительницы русского языка и литературы. Имя ее мне не хочется называть, пусть она сама себя узнает.

– Для современных детей классика – это наказание, – откровенно заявила мне моя собеседница. – Причин несколько. Это обилие непонятных словарных слов и незнакомых понятий, несоответствие проблематики книг возрасту школьников.

Вывод учительница делает резко однозначный:

– Считаю, что школьной программе классика не нужна!

Я вспоминаю свои школьные годы, которые пришлись на советское время. Наша учительница русского и литературы взяла за правило в конце каждого учебного года зачитывать самые смешные ляпы из наших школьных сочинений, не называя их авторов. Был там и «отец Баркас», и «красивые, ровные губы», и много всего прочего. Разумеется, мы тоже не всегда понимали значения многих слов, исторический контекст, подоплеку произведения. Но не изучать классику вовсе?! Даже подумать страшно! К тому же литература шла в тесной связке с историей, словари были неотъемлемой частью образования, и в конце концов чтение произведений классиков у большинства из нас становилось потребностью.

Я провела эксперимент. Дочь моей подруги, девочка десяти лет, прекрасно читает, при этом много времени проводит за просмотром роликов в ТикТоке, на Ютьюбе. Читать, по словам мамы, не любит. Взяли мы с ней не мудрствуя лукаво русские народные сказки в пересказе Андрея Платонова. Книжка называется «Волшебное кольцо». Я ей предложила по очереди по странице читать с выражением. Мы начали со сказки «Солдат и царица». С первого абзаца стали встречаться непонятные слова и выражения. Споткнулись сразу же на том, что «пороли слуг» (девочка знает только электронные пароли). Я объяснила, пошли дальше. Солдат «у будки стоит на часах», затем «получает от царицы двадцать палок». Тоже разобрались. И так двигались дальше. И это русская народная сказка, родившаяся в недрах народной мудрости. Тот же Лотман говорил, что если сохранятся хотя бы народные песни, сказки, то культура спасена, ибо там есть все. Но непонятного современным детям в сказках тоже много. Так что же? Не стоит их читать?

Вот как прокомментировала это филолог, научный сотрудник Острогожского историко-художественного музея из Воронежской области Евгения Изотова. Дело в том, что она каждый день в качестве экскурсовода имеет дело с подрастающим поколением. Читает школьникам и студентам лекции о живописи, о художниках, часто обращаясь за примерами и поддержкой к русской классической литературе.

– С новыми авторами детей, безусловно, знакомить нужно. Но это не означает, что надо сбрасывать классику с корабля современности, – убеждена Евгения. – Вершины художественной литературы не утратили блистательности и притягательности для подростков. Я знаю, о чем говорю, так как вижу и слышу реакцию детей на цитаты, которые часто использую в лекциях и на экскурсиях.

Также, по ее мнению, именно классика остается связующим звеном поколений. У многих детей знакомство с классикой начинается именно с Пушкина. Это завораживает, влечет. Вот как писал об этом Маршак: «Одна лишь фраза – Чертог блистал! – И картина рисуется живая, искристая!» Зачем же обворовывать современных детей?

Кстати, девочка, с которой мы читали сказки, невероятно ими увлеклась. Долго негодовала на нрав царицы и сделала свой мудрый вывод, по-своему сформулировав мораль сказки: «Нельзя так поступать с людьми, а то получишь по отношению к себе то же самое!» Воспитательная роль великих произведений народного творчества и произведений, которые стали классикой именно потому, что были признаны многими предыдущими поколениями, неоспорима.

Классическая литература дает представление о том или ином историческом периоде, возвышает, проповедует морально-этические нормы, дарит эстетическое удовольствие. Недаром академик Дмитрий Лихачев очень любил медленное чтение. Он признался, что однажды целый год перечитывал «Медного всадника», впитывая и наслаждаясь буквально каждым словом.

Кстати, в среде школьников уже зарождается стремление научиться говорить красиво. На это даже по­явилась своеобразная мода.

Вот что я услышала от бывшего учителя русского и литературы москвички Тамары Ивановны Жировой.

– Про современную молодежь ничего плохого сказать не могу, – говорит Тамара Ивановна. – Когда начинаю с ребятами общаться, они с удовольствием слушают. А потом спрашивают: «А вы учителем работали? Какой же у вас правильный и красивый язык!» И говорят они это, поверьте, с восхищением и восторгом.

Ольга БОТКИНА, Собинка, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте