search
main
0

Не грозит ли нам другая крайность?

Как мало пока значит слово “толерантность” для сердец жителей России и стран Содружества. Оно воспринимается сегодня как нечто чуждое. Но вспомним, что еще совсем недавно по историческим меркам как непривычные, режущие слух воспринимались слова “гуманизм”, “альтруизм”, получившие через века прописку в обыденном сознании. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие “толерантность” стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории “толерантность”. В нем суть толерантности формируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
Воспитание толерантности – это лишь начало, первая ступень в более длительном процессе развития культуры мира. Толерантность – это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. С этой точки зрения, воспитание такого качества чрезвычайно важно в школе: ведь речь идет об утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.
Важно, чтобы дети осознали, что нетерпимость – совсем не редкое явление, что это глобальная проблема. Поняли, что их попытка справиться с ее признаками в своей школе и в своей жизни станет их личным вкладом в ослабление остроты общей проблемы. В результате учащиеся обретают знание, которое долго будет приносить пользу как им самим, так и обществу.
Недавно в гимназии N 2 города Раменское проходила игра “Толерантность”. В ней участвовали ученики 9-11-х классов и преподаватели гимназии. Ребята попытались выделить некоторые симптомы нетерпимости и случаи ее проявления в поведении сверстников. Признали, что в подростковой среде нетерпимость чаще всего проявляется как насмешка, предубеждение, поиск “козла отпущения”. Попробовали создать модель идеального, толерантного общества. Сформулировали это понятие как уважение достоинства всех без исключения людей, подчеркивая, что все мы должны давать возможность другим вести достойную человека жизнь, а также становиться полноценными личностями и развиваться в рамках своей культуры.
Ребята приобрели много полезных знаний и получили настоящее удовольствие от общения друг с другом. Однако прозвучали и сомнения – не приведет ли толерантность к равнодушию?

Марина ФРОЛОВА,
учитель мировой художественной культуры
Раменское,
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте