Четверть века проработала я в педагогическом колледже. С сожалением приходится констатировать, зачастую выпускники не хотят работать в школе. Проучившись пять лет, пройдя успешно все виды практик, не становятся они учителями.
Одних не устраивает зарплата. На учительские крохи моих троих детей я могу неделю кормить овсянкой, а остальное время своим педагогическим энтузиазмом. Других пугают нервные затраты труда и плохая отдача. Ученики учиться не хотят. Теперь они знают, что родители в вузы их все равно пристроят, будут горе-специалисты. Третьи сетуют, что будет много работы дома вечерами, по выходным и даже по праздникам – подготовка к урокам, проверка тетрадей, экскурсии и так далее. А еще учитель сильно завален формальной бумажной работой. Все это вместе делает учительскую работу очень непривлекательной для молодежи. Зайдя однажды в магазин связи, я увидела за прилавком одну из бывших прилежных и талантливых студенток. На вопрос, почему она не работает в школе, ответила: «Проработала в школе один год и ушла, там просто невыносимо. Ребенок крутится на уроке, как юла, не слушает, на дополнительные занятия не ходит. В ответ на мой выговор первоклассница от горшка два вершка заявляет: «А я на вас в суд подам». Такое впечатление, что образовательный процесс в современной российской школе поставлен с ног на голову. Дети знают свои права, не имея представления о своих обязанностях. Учителя также страдают от низкого уровня культуры родителей, которые при обсуждении проблемных ситуаций нередко опускаются до нецензурной брани. Родители современных школьников – это люди, детство, юность и взросление которых пришлись на лихие девяностые – время крушения всех идеалов. Вот и выросли они такими – ни во что не верящими, все осуждающими. И теперь передают этот негатив своим детям. Еще беда в том, что сегодня в школе весь образовательный процесс направлен на обеспечение сдачи ЕГЭ, а в начальной школе – на выполнение Всероссийской проверочной работы. «Воспитание, и только воспитание – цель школы…» – предупреждал Песталоцци. На мой взгляд, следует смягчить ЕГЭ, оставив его только в качестве добровольной альтернативы системе выпускных и вступительных экзаменов. Ибо невозможен единый одновременный экзамен на одной шестой части суши, в стране с разными часовыми поясами! Единственным плюсом ЕГЭ, по мнению его апологетов, является возможность для выпускников из периферии поступать в центральные вузы. Но если взвесить все недостатки, злоупотребления, случаи нервного срыва и даже суицида выпускников по причине страха перед ЕГЭ, этот единственный плюс оказывается весьма сомнительным. Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу: «Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: как ученые инженеры строят газовые камеры; как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсестры убивают младенцев; как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин… Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ».Рамзия ХАЙРВАРИНА, преподаватель педагогического колледжа, Белебей, Республика Башкортостан
Комментарии