В канун Дня космонавтики председатель нижегородского научно-просветительского общества «Знание-НН» заведующий лабораторией Института прикладной физики Российской академии наук доктор физико-математических наук Александр Лапинов опубликовал на своих ресурсах открытое письмо Президенту РФ, министру науки и высшего образования РФ кандидату юридических наук Валерию Фалькову и руководителю Рособрнадзора РФ кандидату технических наук Анзору Музаеву. Публикую этот текст полностью.
«12 апреля 2021 года исполняется 60 лет со дня знаменательной даты – полета в космос Ю.А.Гагарина. Как запуск первого спутника 4 октября 1957 года, так и запуск первого человека были знаменательными вехами не только в истории СССР, но и в истории всего человечества. В частности, сразу же после данных событий количество студентов на физматспециальностях в мире увеличилось более чем на порядок. Вскоре после запуска первого спутника в США 29 июля 1958 года было создано НАСА.
Но в чем же причина того, что спустя 60 лет вы с таким упорством разрушаете все, что было достигнуто ранее? В частности, на сегодня в Нижнем Новгороде уже более чем в ¼ школ не хватает учителей физики. И это в одном из центров радиоэлектронной промышленности. В регионе нехватка учителей данной профессии приближается к 200. Единственный педагогический вуз региона в данной области – Мининский университет – в 2021 году поставит в школы области лишь 10 преподавателей. Примерно столько же выпускников туда пойти не хотят: их зарплаты будут в 5 раз ниже, чем по московскому региону. Выпуск 2022 года будет в 2 раза ниже, и значит, дефицит учителей будет еще выше.
Я уже несколько раз обращался к вам с предупреждением о наступающей катастрофе в образовании. Почему вы не исполняете своих прямых обязанностей и не несете за это никакой ответственности? Лишая наших детей доступа к образованию, вы напрямую нарушаете Конституцию. Неужели вы искренне считаете, что граждане осенью сделают выбор в вашу пользу?
Пожалуйста, обратите внимание на сложившуюся ситуацию, увеличив в разы квоты по выпуску учителей, иначе у нашей страны просто не будет будущего».
Наверняка кому-то текст покажется излишне эмоциональным и резким. Зато те, кто в теме, полностью согласятся с автором. Тем более что это далеко не первое обращение неравнодушного ученого к власти. И все прошлые оканчивались лишь чиновничьими отписками. Автор судит о дефиците кадров не понаслышке: поскольку общество «Знание НН» было создано для популяризации точных и естественных наук среди молодежи и основная аудитория – предметники и старшеклассники, Лапинов регулярно общается как со школьными учителями, так и с вузовскими преподавателями физики и знает ситуацию, как никто другой.
Осведомлен не только об общем количестве учителей и часов, но и о качестве преподавания в школах.
Ни для кого из людей, связанных с образованием, не секрет, что на бюджетные места инженерных и технических специальностей в нижегородские вузы уже много лет берут троечников. А что делать, если есть целые районы, в которых либо один, либо совсем ни одного преподавателя физики? И приходится искать совместителей, готовых ездить либо из соседнего райцентра, либо из областного. На факультетах, пользовавшихся популярностью в прежние времена (там раньше был сумасшедший конкурс), сегодня приходится делать дополнительный набор, потому что абитуриентов, способных и горящих желанием заниматься решением сложных физических и математических задач, не так уж много. Лучшие выпускники школ уезжают в Москву, нижегородским университетам остаются малобалльники, половина из которых едва перешагнули барьер. Приходится вузовским преподавателям самим «допекать» первокурсников: вдалбливать азы, подчищать хвосты и ликвидировать пробелы. Преподаватели – лица заинтересованные и потому не ропщут, но беда в том, что далеко не все студенты могут выдержать повышенную умственную нагрузку – в течение первых семестров им приходится осваивать и школьный объем знаний, и вузовский. У многих из них нет базы, нет элементарных навыков усвоения сложного материала и желания трудиться, поэтому большой процент тех, кто сдается в начале пути, уходит после первого и второго курса. Вот интересно, кто-то мониторит процент ухода студентов, анализирует причины и думает над решением проблемы? Или все всех устраивает?
Многие специалисты говорят о том, что уровень выпускников вузов год от года падает. И это притом что происходит самоотсев слабых, далеко не все направляют свои стопы по полученной специальности, в науку идут и тем более остаются в ней единицы. Представим себе, что было бы, если бы вернули обязательное распределение…
Какой нам космос! Нам бы мост спроектировать так, чтобы он не рухнул.
Помните анекдот в тему? Школьных учителей привозят на экскурсию в Звездный городок. «А сейчас вы полетите на аппарате, который спроектировали и построили ваши ученики!» После этих слов все гости разбегаются. Один учитель спокойно стоит на месте. Его спрашивают: «А вы почему не убежали?» «Я знаю своих учеников. Аппарат не взлетит», – спокойно отвечает он.
Увы, это горькая правда. И то, что наши талантливые олимпиадники одерживают яркие победы на международном уровне, не успокаивает. Таких, к сожалению, очень мало, ничтожный процент. Как бы талантливы и трудоспособны наши юные звезды ни были, они физически не смогут спроектировать для большой страны все важные объекты.
И для нас, жителей, это большая проблема. Но она заботит, по-видимому, далеко не всех. Вот какой ответ получил Александр Владимирович Лапинов в середине мая (как положено, ответ от Министерства просвещения РФ пришел через месяц плюс праздничные дни):
«Уважаемый Александр Владимирович!
Департамент подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел Ваше обращение, поступившее в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. №МН-2.3/1652‑ОГ и зарегистрированное в Минпросвещения России 13 апреля 2021 г. за №ПГ-МП-11700, по вопросу нехватки педагогических кадров и сообщает.
На 2021 год образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Минпросвещения России, выделено 37,5 тысячи бюджетных мест по педагогическим специальностям и направлениям подготовки, что на 1,5 тысячи больше, чем в 2020 году.
По вопросу о количестве мест для приема. В 2019 году федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» было выделено 948 мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В 2020 году количество мест возросло на 72 места.
В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. №1388 «Об утверждении перечня органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, других главных распорядителей средств федерального бюджета, общероссийских объединений работодателей и иных организаций, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, представляющих предложения об общих объемах контрольных цифр приема для обучения по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований бюджета, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, других главных распорядителей средств федерального бюджета, общероссийских объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, предоставляющих предложения об общих объемах контрольных цифр приема для обучения по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», являются Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации (далее я выпускаю большой кусок о том, как формируется и из чего складывается зарплата педагогов, это всем известно. – Прим. авт.)… По официальным данным федерального статистического наблюдения, показатели среднемесячной заработной платы педагогических работников общего образования в Нижегородской области составили: 33257 руб. в 2019 году и 34708 руб. в 2020 году, или 108,4% и 105,4% соответственно от средней заработной платы по указанному субъекту Российской Федерации.
Дополнительно Департамент информирует, что, по данным федерального статистического наблюдения, на начало 2020‑2021 учебного года в Нижегородской области: численность учителей физики составила 624 человека; принято на работу 93 учителя физики, из них выпускников с высшим образованием – 48 человек; число вакантных должностей учителей физики – 7 единиц».
Ответ подписан заместителем директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ Марией Мурковой. Я не знаю, какие чувства испытывала наделенная полномочиями госслужащая, читая письмо Лапинова, о чем думала, когда подписывала ответ, возможно, она посчитала нижегородского ученого обманутым, излишне впечатлительным или плохо информированным. И решила по-матерински успокоить, мол, все хорошо, тревожиться не о чем.
Читатели легко могут представить себе эмоции автора письма, получившего такой «утешительный» ответ. Думаю, что досада и разочарование – это самые мягкие слова, обозначающие его состояние. Поскольку ответа от Администрации Президента РФ и Рособрнадзора ждать не следует (они перенаправили обращение в главное ведомство), то можно считать, что в деле поставлена точка.
И что же делать дальше? К кому еще взывать и на кого еще надеяться?
Не знаю, как вас, а меня удивило, что ответственное лицо не придало никакого значения регалиям Александра Владимировича и не сочло нужным разобраться в проблеме, созвониться или списаться с ним или даже выслать десант для проверки и уточнения полученной информации. А ведь письмо писал не рядовой родитель «с улицы» (от таких министерство запросто отписывается, не думая о последствиях), а доктор наук, ученый известного на всю страну академического института, уважаемый человек, возглавляющий региональное научно-просветительское общество. Неужели это не имеет никакого значения? Давно ли ученые перестали быть авторитетами для чиновников? Но, судя по результатам кампании против поправок о просветительской деятельности, развернутой астрофизиком Сергеем Поповым, с недавних пор у ученых не осталось шансов предостеречь законодательные и исполнительные органы власти от серьезных просчетов, чреватых тяжкими последствиями.
Как видите, данные министерства и неофициальные сведения из первых рук не просто расходятся, они даже не коррелируются. Кадровый дефицит в 7 единиц и в 200 – это даже не разница, это параллельный, не пересекающийся с реальностью мир.
Понятно, что чиновники могут спокойно спать, вкусно есть и ездить на курорты тратить свои квартальные премии за хорошо сделанную работу. Другой вопрос: откуда они берут сведения? Если у местных министерств, заинтересованных в экономии бюджета и радеющих за исполнение майских указов любой ценой (в том числе через многоставочность и совместительство, переобучение недогруженных предметников на ускоренных курсах переподготовки), то все понятно. Местному начальству нужно наготу прикрыть, не важно, чем, хоть фиговым листочком, лишь бы отрапортовать, что все хорошо и все ставки закрыты. А если сведения собираются, минуя региональные ведомства, напрямую от директоров школ, тогда у меня много вопросов к руководителям образовательных организаций. Кто понуждает их скрывать вакансии? Почему они не хотят вслух говорить о проблеме? На что они надеются, нанимая совместителя из другого района на 12 часов и два дня в неделю? И кто в конце концов ответит за качество обучения?
А если у нас никто ни за что не отвечает, то всем нам в самом скором времени придется столкнуться с серьезной проблемой. Какой ценой – вопрос открытый.
От редакции
Если у вас, уважаемые читатели, есть ответы на заданные в статье вопросы или конструктивные решения озвученных проблем, просим вас поделиться своими соображениями. Заранее признательны!
Вера КОСТРОВА
Комментарии