Сколько помню, всегда составляла школьное расписание, хотя завучем никогда не была. Я преподаю математику. Возможно, именно математический склад ума помогает без особого труда делать то, от чего другие отказываются наотрез.
Кто когда-нибудь имел дело с расписанием, знает принципы его составления. По возможности надо учесть все пожелания коллег: одним нужны “окна”, другим – свободный вторник, третьих лучше не занимать после часа и так далее. Учитывая все эти требования, совершенно забываешь о детях, о таких факторах, как восприятие, работоспособность, утомляемость ребенка. Именно на этом посоветовал мне заострить внимание санинспектор во время прошлогодней аттестации. Впервые мое расписание забраковали и заставили переделать. А в помощь дали сборник санитарных правил 1999 года выпуска.
Из него я почерпнула для себя много нового. Оказывается, оптимальный уровень умственной работоспособности у детей приходится на период с 10 утра до 12 дня. В это время на усвоение материала требуются наименьшие психофизиологические затраты организма. Вот почему самые сложные предметы должны проводиться на вторых, третьих и четвертых уроках.
Не одинакова умственная работоспособность учеников и в разные дни учебной недели. Ее уровень возрастает в середине и остается низким в начале и в конце. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду. В эти дни в расписание следует включать либо наиболее трудные предметы, либо средние, но в большем количестве.
При составлении расписания очень помогает таблица Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах. При правильно составленном расписании наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник или среду.
Далее в порядке “облегчения” идут четверг, понедельник и пятница.
Таблица Сивкова
Кстати сказать, нелишним оказывается мнение и самих школьников: какие предметы они считают наиболее сложными. Это легко узнать с помощью анкет. Зачастую наибольшую трудность у детей вызывают не математика с физикой, а профильные дисциплины.
Анкетирование помогает и в определении наиболее сложных предметов с точки зрения домашнего задания. При составлении расписания не стоит группировать их в один день. Это повышает утомляемость.
Расписание для начальной школы должно учитывать ступенчатый метод наращивания учебной нагрузки: в сентябре-октябре – три урока по тридцать пять минут каждый; со второй четверти – четыре; с третьей можно увеличить их продолжительность до сорока пяти минут.
Было бы замечательно, если бы в младших классах предметы двигательно-активного характера (физкультура, хореография, ритмика, современные и бальные танцы) “разбавляли” основные. Впрочем, такие чередования “физических” и “умственных” уроков не помешают и в старших классах, хотя это и затруднено из-за насыщенности учебной программы. В этом случае оптимально чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
Таким образом, с подачи СЭС наше школьное расписание приобрело новый, научно обоснованный вид. И эффект не заставил себя долго ждать: по словам родителей, “дети приходят домой менее измученными”. Что же касается моих коллег, то они с пониманием отнеслись к новым акцентам в составлении расписания, без обид. Ведь на самом деле, для кого мы работаем? Не для самих же себя.
Татьяна МИРОНОВА
Архангельская область
Комментарии