Толерантность не сводится к «спокойному» отношению к представителям иных культур. Она предполагает гораздо более широкое истолкование и «адресована» всем участникам межкультурного взаимодействия – в равной степени коренным жителям и приезжим, здоровым и людям с ограниченными возможностями здоровья. Основа толерантности – не всепрощение, а взаимоуважение, которое необходимо воспитывать (а на этапах дошкольного и начального образования формировать) через всю систему образовательной деятельности.
Лучше всего формировать, развивать и воспитывать толерантность через творчество, так как именно креативный подход позволяет ненавязчиво сблизить представителей разных народов и культур.К общешкольным мероприятиям, направленным на развитие толерантности, можно отнести праздники, фестивали, конкурсы. Вот только они не должны стать рутиной, некой обязанностью. Они должны вызывать к себе интерес, восприниматься как художественное событие, на которое направлена вся урочная и внеурочная деятельность школьников.Название может быть общим, но с обязательным ежегодным уточнением. Нужно избегать раз и навсегда данных «конкретных» названий, связанных с определенной личностью или явлением культуры. И следует избегать использования в заглавии слова «толерантность»: наличие термина скорее отпугнет детей и подростков, нежели побудит их к раскрытию своих творческих способностей. Толерантность надо развивать не прямо, декларируя, а косвенно.Очередность общешкольных мероприятий должна выстраиваться, исходя из тактических задач, ими решаемых. Задачи важно варьировать. В то время как стратегия – формирование, развитие и воспитание толерантности – остается без изменения. Однако для обучающихся приоритетом будут казаться тактические задачи, ежегодное изменение которых и поддержит интерес, и создаст ощущение сопричастности творческому познавательному процессу, имеющему особую ценность и значение.Общешкольных мероприятий не должно быть много: одно-два в течение года. Погоня за количеством неизбежно приведет к падению качества, превращению праздника творчества и сотрудничества в очередное мероприятие для «галочки». Иное дело мероприятия на различных ступенях образовательного процесса. Здесь требуется, чтобы количество и формы были тесно связаны с учебным процессом. Его кульминационными точками будут являться художественные события, понимаемые как завершение целого ряда творчески-развивающих занятий, интегрированных между собой и объединенных сквозной темой.Одним из важнейших факторов, способствующих формированию, развитию и воспитанию толерантности как на общешкольном, так и на локальном уровне, является использование медиатехнологий, в том числе ИКТ, в урочной и внеурочной деятельности. Как показывает практика последних 10-15 лет, использование ИКТ способно качественно улучшить ситуацию с пониманием учащимися другого мира, иной культуры, с формированием всего того, что входит в понятие «толерантность». Например, благодаря игре «At the post-office» на уроке английского языка эффективность применения которой значительно возрастает при использовании медиаресурса – учащиеся учатся понимать и принимать представителей других культур. Точно так же как использование соответствующих видео положительно влияет на приобщение школьников к англо-американской культуре, на обучение их иностранному языку.В рамках проектно-исследовательской деятельности возможно создание групповых (это самый предпочтительный вид проекта) и индивидуальных проектов, связанных с созданием собственных мультфильмов. В этом случае происходит максимально возможное развитие творческой коммуникации – от обсуждения героев мультфильма и появления самостоятельного произведения к его распространению в медийном пространстве. На всех этапах работы идет активное обсуждение различных социокультурных практик, соотносимых с теми, которые самими учащимися воспринимаются как родные, образцовые. Учитель попеременно выступает то в роли модератора дискуссии, то помощника, то организатора.Учащиеся становятся соучастниками творческого процесса. В ходе совместной творческой деятельности развиваются межкультурные коммуникации, зарождается диалог культур. Данное направление в силу его универсальности остается одним из наиболее перспективных на всех уровнях образовательного процесса.Екатерина НИКИТИНА, заместитель директора школы №856
Комментарии