search
main
0

Не дали медали: как отличники остались без красных аттестатов после ЕГЭ

Еще идет объявление результатов ЕГЭ резервных дат, но уже по всей России ученики и их родители разводят руками и недоумевают, почему круглые отличники, которые 11 лет учились на одни пятерки, остались без золотых медалей. Многие рассказывают об аттестатах синего цвета, в которых только одна отметка – «5». Проблема оказалась настолько масштабной, что в социальных сетях родители создают многочисленные группы. Они намерены бороться за своих детей и даже обещают дойти до самого высокого уровня. 

Сетевое издание «Учительская газета» не могло остаться в стороне, поэтому в наших социальных сетях мы запустили собственный опрос, где любой желающий может рассказать о несправедливости в оценке или ошибках, с которыми пришлось столкнуться во время сдачи ЕГЭ.

По всей стране набирает обороты движение родителей и выпускников, которые возмущены тем, как в этом году присуждались золотые медали. Многие рассказывают о том, что на протяжении 11 лет постоянно трудились и получали только пятерки, а на выходе из школы оказались без медали. При этом пострадавшие в этой ситуации уверены, что награды их лишили несправедливо, ведь о многих правилах они попросту не знали.

Коварный профиль

В социальной сети «ВКонтакте» появилась группа под названием «МедалиНеДали!», которая насчитывает более 600 участников, и с каждым днем число подписчиков только растет. 80% ее посетителей не получили свою медаль из-за того, что не смогли набрать достаточно баллов по профильной математике.


ЕГЭ-2022 в цифрах| Количество ребят, сдающих базовую математику почти такое же, как и количество выпускников, сдавших профильную математику – триста сорок две с половиной против чуть более трехсот тысяч.


Ранее сетевое издание «Учительская газета» публиковало материал, в котором подробно рассказывало о том, что для получения «золотой медали» школьники должны набрать не менее 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов по математике базового уровня. А также не ниже минимального проходного балла, который устанавливается Рособрнадзором, по всем предметам, которые ученик сдает по выбору.

Но на деле вышло так, что многие, кто стремился к аттестату с отличием, не знали о существовании этого приказа и выбирали сдавать профильную математику, которая в этом году была гораздо сложнее. Пишет одна из выпускниц: «Я не получила золотую медаль. До конца экзамена не было оглашения о том, что по профильной математике нужно набрать 70 баллов. Только после выхода с экзамена мы узнали эту информацию. Даже не было официального документа, мы увидели в соцсетях объявление. Я считаю, что это несправедливо, ведь о таких изменениях нужно сообщать заранее. Я училась 11 лет на отлично, долго готовилась к экзаменам, но такого поворота событий не ожидала. Очень сильно расстроена, ведь столько сил потрачено зря. Получила синий аттестат с одними пятерками…».

Сетевое издание «Учительская газета» публиковало ранее еще одну историю выпускницы из Волгограда. Школьнице не хватило трех баллов на ЕГЭ по химии, который она сдавала в качестве дополнительного предмета. Девушку оставили без золотой медали. Мама отличницы утверждает, что дочь все 11 лет училась на пятерки. Когда пришло время выбирать экзамены, она решила сдать историю и обществознание, а химию ей посоветовали учителя. При этом ее уверили, что результаты экзаменов по выбору не повлияют на медаль, главное – сдать обязательные предметы. После объявления оценок с ученицей связался директор школы, чтобы сообщить о постановлении, которое, якобы, вышло сравнительно недавно. В итоге девушка тоже осталась без медали.

Родители в группе утверждают, что в СМИ перед началом ЕГЭ появлялась информация, что для получения медали, как и в 2021 году, требоваться будут только результаты ЕГЭ по русскому от 70 баллов. Эта же информация, по уверению родителей, была размещена на одном из сайтов, по которому выпускники сверялись с правилами проведения экзамена. Позже оказалось, что информация была ошибочной, ее убрали с портала, но у родителей остались фотографии. В результате многие выпускники выбрали сдавать несколько предметов. При этом участники группы уверены, профильная математика в этом году была сложнее, чем в прошлом. Ведь любой ученик, который выбрал сдавать профиль, скорее всего без проблем бы справился с базовой математикой. Многие выбирали профиль только потому, что были уверены в своих силах, не все из них собирались поступать в технические вузы. Другие же выпускники, которые не выбрали профиль, спокойно сдали базовую математику и получили свои медали.

Буква закона

На пресс-конференции 25 мая, которая была посвящена проведению ЕГЭ и ОГЭ в 2022 году, глава Рособрнадзора Анзор Музаев прокомментировал позицию ведомства по поводу проведения экзамена. Самая главная задача, которая озвучивалась последние годы, – вернуть объективную оценку для школьников. Это касается ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и даже текущих отметок в электронных дневниках. И один из печальных примеров, по словам Анзора Музаева, – это медалисты: «До того, пока Министерство не ввело приказом пороги, количество медалистов у нас, при введении приказов, уменьшилось практически на треть. В ковидные годы приказ не действовал, на треть количество медалистов у нас увеличилось. В прошлом году приказ снова начал действовать – на треть количество медалистов уменьшилось. Мы против раздачи оценок и достижений, все должны быть уверены в том, что, если это медаль, то это медаль, если это 90 баллов по ЕГЭ, то это 90 баллов по ЕГЭ. Ни у кого никаких сомнений не должно быть».

ЕГЭ-2022 в цифрах|«ЕГЭ прошел без технических сбоев, утечек и прочих казусов, – сказал Музаев. – Если предыдущие два года из-за коронавируса действовал особый порядок сдачи, то в этом году все вернулось к обычной схеме». Всего ЕГЭ сдали почти семьсот тысяч выпускников.

Еще раз эта тема поднималась уже на пресс-конференции, посвященной предварительным итогам сдачи ЕГЭ. Там глава Рособрнадзора вполне четко дал понять, что у выпускников, которые претендуют на золотую медаль, не должно вызвать затруднений получить за экзамен по математике как 5, так и 70 баллов. Более того, по его словам, приказ Минпросвещения РФ, распределяющий оценки, совсем не новый. О нем было известно еще год назад. Здесь, по словам Анзора Музаева, большой вопрос к учителям: «На каком основании, зная, что ученики не дотягивают до определенного уровня, учителя выставляют оценку «отлично» текущую в четвертях? Они вводят в заблуждение, не все – часть».

При этом в ведомстве ссылаются на то, что несколько лет назад был большой скандал с одной из выпускниц из Адыгеи, которая вышла на сцену и сказала: «среди нас, медалистов, есть те, кому эти медали подарили». Таким образом, Рособрнадзор стоит на позиции объективной оценки знаний учеников по всей стране: «Приказ направлен на то, чтобы не было этой вакханалии с раздариванием медалей – красных, золотых – неважно», – сказал Анзор Музаев.

Дети пандемии

Еще одна проблема, о которой не стоит забывать, – выпускники этого года все старшие классы проучились в пандемию. Полная отмена коронавирусных ограничений произошла только 1 июля 2022 года. Это тот самый выпуск, который в 2020 году не сдавал ОГЭ из-за сложной эпидемической ситуации. То есть дети впервые столкнулись с форматом ЕГЭ вживую, многие, естественно, испытали большой стресс.

Не говоря уже о том, что все эти годы они время от времени переходили на дистанционное обучение и по сути осваивали программу в большей степени самостоятельно. При этом им приходилось изучать новые технологии и перестаиваться на ходу. Более того, именно в последний год из-за распространения новых штаммов вируса часто заболевали именно подростки. Поэтому часть ребят не имела физической возможности хорошо подготовиться. Болели и педагоги. А ведь результат ЕГЭ – это дело не одного года обучения в школе. Особенно, если речь идет об отличниках, которые всегда домой приносили одни пятерки.

Большинство родителей негодуют еще и из-за того, что их детям приходилось учиться в таких сложных условиях, но почему-то именно сейчас власти решили обновить Федеральные государственные образовательные стандарты. Соответственно ЕГЭ во многом был подстроен под изменившиеся нормы.

27 июня 2022 года министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук выразил позицию Минпросвещения и Рособрнадзора: «В 2022 году ЕГЭ впервые проводится в соответствии с ГОСТом общего и среднего образования. В связи с чем, по всем учебным предметам в сертификации контрольно-измерительных материалов произошли существенные изменения. Поэтому сравнивать результаты ЕГЭ 2022 года с результатами прошлых лет не рекомендуется».

Родители уверены, что расплывчатую формулировку «произошли существенные изменения» нужно трактовать прямо и признать, что ЕГЭ усложнился. По каждому предмету появились новые сложные задания, задания-ловушки, по некоторым предметам уменьшилось время на выполнение. При этом родители готовы подтвердить эти доводы мнениями экспертов.

На это также отвечают представители власти. На пресс-конференции по предварительным итогам ЕГЭ 2022 года от 5 июля директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова подчеркивала, что изменение – не значит усложнение: «Хочу начать с развенчания этого мифа, о котором мы говорим неустанно – изменения не значат усложнения, это неправильная трактовка… во главе угла стандартов обучения, по которому завершили учиться наши одиннадцатиклассники, стоит не просто заучивание фактов, событий, определений, но и их практическое применение. То есть на выходе из школы наш выпускник должен был самостоятельно или в сотрудничестве с другими ребятами добывать новую информацию, аргументировать свое мнение, делать выводы, прогнозы, сопоставлять, моделировать процессы и многое многое другое. Он должен действовать, уметь действовать». По словам Оксаны Решетниковой, это не отменяет фундаментальные основы, которые нужны для дальнейшего поступления и изучения предмета, но акцент делается на умении применять знания на практике.

При этом в ФИПИ подчеркивают, что само содержание экзаменов не изменилось и не вышло за рамки привычной школьной программы, изменились лишь способы взаимодействия с этим материалом. В целом, это коснулось от четырех до шести заданий по каждому предмету. Изменения произошли и в профильной математике. Также на пресс-конференции Оксана Решетникова прокомментировала эти нововведения: «Мы постепенно этот разрыв сокращали, сокращали и в этом году он произошел в полной мере. Это значит, что в математике профильного уровня не стало самых простейших, элементарных заданий базового уровня». Туда были включены задания, запрос на которые пришел от вузов, принимающих технарей. Они были направленные на более серьезный уровень подготовки. При этом отмечается, что выпускники довольно успешно справились с этими заданиями – почти из 300 тысяч участников этого экзамена 579 человек получили по 100 баллов.


ЕГЭ-2022 в цифрах| Несмотря на нововведения успехи выпускников остались примерно на том же уровне, что и в прошлом году. Значительного ухудшения зарегистрировано не было.


Кроме этого, Оксана Решетникова подчеркнула, что все изменения публикуются и выносятся на обсуждение накануне 1 сентября, но никак не в мае, перед самим экзаменом. Так же будет и в этом году. Пока что известны только предварительные результаты, глубокий анализ ЕГЭ этого года предстоит специалистам в конце июля и в августе. А новые методические материалы будут так же опубликованы перед началом нового учебного года.

Звонить во все колокола

Несмотря на сложность всей ситуации, родители отличников не сдаются. Получив технические отписки из различных ведомств, они решили обратиться напрямую к Президенту РФ. В открытом письме родители рассказывают о том, что невозможно смотреть в глаза детям, которые 11 лет участвовали в различных олимпиадах и конкурсах, приложили столько усилий, добились высоких результатов, но, «попав в жернова бюрократии и несправедливого отношения», остались без аттестата с отличием и медали «За особые успехи в учении».

Кроме этого, многие пишут в региональные СМИ и ходят на приемы в различные ведомства, которые способны повлиять на ситуацию. Кто-то из участников группы не верит в успешный исход. По их мнению, даже если ошибку признают, то время поступления в вузы уже пройдет, а заменять результаты никто не будет. Хотя находятся среди обсуждающих и те, кто готов идти до конца и уверен, что дети должны получить свои медали, пусть и на Новый год «под елку».

Поддерживают родителей и некоторые директора школ. Одна из руководителей учебного учреждения пишет: «Я директор школы, мне стыдно смотреть в глаза моим отличникам, которых смешали с детьми, которые учились все годы, не напрягаясь… Открываем аттестат, там все пятерки, так кто мне может объяснить, почему он не красный? Полный бред!».

Многие говорят о том, что ситуация, когда ребенок выкладывался все 11 лет, а потом ничего не получил, может сломать психологически. «У детей может быть злость и обида на всю жизнь. Это же полная несправедливость! Я видела уже взрослых людей, которые учились на «5» и в последний момент их лишили медали из-за какой-то ерунды. Так, некоторые эту боль несут через всю жизнь, постоянно доказывая окружающим, что я умный, я достоин, становятся докторами и кандидатами наук, а боль от несправедливости в юности не затихает…»

А одна из родительниц заявила, что в их школе для медалистов даже существовали специальные списки. Они составлялись в начале или в середине выпускного класса, и если ученика там изначально не было, он мог написать ЕГЭ хоть на 300 баллов, но все равно медаль бы не получил. Все это происходит на фоне традиционных ежегодных апелляций по поводу неверно сформулированных заданий или технических ошибок.

Кто виноват и что делать?

Пока родители пытаются достучаться до чиновников, дети, тем временем, собираются поступать в высшие учебные заведения. Но среди абитуриентов уже звучат предупреждения для выпускников будущего года о том, что готовиться следует лишь по тем предметам, по которым нужно будет сдать ЕГЭ для поступления в вуз. Некоторые уверяют, что усиленно готовиться надо начинать за два года до самого экзамена.

В каждом сообщении из этой группы сквозит обида и горечь за детей, которые так сильно старались и остались без своих наград. Скорее всего, все они успешно поступят в вузы и продолжат свое обучение, но воспоминания об этих инцидентах навсегда останутся с детьми.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

  • 14 июля, 2022 в 08:58

    Бред. О том что отличники должны подтвердить свои знания на ЕГЭ по ВСЕМ предметам было известно давно. Если они не смогли набрать “пятёрки ” На экзамене это только их вина.

  • 13 июля, 2022 в 22:21

    Надо для аттестатов с отличием убирать базу и оставлять только профиль.

Новости от партнёров
Реклама на сайте