search
main
0

«Не цветочки на нем, а чулки да башмаки…». Ученики, учителя и родители сделали чудо своими руками

Мысль о создании чудо-дерева зрела давно. У каждого из нас, взрослых, свои ассоциации с этим образом. Конечно, первая и главная – знаменитое одноименное стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.

У меня сохранились яркие воспоминания, когда мы, студенты Архитектурного института, проходили практику в Переделкине, недалеко от дома Чуковского. Без улыбки нельзя вспоминать о том, как Корней Иванович, будучи уже в солидном возрасте, надев индейский головной убор, с победным кличем скакал с детьми вокруг костра и чудо-дерева в саду с трогательными башмачками:…А у наших у воротЧудо-дерево растет.Чудо, чудо, чудо, чудоРасчудесное!Не листочки на нем,Не цветочки на нем,А чулки да башмаки,Словно яблоки…За участие в этом празднике радости и веселья взималась «плата» – шишки для разжигания костра. Мы, студенты, смеялись, глядя на эту картину, и только потом, став взрослыми, поняли, насколько это бесценно – сохранить до глубокой старости детскую непосредственность и искреннюю радость жизни в душе, несмотря на очень непростую судьбу писателя, ученого и просто замечательного человека, каким был Корней Чуковский.У нас в школе есть рекреация для младших учеников, в середине которой стоит колонна, вызывающая вечное беспокойство учителей. На перемене дети прыгают и бегают, и бетонная колонна с острыми углами небезопасна. Конечно, ее можно просто обшить мягким материалом, закруглить углы. Но мы решили превратить ее в чудо-дерево. У К.И.Чуковского дерево, как волшебная скатерть-самобранка, дарит бедным детям новую обувь (стихотворение написано в трудные 20-е годы). Наше дерево будет символом радости, детства, решили мы. На нем появятся ботиночки наших учеников, которые они носили, когда были совсем маленькими, игрушки, шапочки – все то, что символизирует детство. И еще вдохновляет, захватывает мысль, которую выразил Корней Чуковский: «Все дети в возрасте от двух до пяти лет верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального психического роста…» Наше дерево задумано для того, чтобы продлить ощущение радости у детей и взрослых.И начался увлекательный процесс творчества. Сначала эскизы. Дети рассуждали так: «Дерево должно быть условным, не совсем настоящим, с преобладанием чистых цветов. Ритм узоров будет создавать определенный порядок, гармонию. Оно должно быть теплым, легким, уютным, чтобы к нему приятно было прикасаться и просто посидеть рядом». Было решено дерево связать.Идея вязаного дерева навеяна новым направлением в искусстве вязания – вязаное граффити, творческое движение стрит-арт.Обвязывание деревьев, предметов вокруг популярно во всем мире. Привлекает в такой работе коллективное творчество. Осилить большой объект в одиночку трудно. Люди объединяют усилия. Совместная работа рождает хорошее настроение.Мы обратились ко всем «жителям» нашей школы:«Друзья! Дети и взрослые!Все, кто умеет вязать спицами или крючком!Мы приступили к созданию вязаного чудо-дерева.Каждый из нас свяжет кусочек коры и веток, мы соединим лоскутки в единую композицию. Это дерево как символ детства будет нашим подарком школе. Присоединяйтесь к нам!Как и чем украсить дерево, как функционально его использовать, решим вместе. Все предложения приветствуются».Какие возникают трудности, когда берешься за подобный проект?Конечно, идею все с удовольствием поддержали. Но хотелось, чтобы каждый ученик, его мама, бабушка – все, кто немного вяжет, создали хотя бы маленький кусочек большого дерева и сделали бы это не по принуждению, а добровольно.Как убедить и настроить детей довести дело до конца? Я не знаю, на какие душевные струны нажимала учительница 3-го «В» класса Марина Иосифовна Ерманок, беседуя с родителями, но в этом удивительном классе практически у каждого ребенка кто-то из родных связал и бережно передал свой маленький фрагмент нашего общего пазла. Как Татьяна Юрьевна Шебанова настроила своих учениц-восьмиклассниц? В результате появились фрагменты коры, листья и даже вязаная одежда для кукол. А учителя, сотрудники школы, маленькие дети, старательно вывязывающие свои первые узоры? Мы потеряли счет авторам, а гора бесценных вязаных фрагментов росла. Мы посчитали, что только на основной ствол ушло около 3 км шнура, не считая веток.Пока вывязывались элементы дерева, решались конструктивные вопросы проекта. Элементарные чертежи сделали дети, но стопроцентную гарантию безопасности креплений, пожаробезопасность, конечно, обеспечили взрослые.Необходимо было грамотно подобрать материал конструкций, продумать крепежные узлы – все эти важные вопросы решали инженерные умы нашей школы: Игорь Ярославович Кантор, Дмитрий Сергеевич Козлов, Кирилл Борисович Азаров.А дерево постепенно росло. От более темного и тяжелого основания ствола все выше и выше… Появляется  крупный,  яркий,  ритмичный орнамент, плавно переходящий в мелкие узоры. Соединение вязаных фрагментов – захватывающий процесс, в котором самое трудное – избегать излишней пестроты, соблюдать стиль и единство замысла. Ветки можно дробить, и мы использовали отдельные полоски вязаных деталей, лишь иногда подчеркивая акценты цветом и фактурой, чтобы избежать однообразия и придать веткам волшебный образ.Для учителя процесс сборки дерева, оформление ветвей уникален тем, что позволяет в ненавязчивой форме, практически в игре преподать детям целый курс по цветоведению и композиции. Подбирая фрагменты по цвету и фактуре, вплетая их в общую композицию, размышляя о сочетании цветовых пятен, дети постигают азы художественного творчества.Мы фотографировали все этапы рождения нашего дерева. Вот начало – эскизы, затем возведение конструкций, первые вязаные элементы. Вот самые маленькие пытаются овладеть техникой вязания. Снимки уверенной работы старшеклассников. Фото, на котором сборка деталей…Это была необычная и напряженная работа в течение двух с половиной месяцев. Дерево выросло до самого потолка. И появились первые башмачки маленькой девочки Дашеньки, будущей нашей ученицы, у которой (вот чудеса!) папа, мама, дедушка и бабушки тоже учились в нашей школе.Это еще не конец работы. Кроме башмачков на дереве появятся диковинные птицы, кукла, различные символы детства. Так что включиться в процесс не поздно новым авторам.Нашему дереву не придется скучать. На перемене вокруг него будут по-прежнему бегать и скакать ученики, можно будет проводить литературные встречи, беседы, устраивать праздники, водить хороводы, сочинять сказки, делать много чего еще интересного. Что именно? Со временем обязательно придумается.Всем участникам нашего проекта большое спасибо!​Наталия БОГДАНОВА, педагог школы №875 Москвы, заслуженный учитель РФ, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте