Мысль о создании чудо-дерева зрела давно. У каждого из нас, взрослых, свои ассоциации с этим образом. Конечно, первая и главная – знаменитое одноименное стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.
У меня сохранились яркие воспоминания, когда мы, студенты Архитектурного института, проходили практику в Переделкине, недалеко от дома Чуковского. Без улыбки нельзя вспоминать о том, как Корней Иванович, будучи уже в солидном возрасте, надев индейский головной убор, с победным кличем скакал с детьми вокруг костра и чудо-дерева в саду с трогательными башмачками:…А у наших у воротЧудо-дерево растет.Чудо, чудо, чудо, чудоРасчудесное!Не листочки на нем,Не цветочки на нем,А чулки да башмаки,Словно яблоки…За участие в этом празднике радости и веселья взималась «плата» – шишки для разжигания костра. Мы, студенты, смеялись, глядя на эту картину, и только потом, став взрослыми, поняли, насколько это бесценно – сохранить до глубокой старости детскую непосредственность и искреннюю радость жизни в душе, несмотря на очень непростую судьбу писателя, ученого и просто замечательного человека, каким был Корней Чуковский.У нас в школе есть рекреация для младших учеников, в середине которой стоит колонна, вызывающая вечное беспокойство учителей. На перемене дети прыгают и бегают, и бетонная колонна с острыми углами небезопасна. Конечно, ее можно просто обшить мягким материалом, закруглить углы. Но мы решили превратить ее в чудо-дерево. У К.И.Чуковского дерево, как волшебная скатерть-самобранка, дарит бедным детям новую обувь (стихотворение написано в трудные 20-е годы). Наше дерево будет символом радости, детства, решили мы. На нем появятся ботиночки наших учеников, которые они носили, когда были совсем маленькими, игрушки, шапочки – все то, что символизирует детство. И еще вдохновляет, захватывает мысль, которую выразил Корней Чуковский: «Все дети в возрасте от двух до пяти лет верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального психического роста…» Наше дерево задумано для того, чтобы продлить ощущение радости у детей и взрослых.И начался увлекательный процесс творчества. Сначала эскизы. Дети рассуждали так: «Дерево должно быть условным, не совсем настоящим, с преобладанием чистых цветов. Ритм узоров будет создавать определенный порядок, гармонию. Оно должно быть теплым, легким, уютным, чтобы к нему приятно было прикасаться и просто посидеть рядом». Было решено дерево связать.Идея вязаного дерева навеяна новым направлением в искусстве вязания – вязаное граффити, творческое движение стрит-арт.Обвязывание деревьев, предметов вокруг популярно во всем мире. Привлекает в такой работе коллективное творчество. Осилить большой объект в одиночку трудно. Люди объединяют усилия. Совместная работа рождает хорошее настроение.Мы обратились ко всем «жителям» нашей школы:«Друзья! Дети и взрослые!Все, кто умеет вязать спицами или крючком!Мы приступили к созданию вязаного чудо-дерева.Каждый из нас свяжет кусочек коры и веток, мы соединим лоскутки в единую композицию. Это дерево как символ детства будет нашим подарком школе. Присоединяйтесь к нам!Как и чем украсить дерево, как функционально его использовать, решим вместе. Все предложения приветствуются».Какие возникают трудности, когда берешься за подобный проект?Конечно, идею все с удовольствием поддержали. Но хотелось, чтобы каждый ученик, его мама, бабушка – все, кто немного вяжет, создали хотя бы маленький кусочек большого дерева и сделали бы это не по принуждению, а добровольно.Как убедить и настроить детей довести дело до конца? Я не знаю, на какие душевные струны нажимала учительница 3-го «В» класса Марина Иосифовна Ерманок, беседуя с родителями, но в этом удивительном классе практически у каждого ребенка кто-то из родных связал и бережно передал свой маленький фрагмент нашего общего пазла. Как Татьяна Юрьевна Шебанова настроила своих учениц-восьмиклассниц? В результате появились фрагменты коры, листья и даже вязаная одежда для кукол. А учителя, сотрудники школы, маленькие дети, старательно вывязывающие свои первые узоры? Мы потеряли счет авторам, а гора бесценных вязаных фрагментов росла. Мы посчитали, что только на основной ствол ушло около 3 км шнура, не считая веток.Пока вывязывались элементы дерева, решались конструктивные вопросы проекта. Элементарные чертежи сделали дети, но стопроцентную гарантию безопасности креплений, пожаробезопасность, конечно, обеспечили взрослые.Необходимо было грамотно подобрать материал конструкций, продумать крепежные узлы – все эти важные вопросы решали инженерные умы нашей школы: Игорь Ярославович Кантор, Дмитрий Сергеевич Козлов, Кирилл Борисович Азаров.А дерево постепенно росло. От более темного и тяжелого основания ствола все выше и выше… Появляется крупный, яркий, ритмичный орнамент, плавно переходящий в мелкие узоры. Соединение вязаных фрагментов – захватывающий процесс, в котором самое трудное – избегать излишней пестроты, соблюдать стиль и единство замысла. Ветки можно дробить, и мы использовали отдельные полоски вязаных деталей, лишь иногда подчеркивая акценты цветом и фактурой, чтобы избежать однообразия и придать веткам волшебный образ.Для учителя процесс сборки дерева, оформление ветвей уникален тем, что позволяет в ненавязчивой форме, практически в игре преподать детям целый курс по цветоведению и композиции. Подбирая фрагменты по цвету и фактуре, вплетая их в общую композицию, размышляя о сочетании цветовых пятен, дети постигают азы художественного творчества.Мы фотографировали все этапы рождения нашего дерева. Вот начало – эскизы, затем возведение конструкций, первые вязаные элементы. Вот самые маленькие пытаются овладеть техникой вязания. Снимки уверенной работы старшеклассников. Фото, на котором сборка деталей…Это была необычная и напряженная работа в течение двух с половиной месяцев. Дерево выросло до самого потолка. И появились первые башмачки маленькой девочки Дашеньки, будущей нашей ученицы, у которой (вот чудеса!) папа, мама, дедушка и бабушки тоже учились в нашей школе.Это еще не конец работы. Кроме башмачков на дереве появятся диковинные птицы, кукла, различные символы детства. Так что включиться в процесс не поздно новым авторам.Нашему дереву не придется скучать. На перемене вокруг него будут по-прежнему бегать и скакать ученики, можно будет проводить литературные встречи, беседы, устраивать праздники, водить хороводы, сочинять сказки, делать много чего еще интересного. Что именно? Со временем обязательно придумается.Всем участникам нашего проекта большое спасибо!Наталия БОГДАНОВА, педагог школы №875 Москвы, заслуженный учитель РФ, фото автора
Комментарии