search
main
0

Не цари и не боги. …А просто педагоги!

Прочитав вопрос редактора Вадима Мелешко: «А на самом ли деле это писал ребенок?» («УГ», №10) – я задала этот вопрос детям-подросткам. Работая районным методистом, я регулярно «вижу» 20 школ района, кроме того, читаю лекции учителям города и области, есть с кем общаться. Ответы показали, что дети вполне способны рассуждать и на эту тему, и на многие другие.

Помимо общей эрудиции, складывающейся к 14-15 годам, школьники изучают такой предмет, как социальное право. Когда нам нужно узнать законы, постановления, права и обязанности граждан, мы спрашиваем младшую дочь 14 лет. Заметно, что новый предмет расширил горизонты, обогатил лексику, заставил детей начать думать о многих общественных проблемах, которые иначе им бы просто не пришли в голову.

Думаю, в России достаточно много детей, которых волнуют проблемы школы. Конечно, однозначный ответ дать трудно, однако в пользу детского авторства говорит, например, тот факт, что в письме Васи Львова присутствует глобальное обобщение, свойственное скорее юным умам, чем взрослым, а у нас в школе именно так, а потому плохо во всех школах и надо менять всю систему.

Помню, когда я много лет назад пришла «первый раз в первый класс», педагог рассказала нам, как она училась в пединституте, как их готовили к работе в школе. И среди прочего объяснила то, что в начале урока принято встать – таким образом ученики и учителя выражают уважение друг к другу, показывают, что слышали звонок и можно начинать урок. Известно, что сейчас учительский состав в школе неуклонно стареет. Большинство пожилых педагогов настаивают на том, чтобы школьники при появлении учителя в классе вставали. Но это не зависит от возраста, многие молодые педагоги тоже настаивают на этом. Часть учителей постарше не придает этому большого значения, особенно на уроках иностранного языка, где перед учителем находится не весь класс, а только треть, и потому обстановка может быть менее формальной. Видимо, дело не в том, стоять или не стоять, а в том, как дети и взрослые друг к другу относятся. Для кого-то важен внешний атрибут традиционного выражения уважения, кому-то важнее взаимное понимание, готовность общаться, слушать. Дети живут не в вакууме, как и мы, они смотрят новости, пользуются Всемирной сетью, впитывают происходящее вокруг и осмысляют его.

«А что, все учителя тупые?» – спросили меня подростки на одной из встреч. Я удивилась, спокойно спросила, почему они так считают. «Но ведь учителя работают без зарплаты, а когда ее получают, то на жизнь не хватает! Они постоянно об этом говорят и ничего не делают!» Оказалось, что во всех школах педагоги делятся своими проблемами с детьми на уроках, на переменах. Иной раз кричат, мол, вы себя плохо ведете, а я зарплаты не получаю. Не буду с вами возиться, делайте что знаете! Подростки прекрасно понимают причины срывов взрослых, их недовольства, усталости и делают свои выводы. Выходит, взрослые тупые, раз не могут решить свои проблемы, и вымещают свое бессилие на детях. У многих такая же картина дома, особенно в неполных семьях. Мать приходит домой поздно вечером и кричит на ребенка не потому, что он в чем-то виноват, а потому, что она тянет непосильную нагрузку. Ко мне как-то подошла после урока старшеклассница с вопросом: «Папа нас давно бросил и уехал, а мама вчера пришла и сказала, что больше не может меня кормить. Говорит: «Что хочешь, то и делай!» Так что же мне делать?» И таких случаев достаточно много.

Учителя – не цари, не боги, это обычные люди, живущие и работающие в тяжелейших условиях. А перегибы наподобие описанной в письме Васи Львова лестницы, по которой нельзя ходить ученикам, надеюсь, все же крайне редки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте