search
main
0

Не бывает настоящего без прошлого

​19 мая 2011 года пионерскому движению исполнилось 89 лет. По этому случаю Центр развития творчества детей и юношества имени А.В.Косарева Восточного округа собрал гостей на праздник. В его программе – показательные выступления образцовых коллективов сначала у входа в Центр, а потом в концертном зале и танцевальное шоу.

Вся «дворцовая» площадь была заполнена, сотни гостей увидели необычную коллекцию, демонстрирующую историю Центра. Стенды с первыми плакатами, пионерские значки и аксессуары – все это только генеральная репетиция перед большим юбилеем (в следующем году пионерии исполнится 90 лет).Мамы, папы, дедушки и бабушки как будто попали в исторический музей. Они увидели собственное детство, вспомнили прошлое и сравнили его с сегодняшним днем: ведь именно на истории, традициях и опыте строится не только современное дополнительное образование, но и воспитание их собственных детей.Рассказать современному ребенку, кто такие пионеры, проще всего на примере киношных скаутов, а не на истории главных героев гайдаровских книг, уже не так сильно популярных сегодня в детской среде. Но в отличие от западного аналога у пионеров развивалась в большей степени не духовная сторона личности, а политически-идеологическая.В Советском Союзе пионеры были простыми школьниками. Они не видели своими глазами мир из-за железного занавеса, зато вели личную переписку со сверстниками из стран преимущественно социалистического лагеря, а адреса будущих друзей по переписке можно было получить в клубах интернациональной дружбы. Сейчас те самые пионеры-интернационалисты стали папами и мамами, бабушками и дедушками.Сегодня можно сколько угодно рассуждать о том, какой была государственная система СССР, но для миллионов повзрослевших детей в алых галстуках образ жизни в пионерской организации остался важным жизненным опытом.В 20-х годах прошлого века пионерские организации появлялись при домах воспитания, которые, к счастью, вскоре переименовали в дома пионеров. Потом отряды с горнами и барабанами начали формироваться при школах. Движение развивалось сумасшедшими темпами по всей стране, за каких-то 3 года существования пионерская община насчитывала больше миллиона человек.У советских пионеров была даже своя газета. Газета жива до сих пор – вот оно, эхо пионерской эпохи, только теперь пишет она уже о другом, и не так, как десятилетия назад.Само собой, такое глобальное движение просто не могло не оставить о себе след потомкам. Нельзя сказать, что после распада СССР новая страна лишилась важнейшей из традиций. Хотя коммунистические идеи потеряли былую актуальность, почти все пионерские организации распались, до сих пор школьники ездят в летние лагеря, студенты между сессиями посещают занятия в школах вожатых, во дворцах творчества без выходных десятки педагогов обучают детей самым разнообразным дисциплинам, которых нет в школьном расписании.И все же закрадывается сомнение: стоило ли допускать исчезновение той практической школы, если опыт выживания в экстремальных условиях ограничивается у современных детей и подростков умением жарить шашлык на природе, на что тогда им надеяться в горах, тайге или там, где не ловит телефон и невозможно зарядить компьютер?Коммунистическая партия вполне четко определяла приоритеты своей молодежи, но, когда Советский Союз стал главой учебника истории, ситуация изменилась. На смену образцовым пионерам пришли коммерсанты в малиновых пиджаках, вокзалы стали заполняться беспризорниками, нюхающими клей, о детях стали думать меньше, о прибыли – больше. Но ничего не бывает вечным – прошли и эти времена. Зато сохранились у взрослого поколения пионерский задор и жизненная стойкость, как у одной из почетных гостей праздника – Л.Балясной. Любовь Кузьминична более двадцати лет своей карьеры посвятила работе с молодым поколением. С 1937 года Любовь Кузьминична состояла в пионерской организации, окончила педвуз, потом долго работала на должности заместителя министра просвещения РФ, занималась вопросами развития вожатых-производственников, привлекала внимание ученых к проблемам пионерской организации. В подчинении заместителя министра Любови Балясной находились школы, интернаты, детские дома, колонии несовершеннолетних. Работа с детьми за пределами обязательных учебных заведений, защита прав ребенка – вот неполный круг вопросов, который входил в компетенцию Любови Кузьминичны. «Пионерский задор, лидерские качества просто не могут пропасть – не должны», – считает Любовь Кузьминична.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте