search
main
0

Не бывает напрасным прекрасное. Художественно-эстетическая среда

​Каждый, кто впервые переступает порог нашей школы, останавливается в удивлении: «Это школа? А словно музей или художественная галерея!» Взору входящих в вестибюль главного здания открывается прекрасный художественный мир настенной росписи. Его автор – Юлия Лыткина, член Союза художников России, учитель изо и педагог дополнительного образования школы №2126 «Перово».

Как несказанно повезло ей, начинающему художнику-монументалисту, выпускнице Московского высшего художественно-промышленного училища, бывшего Строгановского, ныне академии, получить от директора школы, где сама когда-то училась, серьезнейшее задание – преобразить, вдохнуть жизнь в холодные стены только что построенного в 1994 году нового корпуса школы.Юлия Алексеевна вспоминает: «При разработке эскизов к росписи фойе необходимо было учитывать его плохую освещенность, особенности архитектуры. Это определило сквозную тему росписи, ее композицию и колорит. Небольшие сюжеты и аллегорические композиции объединялись в целостное полотно росписи орнаментами, цветовым решением и пластическими формами. Они должны были передавать переменчивость и текучесть реки времени и непреходящие ценности нашей жизни. В каком-то смысле мною была задумана философская сюита, где каждый должен что-то важное для себя услышать, увидеть и понять».Художницей создаются аллегорические композиции, среди них – девушка, олицетворяющая природу, юноша, который ищет смысл своей жизни, две фигуры за его спиной говорят о движение его души к мудрости и любви. Мама с малышом – вечная тема материнства. Танцующая девушка – символ искусства, музыки, движения. Юноша в плаще – фантазия, творчество жизни, полное тайн и чудес. А этот седовласый старец, он благословляет наши поиски истины, поддерживает нас в начинаниях…- Во время работы, – говорит Юлия Алексеевна, – я с большим вниманием относилась к реакции учеников, учителей. И конечно, директора школы Октябрины Абрамовны Евниной, человека большого вкуса и понимания роли искусства в жизни человека. Я чувствовала отклик, заинтересованность, мне было важно, как воспринимался тот или иной фрагмент росписи. Эта реакция убеждала меня в правильности осуществления задуманного. Источником многих орнаментальных композиций служили для меня элементы русского народного декоративно-прикладного творчества – резьбы по дереву, лубочные мотивы, элементы архитектуры. Нужно было создать новое художественное пространство, преодолеть реальное замкнутое.Вскоре высокую оценку этой работе вынесла комиссия, состоящая из 19 человек – академиков РАХ и народных художников.- А говорят, что у нас нет монументального искусства, вот же – есть!Так Юлия Алексеевна вступила в Союз художников России, а выполненная роспись в школе принесла не только признание, но и вдохновение на многие годы.Юлия Алексеевна Лыткина продолжает работать в нашей школе и сейчас, ведет уроки изобразительного искусства и изостудию. Ее воспитанники увлеченно работают, создают свои маленькие шедевры. Многие из них отмечены многочисленными наградами крупных художественных конкурсов. Всех не перечислить! В школе постоянно проходят прекрасные выставки юных художников.Прививать любовь к изобразительному искусству своим многочисленным ученикам Юлия Алексеевна считает делом важным и серьезным. Но, как художник, она сумела сделать не меньшее – создать художественно-эстетическую среду школы. Особенную, неповторимую.В здании начальной школы ожили сказки Пушкина и Бажова. Здесь можно любоваться архитектурными памятниками, расположенными рядом со школой, среди них – усадьба Кускова, храм Иконы Божией Матери «Знамение» в Перово и другие. Результатом коллективного творчества учеников и педагога стали настенные росписи в здании старшей школы. Прекрасные ковры из цветов и растительных форм, создающие радостное настроение.Есть в школе и свой «Московский дворик». По замыслу Юлии Алексеевны, он призван привлечь внимание учеников к страницам истории Москвы. Здесь вы увидите ее духовные маяки: образ Георгия Победоносца, повергающего змея, фигура князя Юрия Долгорукова, передающего бразды правления своему сыну Андрею Боголюбскому. Изображение святого Даниила Московского (копия росписи собора в Кремле) на фоне самого древнего из сохранившихся в Москве Данилова монастыря. Фигура звонаря призывает услышать колокольный звон храмов и монастырей, которыми так богат наш город. Услышать как неумолкающий призыв к единению, согласию. Вот почему рядом со звонарем изображена «Троица» Андрея Рублева – символ русской культуры. Без прошлого нет настоящего. И мы видим Соборную площадь Кремля, где группа детей слушает экскурсовода. Что мы вынесем из опыта прошлого, чему научимся? Заключительный сюжет: летящая фигура над Москвой, где старая площадь Кремля, восстановленный храм Христа Спасителя… Это сюжет о вечном стремлении к новому.А прекрасное новое может создаваться только умом и сердцем, добрыми руками мастеров.

Юлия Алексеевна уверена, что искусство, как верная палочка-выручалочка, может преобразовывать среду школы, нести не только эстетическое удовольствие, но быть умной, будить чувства добрые, питать дух. Особенно тех, кто еще сидит за партами, но готовится стать созидателями.

Валентина КАЦ, учитель русского языка и литературы школы №2126 «Перово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте