Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы: – Когда бываю на совещаниях в Южном округе, где работа под руководством Нины Минько идет на высочайшем уровне, все же иногда расстраиваюсь: высочайшая вера в Нину Григорьевну может привести к тому, что заведующие детскими садами пропустят тот момент, когда им нужно поверить свои силы и взять всю ответственность за ДОУ на себя. Пока они все еще надеются, что Нина Григорьевна скажет, как надо делать. Кто-то из мудрых управленцев писал, что главная характеристика качества управленца – это снижение количества задач, которые он решает сам. Поэтому мы попытались с 1 октября 2011 года следовать этой теории и снять с себя часть задач, передав их образовательным учреждениям.
Заведующие детскими садами педагоги более нежные, чем школьные учителя, так как работают с маленькими детьми, и они, наверное, хотят слышать от меня только приятные слова. Но меня еще в детстве один мудрый человек учил, что все сказанные слова нужно делить на приятные и полезные. Я все пытался его спросить: «Разве не может приятное слово быть полезным?!» Оказывается, не может. Если бы я хотел при встрече понравиться аудитории, то говорил бы только приятные слова с правильной интонацией. Но мне кажется, что задача встреч с управленцами дошкольного образования не в том, чтобы Калина понравился или не понравился им, а чтобы мы после этой встречи получили какие-то основания для размышления, раздумья, чтобы появилась необходимость задуматься не только тогда, когда о чем-то услышим, нужно постоянно самозадумываться, не ожидая каких-то внешних толчков. Поэтому я позволяю себе и немного резкую тональность разговора, и употребление не очень приятных, но очень полезных слов. Тема совещания заведующих детскими садами в ЮАО была обозначена как повышение эффективности деятельности ДОУ. Во всех учебниках при всей разности определения эффективности оно в конце концов сводится, как правило, к тому, что эффективность – это отношение полученных результатов к затраченным ресурсам, при этом результаты – в числителе, а ресурсы – в знаменателе. Для того чтобы росла эффективность, мы все время должны в первую очередь обсуждать результаты, а мы очень часто самоотчитываемся и самолюбуемся на рост ресурсов, растут ли при этом адекватно результаты, не очень задумываемся. Понятно, что результаты зависят от очень многих причин, но, не будучи специалистом в дошкольном образовании, я все-таки готов вступить в дискуссию о том, что главным фактором получения высоких результатов детей будет человек, должность которого называется «воспитатель». Поэтому если мы хотим, чтобы вкладываемые ресурсы давали отдачу в виде результатов детей, то должны каждую минуту думать о том, как нам имеющиеся финансовые ресурсы трансформировать в наш самый главный ресурс – в воспитателя. Других способов роста воспитателя, кроме наказания и поощрения, природа не придумала. При этом такой ресурс, как наказание, очень быстро исчерпывается. Можно наказать раз-другой, а дальше люди привыкают и действие наказания теряется. А вот другой ресурс – поощрение – к счастью, неисчерпаем. К поощрениям люди не привыкают, воспитателю, конечно, и грамота нужна, и похвала, но ему нужна и заработная плата – она не зря так называется и имеет не только финансовую составляющую, но и очень важную нравственную составляющую. Если воспитателю платят мало, то у него, естественно, возникает чувство: раз мало заработал, значит, плохо работал. Если такой вывод еще и не соответствует действительности, это совсем никуда не годится. Мы проанализировали средние заработные платы воспитателей по каждому дошкольному учреждению по каждому округу. Не очень, скажем, радостный факт: рост средней зарплаты воспитателя оказался ниже, чем рост финансирования дошкольных учреждений, условно говоря, рост финансирования составил 22 процента, а зарплата воспитателей увеличилась только на 15 процентов. Я не очень понимал, почему так происходит, а сегодня, послушав выступление Нины Минько, все понял. Я очень уважаю таких людей, как завхозы, но если мы даем завхозу премию в 300 тысяч рублей, а воспитателю – 3 тысячи рублей, то ожидать высокого качества работы воспитателя не совсем честно. У меня была дискуссия с директором Центра образования №548 Ефимом Рачевским, который считает, что высокая зарплата не высокая гарантия качества работы. Но есть еще один авторитет в этом деле – Михаил Юрьевич Лермонтов, который говорил: «Богатство еще не счастье, но все-таки оно ближе к нему, нежели бедность!» Перефразируя двух великих – Рачевского и Лермонтова, я думаю, мы должны себе сказать: высокая, достойная зарплата педагога еще не гарантия качества его работы, но все-таки она ближе к качеству, нежели бедность. Поэтому я очень хочу, чтобы каждый руководитель учреждения, получивший сегодня полномочия (а полномочия – значит и права, и ответственность), все-таки все время задумывался над тем, как вложиться в тот главный ресурс, который у нас есть для получения результатов детей, в воспитателя. Тогда, наверное, естественно, появятся мысли о повышении эффективности работы учреждения, о том, объединяться в учебный комплекс или не объединяться, о том, в какую сторону развиваться, справляться со всем объемом работ своим штатом, вывести на аутсорсинг поваров, дворников, еще кого-то или не выводить. Все это будут саморешения коллектива, возглавляемого руководителем, все это и будет самостоятельность учреждения, за которую мы ратуем.
Комментарии