search
main
0

Не бойтесь перемен. География и спортивное ориентирование

Методическая разработка «География и спортивное ориентирование» предназначена увлеченным учителям географии, пионервожатым школьных лагерей, классным руководителям и организаторам туристских походов, вылазок на природу. Разработка универсальна – ее можно принять и за план урока географии в открытой местности, и за план увлекательного внеклассного события, и даже за проект «Как можно преподавать тему «Топографический план и географическая карта» в 6 классе. В любом случае ее можно рассматривать как материал для внесения изменений в тематические планы уроков и образовательные программы по географии. Возможно, это будет модуль, меняющий представление об уроках географии – изрядно теоритизированных и оторванных от повседневных потребностей, тем более запросов наших тинейджеров.

1.      Предисловие

Как увлечь ученика? Как заинтересовать его предметом, привить  желание самостоятельно добывать знания? Сегодня вокруг ученика мир перенасыщен красками и событиями, его трудно оторвать от экрана телевизора, от компьютерных игр, пустого времяпровождения. Другими словами, как его мотивировать к учебе – довольно тяжелому труду? По-разному, можно даже использовать для этого свои увлечения. Вообще, у учителя должно быть много увлечений, а еще лучше – талантов. Учитель географии с хорошей фантазией может использовать свою коллекцию марок… Что уж говорить об увлечении музыкой, поэзией, журналистикой, спортом?

Все мои увлечения находят прекрасное применение на уроках. К примеру, мы используем стихи для рефлексии, репортажи и интервью – как способы изучения территорий, музыку – в качестве сопровождения рассказов о странах или для проведения физкультпауз. Соединяем  поэзию и географию, журналистику и географию, спорт и географию – получаются невероятно интересные уроки, проекты, события. Они оставляют след в памяти учеников, позволяют им  иначе взглянуть на себя, свои способности, где-то в голове у них включается «функция активации», и… вот оно, чудо – дети САМИ просят  скорее начать урок…

Ниже вы можете прочитать, как увлечение спортивным ориентированием органично соединилось с преподаванием географии.  Любопытный получился опыт, и мы с удовольствием им делимся.

2.      География и спортивное ориентирование – что общего?

География – один из самых увлекательных школьных предметов, позволяющих в подвижной, игровой форме обучать необходимым навыкам, передавать полезные знания. Представители каких профессий не могут обойтись без карты? Водители и логистики, путешественники и туристы, синоптики и летчики, политики и экономисты…  Даже врачи. На карте можно отобразить какое угодно явление, была бы необходимость. Иногда географическая  карта может «соврать», и это доставляет немалое неудобство «читающему». Иногда даже очень правильная, грамотно выполненная и честная карта оказывается беспомощной – если «читатель» не знает, как ею  пользоваться, в чем ее «секреты».

Вряд ли сегодня можно встретить человека, который ни разу в жизни не воспользовался географической картой. Разве только живущий в глухой тайге отшельник. Лучше всех топографические карты, кроме самих топографов, несомненно, читают… спортсмены. Спортсмены-ориентировщики. Их задача – собрать как можно больше КП (контрольных пунктов) за меньшее количество времени, пробегая по местности, которая называется полигоном. Перед стартом судьи непременно проверяют знание границ полигона. Нередки случаи, когда участники теряются, и пока их не найдут, команда не может покинуть место соревнований. Технике безопасности при спортивном ориентировании уделяют не последнее место. На руках спортсмены-ориентировщики имеют топографическую карту местности – их выдают судьи за несколько минут до старта. Ориентировщики мгновенно определяют свое местонахождение, оценивают расположение КП, сторон света, примеряются к расстояниям, «раскладывают» маршрут. У спортсменов-ориентировщиков есть масса секретов в тактике прохождения  дистанции. Знание карты, «чутье» карты иногда оказывается даже важнее выносливости, скорости и других физических данных спортсмена. Начинающим ориентировщикам трудно собрать больше 8 КП на полигоне площадью до 7-10  км2 за 30 минут. Профессионалы собирают все КП (обычно 15-18) за 15-20 минут. 30–40 минут – обычное контрольное время для спортсменов. Превышение времени приводит к штрафным баллам.

Существуют разные положения о проведении соревнования по спортивному ориентированию (см. Приложение, 1). Виды ориентирования:

1. «Заданное направление» (бегом или на лыжах).

Участник должен пройти обозначенные на карте и расположенные на местности контрольные пункты в заданной последовательности – КП-1, затем КП-2 и т.д. Если участник нарушает порядок прохождения КП или пропускает хотя бы один из них, результат ему не засчитывается.

2. «По выбору» (бегом или на лыжах).

Участник должен пройти заданное количество КП в произвольном порядке за максимально короткое время. Количество КП на местности превышает то, что необходимо отыскать, или, как принято говорить у спортсменов-ориентировщиков, «взять» участнику. Посещение одного КП несколько раз засчитывается как взятие лишь одного КП. На туристских соревнованиях по ориентированию на местности, как правило, используется другой вариант: за определенное время взять как можно больше КП, которые могут быть оценены в очках или баллах.

3. Маркированная трасса (обычно на лыжах).

Участник должен пройти дистанцию, маркированную флажками на местности, и нанести на карту местоположение всех КП, установленных на трассе. Определив местоположение КП, участник прокалывает иголкой карту там, где, по его мнению, находится КП. Прокол перечеркивают крестом карандашом определенного цвета, находящимся на следующем КП, а последний КП отмечают на специальном «рубеже» перед финишем.

В карте не обязательно есть легенда (см. Приложение, 6). Чаще легенды КП вывешиваются на доске объявлений за час до соревнования, и участники сами срисовывают их. На бугре ли КП, в микрояме ли, на севере ложбины или на вершине холма – не узнаешь, если не расшифруешь легенду. КП могут «прятаться» где угодно. КП представляют собой бело-красные ромбы, рядом с ними – компостер (у компостеров на каждом КП – свои зубчики). Иногда вместо компостера – цветной карандаш на привязи. Этим карандашом нужно отметить соответствующий квадрат на карте участника. При ночном ориентировании КП подсвечиваются. Иногда добавляются контрольные КП, где стоят судьи. Они проверяют, все ли участники команды (есть и командное ориентирование) дошли до КП, или слабые участники поджидают более сильных, пока они соберут все КП. Такое поведение штрафуется, команду могут снять с дистанции.

Компас и часы – самые нужные приборы при ориентировании. Азимутальный ход нужен в пасмурную погоду, когда по Солнцу трудно определить положение сторон света. Качество компаса – гарантия успеха спортсмена. На знакомой местности, конечно же, обходятся и без него. Лучшие ориентиры – постройки, автотрассы, ЛЭП. Опыт прохождения дистанции при спортивном ориентировании навсегда дает понять, для чего нужно знать условные знаки, определять сторону света, уметь пользоваться компасом и высчитывать расстояние по масштабу, оценивать крутизну склонов по горизонталям. Каждая точка, линия на карте оказывается очень важной – пропустив нужную тропинку или развилку, можно потерять драгоценное время.

Итак, спортивное ориентирование – это не игра «Ищи клад» (когда по цепочке записок ищут спрятанную вещь), а серьезное испытание, позволяющее оценить свои силы, возможности и знание карты. Не это ли нам нужно?

Мы, конечно, не можем применять положения о соревнованиях по спортивному ориентированию без каких-либо корректив. У нас дети, а не спортсмены, у нас не полигон (Марийская тайга, к примеру), а пришкольный участок. Но у нас есть планы пришкольных участков, компасы, 40 минут и… желание поиграть (какой шестиклассник откажется от этого?).  Так что общего у географии и спортивного ориентирования предостаточно. Остается только подготовить  легенды, карты участников, и – вперед!

3.      Пример отдельно взятого урока географии в школьном дворе

Самый простой и интересный вариант проверки знаний по теме «План и карта» – провести спортивное ориентирование. Это не контрольная и не тестирование, где можно попасть «пальцем в небо», а реальная жизненная ситуация. Знаешь карту – выиграешь, не знаешь – проиграешь. А еще поймешь, что нужно заниматься спортом. А еще получишь не только оценку, но и контрольное время, которое в следующий раз сможешь улучшить. Ты соревнуешься со своими слабостями! А учителю легко проследить индивидуальный прогресс каждого.

План урока «Ориентирование на местности»

Место проведения: пришкольный участок.

Время проведения: осень, весна, благоприятная погода (при соответствующей одежде всякая погода хороша, но вспотевшие и запыхавшиеся ребята могут заболеть, и вас за это по голове не погладят).

Методические и другие материалы: план школьного двора (план пришкольного участка) – в любом формате, можно и А4, только тогда не менее трех экземпляров, компасы (минимум 3 шт.), текст инструктажа по технике безопасности, карты регистрации КП (контрольных пунктов), легенда КП, 6 маркеров разного цвета, скотч, часы или секундомер, спортивная форма.

Предварительная подготовка. Учитель отмечает на плане пришкольного двора 6-8 КП. Лучше наносить КП карандашом, чтобы план можно было использовать несколько раз. Затем обходит все КП на местности, и закрепляет там листы А4 скотчем так, чтобы их не сразу можно было найти. Например – на обратной стороне дерева, столба, забора, спортивного сооружения и т.д. Необходимо так расположить КП, чтобы подход к ним не лежал через газон, клумбы, кабели, острые заборы и подобные опасные препятствия. Рядом с листами А4 (на каждом из них – № КП) нужно привязать цветной карандаш.

На закрепление КП уходит много времени, и перемены бывает недостаточно. Я не стесняюсь позвать на помощь старшеклассников, тем более среди них уже есть опытнейшие ориентировщики. Они со знанием дела, со всей серьезностью относятся к этому заданию. Часто обращаюсь за помощью к учителям физической культуры, чтобы они «выделили» судей –  ребят, которые по какой-либо причине освобождены от занятия, но вполне могут помочь в организации соревнования.

Предварительная подготовка касается и учеников. Они одевают удобную обувь и спортивную форму (не забудьте вовремя предупредить о том, что надо принести спортивную форму), проверяют наличие часов, шнуров на компасах, расписываются в листе инструктажа (см. Приложение).

Ход урока

1.      Организационный момент 2-3  минуты. Проверка наличия учеников в классе, подписей на листе инструктажа. Постановка цели урока, разъяснение особенностей урока, совместное соглашение о выставлении оценок. Предложение от учителя: «отлично» выставляется в том случае, если ученик нашел все КП и уложился в контрольное время 20 минут, «хорошо» – не нашел 1-2 КП, но уложился в контрольное время, «удовлетворительно» – не нашел более 3 КП или просрочил контрольное время. «2» – за неспортивное поведение. Ученики могут внести коррективы.

2.       Соревнование 30 минут. Сбор на первом КП. Показ вида КП, способа нанесения КП. Выстраивание в шеренгу. Начало соревнования. Ученики по очереди подходят к учителю, получают регистрационную карту, знакомятся с планом (если план не выдается на руки – отвести время на ознакомление и запоминание расположения КП, не менее 30 секунд). На регистрационной карте фиксируется время старта, ученик бежит по маршруту (лучше – по заданному маршруту, чтобы ребята не обгоняли и не мешали друг другу). Если выдавать регистрационные карты через интервал 20 секунд, на 30 учеников потребуется 10 минут. Последний ученик должен стартовать не позднее чем через 15 минут после звонка. Он должен вернуться за 5-10 минут до звонка. На финише регистрируется время, проверяется правильность регистрации КП, высчитывается чистое время, объявляется оценка. Подсчет результатов, подведение итогов на месте – 5  минут. За 10 минут до звонка необходимо проверить результаты, разрешить спорные моменты.

3.      Рефлексия в классе 2-3 минуты. Объявление лучшего результата, выставление оценок в журнал, беседа о прохождении дистанции, снятие напряжения (достаточно просто присесть).

Комментарии к плану урока

Сложно? Только для тех, кто боится гиперактивности, конфликтных и спорных ситуаций (а их не избежать даже на самых хорошо организованных соревнованиях), мобильности и толерантности. В спорных моментах решение должно приниматься в пользу ученика. Конфликтующие стороны нужно развести решительно и быстро, иначе потеряете драгоценное время. Часто спор возникает по поводу «нечестно» добытых КП. Лучшее средство от такой напасти – наличие команды помощников (освобожденные от урока физкультуры, профессионалы-ориентировщики среди учеников). Они могут выступить в качестве судей и секретарей. Один – на секундомере, другой – на КП, третий – на финише.  Можно организовать целое итоговое мероприятие – с вручением грамот, разбором типичных ошибок на дистанции. Не забудьте похвалить всех, даже тех, кто не нашел КП, хотя такое случается крайне редко.

Можно проводить не личные, а командные соревнования. Тогда легче подсчитывать результаты. Правила те же, только между стартами команд время – не менее 5 минут. По дистанции команда должна бежать вместе, за отставание члена команды более чем на 50 метров можно ввести штрафы. 1 балл  штрафа – снятие 20 секунд из «чистого времени». Штрафы можно вводить и за просроченное время, и за неспортивное поведение.

Требования к плану школьного участка самые серьезные. У него должен быть масштаб, легенда, ориентир на север. Условные знаки должны быть стандартными, выполненными профессионально.  Если вы не выдаете план на руки, можно разрешить ученику возвращаться к первому КП для дополнительного ознакомления. Разрешите использовать зарисовки условных знаков или распечатанные условные знаки. Те, кто их подготовил, станет хорошим спортсменом. Скоро они запомнят условные знаки, и будут знать их лучше вас.

Важный момент: регистрационные карты участников необходимо собрать, проанализировать. На следующем уроке нужно ознакомить детей со «статистикой», можно даже провести сравнения с другими классами. Затем регистрационные карты с подписью и оценкой учителя вклеиваются в рабочую тетрадь по географии. На следующих соревнованиях, при тех же условиях, но с другими КП ученик может улучшить свой результат. Опыт говорит, что именно этот стимул – самый действенный.

Хорошо бы найти время для беседы на местности с детьми (особенно девочками, т.к. мальчики, как правило, быстрее «ухватывают» план и карту), прошедшими дистанцию слабо. Можно перепоручить это «рекордсменам», пусть поделятся «опытом».

Наличие подписей на листе инструктажа выручит вас, если найдутся взрослые, недовольные такой организацией урока. Это может быть и родитель, чей ребенок потерял вещь, или техперсонал – если не использовали сменную обувь, кто угодно. Конечно, можно провести контрольную работу в классе, при идеальном порядке и тишине. Но разве можно променять радость детей от новой формы контроля знаний и умений в виде спортивного ориентирования на свое собственное спокойствие?

То, что приобретено на уроке в радости, при положительно окрашенных эмоциях, во время честного соревнования, всплывает в памяти чаще, и ученику ничего не остается, как… понять  топографический план и географическую карту! Ему еще далеко до «чутья» карты спортсменом-ориентировщиком, но он почувствует свою причастность к этому вида спорта. Появится мотивация. То, что мы хотели.

4.      Пример тематического планирования уроков по географии для 6 классов в блочно-модульной системе, часть «План и карта». (во вложенном файле).

5.  Рассказ о замечательном событии «Туристский слет Гимназии на Варламовке»

Не только на уроке географии, но и вне его наши ученики имеют возможность попробовать себя в спортивном ориентировании, закрепить практические навыки использования карты. Эту возможность предоставляет им традиционное  гимназическое событие, проводимое в первую субботу сентября на Варламовке.

Варламовка – это левый приток Волги. Неширокий, извилистый.  Его берег – излюбленное место туристов-пешеходников. Здесь устраивают соревнования промышленники, педагоги, сотрудники разных компаний. Местность для этого идеальная – южная полоса тайги, пересеченный ландшафт, хорошие перепады высот, есть заболоченные участки. Обычно границей полигона на севере и западе оказывается автодорога, на востоке – река Варламовка, на юге – река Волга. Бугры, ложбины, ЛЭП, множество тропинок. Ровное место для лагеря и бивуаков (см. Приложение, 4).

К туристскому слету гимназия готовится основательно. Участвует вся школа. Каждый класс знакомится с положением о слете, занимается заготовкой провизии, палаток, спальников и т.д., начинает готовиться к конкурсной программе – состязанию кашеваров, туристской песни, представлению команд. Конечно же, самое увлекательное, сложное – прохождение туристских полос препятствий и спортивное ориентирование.

Для того, чтобы организовать спортивное ориентирование для учеников, мы обычно приглашаем наших профессионалов-методистов из Детского дома творчества, где есть турклуб, а еще Александра Шафранова и Сергея Степанова. Это наши выпускники, ныне студенты вузов, совсем недавно выступавшие в качестве участников гимназической команды туристов. Они «ставят» КП, выступают в качестве судей. Организовать соревнования по спортивному ориентированию для 600 учеников – не самое простое дело. От каждого класса на ориентирование приглашается 3-4 человека. В 5-6 классах команды обязательно сопровождаются взрослыми. Здесь уже техника безопасности не ограничивается инструктажем. Учитель ОБЖ,  руководитель  туристского движения гимназии Виктор Вениаминович Павлов знакомит всех участников с правилами соревнования, границами полигона, особенностями местности. Для ознакомления совершается прогулка к 2-3 КП, демонстрирует, как компостируется регистрационная карта участника.

Первые взятые КП запоминаются на всю жизнь. Радость от того, что ты сам нашел КП, не дает  успокоиться. Еще долго ученики обсуждают, где какие ошибки допустили, как нужно было пройти по дистанции, чтобы быть первыми. Результаты выражаются в минутах и секундах. Иногда даже секунда решает, кто войдет в призовую тройку. Масса впечатлений. Замечательный опыт.

6.      Советы  спортсменов-ориентировщиков начинающим

РАБОТА С КОМПАСОМ И КАРТОЙ

Для спортсмена-ориентировщика компас и карта неотделимы друг от друга. Иногда без компаса карта может оказаться совершенно бесполезной. А с компасом в любой момент спортсмен может смело направиться по кратчайшему пути – по азимуту.

При работе с компасом надо быть аккуратным, держать его параллельно земной поверхности. Иначе стрелка будет постоянно «уходить», особенно при передвижении бегом.

Компас позволяет быстро и просто определить по карте нужное направление и двигаться на местности по выбранному азимуту.

Порядок действий:

1. Держи компас в руках, чтобы он был в горизонтальном положении по   отношению   к  земле.

2. Наложи компас на карту. Край платы компаса должен соединить исходную точку (старт),  и конечную  (КП).

3. Поверни карту вместе с компасом так, чтобы положение магнитной стрелки совпало с направлением магнитного меридиана (север-юг).

4. Поверни колбу компаса так, чтобы Север стрелки компаса был в зоне между «рисками» на колбе и показывал 0 градусов.

5. Встань лицом, куда показывает стрелка на плате компаса.

6. Мысленно продли направление вдоль пластины компаса и засеки ориентир на местности, который будет служить первой промежуточной точкой при азимутальном движении к первому КП. Затем от этого ориентира засекается другой и т.д.

ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКА НА СТАРТЕ

Ты первый раз держишь в руках спортивную карту. Но опыт общения с картами есть у всех школьников из уроков географии и даже истории. Самые сложные условные знаки для восприятия – знаки рельефа. Главное – усвоить, как обозначаются возвышающиеся (бугры, холмы, мысы, ребра склонов и т.д.) и отрицательные (ямы, овраги, лощины и т.д.) формы рельефа. Рисовка этих форм рельефа одинаковая: и бугор, и яма обозначаются горизонталью. На понижение, т.е. на яму, указывает бергштрих (черточка на горизонтали, она указывает спуск). Бугор рисуется замкнутой линией, яма такой же линией, только добавляется бергштрих.

Теперь поговорим о старте и о том, как работать на дистанции.

Карту можно читать как книгу, где роль букв выполняют условные знаки. В отличие от книги, карту можно читать с любой стороны, понятия «вниз головой» здесь не существует. Правда, в спортивной карте условных знаков в 3 с лишним раза больше, чем букв. Но выучить их труда не составляет. Тем более знаки сгруппированы по цветам. Рельеф указывается коричневым цветом, искусственные объекты, дорожная система, скалы и камни – черным, гидрография, болота – синим, открытые места (полянки, поля) – желтым, пробегаемость растительности: легкопробегаемый лес рисуется белым цветом, труднопропробегаемый – зеленым, чем труднее пробегать, тем темнее зеленый цвет.

Основное правило при чтении карты – ориентирование ее на местности, то есть северный конец карты должен быть направлен на географический север.

Держать карту надо так, чтобы путь по карте и наш путь по местности по направлению совпадали. Если карта постоянно ориентирована на север, значит мы карту держим правильно.

С этого момента начинается работа по прохождению дистанции. Если даже участник впервые взял карту спортивного ориентирования, многие основные знаки ему уже знакомы из уроков географии. Это обозначения дорог, ручейков, объектов воды, оврагов и крупных склонов.

Красный треугольник указывает точку, где находится старт и стоит участник. Далее необходимо найти КП, который мы должны «взять» первым. Определяем, на каком объекте он стоит, в каком направлении находится. И мы должны двигаться к КП на местности в том же направлении, что и на карте от старта к КП. Теперь на карте мы должны отметить рядом с КП объект, который легко можно найти (ведь сами КП обычно располагаются на мелких объектах). Его называют опорным ориентиром. Далее выстраиваем путь уже к опорному ориентиру. От него берем азимут на КП. Получается такая схема «взятия»  КП:

– определить, на каком объекте находится КП;

– найти опорный ориентир рядом с КП;

– продумать путь движения к опорному ориентиру короткими отрезками от одного промежуточного ориентира до другого. Должны быть выбраны такие ориентиры, которые легко можно найти;

– от опорного ориентира выйти на КП (чаще всего берется азимут).

И, конечно же, все время надо помнить о расстоянии (на карте указан масштаб). Мы все время должны прикидывать, какое расстояние необходимо пробежать на каждом участке.

Не надо забывать и о том, что, какой ориентир  нас должен остановить по пути к КП, дальше чего мы не должны забегать. Часто бывает: участник по азимуту идет в нужном направлении, а КП никак не обнаруживается. По легенде он должен быть в яме до просеки. Участник же давно пересек просеку, а ямы все нет. Так можно пройти десятки километров по взятому азимуту, а КП не найти. Ведь он остался за просекой.

Поэтому перед тем, как начать движение к следующему КП, к опорному ориентиру, сразу надо поставить себе ограничитель: дальше какого объекта нет смысла двигаться. Если четких останавливающих ориентиров нет, то в роли тормоза должно сработать расстояние. КП стоит в 100 м от последнего опорного ориентира. Надо на глаз, подсчитав пары шагов или другим способом определить это расстояние. И с той точки, где по подсчетам расстояние составило 100 м, а КП еще не обнаружилось, необходимо начать поиски КП, двигаясь спиралью вокруг этой точки. Если последний опорный ориентир был определен правильно, КП обязательно обнаружится. Еще один важный момент. Обязательно надо посмотреть на номер КП. Ведь соревнования проводятся для разных возрастов и групп, и, естественно, в лесу стоят КП не только вашей группы. Если вы обнаружили чужой КП и даже успели отметить его в карточке, вам все равно придется искать свой КП. А отметку правильного КП сделать уже в резервной клетке. Ведь взятие «чужих» КП не засчитывается.

Попробуем на примере рассмотреть, как мы должны рассуждать и действовать на дистанции.

Для примера выбрана несложная дистанция. Пройти ее под силу даже новичку, если он будет правильно рассуждать и сохранит присутствие духа.

ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКА НА ДИСТАНЦИИ

Попробуем пройти эту дистанцию вместе. Мы стоим на старте, только что получили карту. Сразу находим красный треугольник, который указывает на старт, на то место, где сейчас находимся. Ориентируем карту на север, оглядываемся, сверяем местность и карту. Вот дорога, которая идет с востока на запад. Разворачиваемся лицом к первому КП. Это генеральное направление нашего движения. Теперь начинаем рассуждать. (Для того, чтобы  удобнее было рассматривать путь к первому КП, дается увеличенный фрагмент карты).

Вспоминаем схему взятия КП:

– определить, на каком объекте находится КП.  В карточке указано, что первый КП находится в верхней части лощины. Его номер –  КП 31,

– найти опорный ориентир рядом с КП. В данном случае для нас, новичков, «железный» ориентир – пересечение сухой канавы с просекой. Скорее всего, знак «сухой канавы» новичку еще не знаком. На карте он видит линию из коричневых точек. Он не знает, что это такое. Но когда придет на объект – поймет, что линия из коричневых точек обозначает канаву,

– продумать путь движения к опорному ориентиру короткими отрезками от одного промежуточного ориентира до другого. Отрезки пути раскладываем в обратном порядке от опорного ориентира к месту старта: пересечение просечки с сухой канавой; большая поляна, которая восточным краем выходит на канаву; сухая канава; старт. Ограничитель – вторая просека после поляны.

– от опорного ориентира выйти на КП.

Весь путь к КП мы рассчитали. Теперь наша задача – выполнить намеченный план. Берем азимут на КП и идем, забирая правее. Наша задача – выйти на сухую канаву севернее нужной нам поляны, чтобы не проскочить ее. Затем по сухой канаве бежим до поляны. По  карте  мы  видим, что на канаве есть еще одна полянка. Но спутать их невозможно. У необходимой нам поляны – резко очерченные границы, и ее восточная граница проходит строго по канаве. Примерно с середины восточной границы поляны уходит на восток тропинка. После того, как добежали до поляны, начинаем отсчитывать просеки с правой (западной) стороны от нас. Вторая просека наша. Вот мы и добежали до опорного ориентира. Осталось только выйти на КП. Мы поворачиваем на запад на просеку, и по ней двигаемся до лощины. Пересекаем небольшой овражек, мысок, а за ним – нужная нам лощинка. Конечно же, КП на месте. Проверяем номер – КП 31, тот, который нам нужен. Первая часть пути пройдена.

Теперь перед нами задача – взять второй КП. Смотрим на карту. В кружок, обозначающий КП, попадает зеленый крестик на краю поляны. В карточке участника сказано, что КП находится около корча с северной стороны. Его номер – КП 42.  Сразу для себя отмечаем, что мы не должны заходить дальше основной просеки восточно-западного направления.  Схема рассуждения повторяется:

– КП стоит с северной стороны корчи;

– опорный ориентир – поляна, с краю которого находится корч;

– отсчитываем просеки, двигаясь по азимуту. Поляна находится на шестой.

Как  и  к первому КП,  вариантов движения несколько. Самый прямой и быстрый – по азимуту, по пути отсчитывая просеки. Тот, кто очень плохо выполняет этот прием, может выйти на первую просеку, пройти по ней до пересечения с поперечной просекой. Затем по просеке, которая идет с востока на запад, идти в западном направлении, по пути отсчитывая просеки. Только надо учесть, что к этой просеке  примыкают  три полянки: две крупные, а  между ними  маленькая. Наша полянка самая дальняя, находится за небольшой лощинкой. Так что, расстояние, подсчет просек, местоположение однозначно поможет нам определить нужную поляну. В северо-восточном углу поляны ищем корч, с северной  стороны которого находится КП. Проверяем его номер. Наш – КП 42.

Тот, кто идет по азимуту и ведет счет просекам, пожалуй, должен будет во время движения слегка забирать левее. Существует опасность при уходе направо проскочить мимо некоторых просек, так как их северный конец не упирается в поперечную просеку. Тогда может выйти ошибка при подсчете просек. Ничего страшного не случится, если отклонимся слишком далеко налево. Мы окажемся на основной просеке, имеющей  восточно-западное направление. Продолжим движение уже по ней до поляны. А поиск КП с поляны мы обговаривали выше.

Схема рассуждений по взятию третьего КП та же. В карточке уточняем легенду. КП стоит в верхней части пологой  лощины. Номер – КП 38.

– КП находится в верхней части лощины;

– опорный ориентир – граница оврага на просеке с западной стороны лощины;

– 1) «железный» вариант движения к КП – пересечение просек у большой поляны (третья просека по пути движения от второго КП);  выход на основную (восточно-западную просеку);

– 2) вариант для более уверенных участников – движение по азимуту, отсчитывая просеки. Поиск КП должен начаться после третьей просеки. Но здесь надо учитывать, что овраг надо пересекать наискосок. Возможна ошибка при подсчете просек. Потому велика вероятность попадания в другую лощину, которая находится западнее. Конфигурация этих лощин, конечно, разная. Но у нас ведь речь идет о новичках, которым еще трудно сопоставить изображение на карте с объектом на местности.

Ограничитель – южный край оврага. Поднялись из оврага, нашу лощину ищем вдоль склона, дальше оврага не уходим.

Начинаем движение по первому «железному» варианту. Со второго КП по краю поляны направляемся на юг, выходим на квартальную просеку и бежим в восточном направлении, отсчитывая просеки. Нам нужна третья просека. Перебегаем неглубокую лощину. Добегаем до большой поляны с левой стороны от дороги. Как раз в этом месте нашу дорогу пересекает нужная нам третья просека. Мы по ней направляемся на юг. По пути пересекаем овраг и по его краю поворачиваем налево, на восток. В лощине – наш  КП 38.

Вот так и двигаемся по дистанции, повторяя схему рассуждений по каждому КП. Главное – не паниковать, не бросаться сломя голову за кем бы то ни было. Ведь, в конечном свете, мы все умеем ориентироваться: в комнате, на улице, в городе. Если перед вами лежит правильно сориентированная  схема школьного двора с условными обозначениями объектов, вы без труда определите, в какой точке двора вы находитесь, каким знаком обозначен каждый объект и в каком направлении к нему надо двигаться. На карте просто не просматриваются дальние  объекты. А в каком направлении они лежат, определяем по карте.

Теперь попробуйте самостоятельно продумать путь движения к остальным КП на дистанции. Если вы теоретически научитесь выстраивать свой путь от объекта к объекту, от КП к КП, вы научитесь ориентироваться. Удачи вам!

7.      Послесловие

Вот и собрано вместе то, что касается географии и спортивного ориентирования. В приложении вы в первую очередь видите Положение о соревнованиях. Для примера мы взяли первую информацию, легко открывшуюся в Интернете. Таких положений много, они не засекречены. Практически все положения  включают пункты: «Общее положение», «Место и сроки проведения», «Организаторы мероприятия», «Требования к участникам  и условия допуска», «Программа мероприятия», «Условия подведения и итогов», «Награждение», «Подача заявок на участие», «Обеспечение безопасности участников и зрителей» и др. Никаких сложностей при создании собственных положений не должно возникнуть.

В  приложении вы так же найдете примерную «Карту регистрации участника», условные знаки, наиболее часто встречающиеся на картах спортивного ориентирования. Нужна хорошая память, чтобы их запомнить. Перед соревнованиями нужно обязательно пробежаться по ним взглядом.

Две карты Варламовки приведены в приложении для того, чтобы вы сравнили, как могут отличаться наглядно условные знаки на картах разных масштабов. Карты нелегко читать даже учителям географии, ориентировщикам, не то, что ученикам. Хотя, среди них встречаются настоящие таланты – знатоки карты.

Большинство выпускников уходят из школы в полной дезориентации: они не отличают плана от карты, не умеют рассчитывать расстояния и определять направления, находить координаты и определять высоты. Им неведом спортивный интерес и жажда рекордов. Во взрослой жизни их будут обманывать лживые экономические и политические  карты, ими смогут манипулировать. Оставить это на «авось», понадеявшись на то, что им встретятся хорошие ямщики или GPRS, или все же попытаться изменить свои учебные образовательные программы?  Внесем  изменения в уроки географии?

Если да, то мы рады сотрудничеству с вами. Мы – гимназия №5 города Чебоксары, начинающие туристы, спортсмены, ориентировщики, географы.

Рекомендуемая литература

Р.В. Хораськина, В.В.Павлов Первые шаги ориентирования. Методическое пособие, Чебоксары: типография МОУ «Гимназия № 5», 2008. -24 стр.

Надежда Лихошерст, учитель географии гимназии №5 города Чебоксары, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

Фото из архива автора

Во вложенном файле – Приложение и Пример тематического планирования уроков по географии для 6 классов в блочно-модульной системе, часть «План и карта».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте