В 2006 году на площадке «Методической кухни» «Учительской газеты» открылись Заочные курсы повышения квалификации для всех наших читателей, которые хотели лучше понять, что такие педагогические технологии. Лекторами «курсов» стали преподаватели кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования. Обязательными компонентами каждого выпуска рубрики «Педагогические технологии» были: входное и выходное тестирование, теоретическая часть, практические примеры, словарь, историческое введение. У многих наших авторов с тех пор изменились должности. Ушла из жизни заведующая кафедрой ООТ МИОО, наш блестящий автор Людмила Борисовна Прокофьева… В остальном Заочные курсы повышения квалификации практически не устарели и по-прежнему являются ценным материалом для педагогов. Предлагаем вашему вниманию часть первую Занятия 9.
Перед вами бумага, на которой вскоре должен появиться текст. А где-то внутри – страх, который живет в каждом. Страх чистого листа, наказание всех пишущих. Но победить его вполне в ваших силах. Мы покажем и научим вас, как это сделать (авторы упражнений указаны в скобках). Приглашаем в мастер-класс приемов инвентаризации.
Советы великих.
«Вам, конечно, хочется как можно скорее узнать от меня все тайны творчества. Не знаю, в состоянии ли я вам в этом помочь. Однако запомните следующее. Во-первых – и это самое главное, – нужно преодолеть в себе отвращение к листу чистой бумаги, которое испытывает почти каждый настоящий писатель, и писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать – как ходить на службу… или в гимназию».
Иван Бунин – Валентину Катаеву
Упражнение 1. Прием «Свободное письмо» (Питер Элбоу)
Не знаете, с чего начать? Не волнуйтесь! Скажите себе: «Я хочу написать о…», и назовите тему. Вокруг так много интересного! Вы можете писать о погоде, природе, друзьях, любимой собаке или кошке, о вчерашнем футбольном матче или о новом фильме. Тема в сущности не важна. Начинайте писать сразу и не останавливайтесь хотя бы 5, а лучше 10 или даже 15 минут. И можете не переживать о качестве написанного: в этом упражнении главное – сам процесс письма. Никаких условий и никаких условностей!
Постарайтесь не останавливаться, не перечитывать написанное, не заботьтесь о стройности сюжета или о том, что в процессе написания изменилась тема. Просто пишите! Питер Элбоу называет это «private writing», то есть писание не для других, а для себя, чтобы потом самостоятельно оценить собственные слова и мысли. Действительно, пока мы пишем, самопроизвольно возникают какие-то идеи, и на бумаге появляются совершенно неожиданные фразы.
Один из вариантов свободного письма – медитативное письмо. Просто включите музыку и пишите о том, что вам навевает мелодия. Впоследствии из «потока сознания» можно выбрать мысли по теме и на их основе составить черновик.
«Жорж Санд ежедневно писала до одиннадцати часов вечера, и если в половине одиннадцатого она заканчивала роман, то тут же брала чистый лист бумаги и начинала новый. Писала свои романы, словно штопала чулки… Дисциплина труда вырабатывается постепенно и окончательно закрепляется в период зрелости писателя, когда он успевает убедиться, что шедевры возникают не по милости счастливого случая, а благодаря терпению и упорству. Каждое выдающееся произведение литературы замыкает собой длинную цепь преодоленных трудностей. Но что же, однако, делать, если в назначенный для творчества час не приходит ни одна мысль, если нет ни сил, ни желания работать? «Сидеть», – отвечает Метерлинк, и он неизменно отсиживал за письменным столом свои три утренних часа, пусть даже не делая ничего, только покуривая трубку. «А я, – мог бы про себя сказать Теофиль Готье, – сажусь, беру лист чистой бумаги и набрасываю на нее первую фразу. Во фразах моих я уверен: каждая из них, как кошка, упадет на все четыре лапы, а вслед за первой пойдут и другие».
Ян Парандовский «Алхимия слова»
Придумать начало для многих и есть самое сложное. Можно решить эту проблему двумя способами: либо не задумываться о первой фразе и сразу начать писать с того момента, который не вызывает затруднений, тогда логика текста сама подскажет, с чего начинать; либо научиться технологично конструировать зачины.
«Иногда первая фраза просто хороша сама по себе и долго живет в памяти писателя невостребованной: ее не к чему приспособить. Постепенно звучание ее расширяется, она обрастает дополнительным смыслом, возникает паутина ассоциаций, из которых постепенно прорисовывается контур рассказа, созвучного этой фразе. В такой ситуации первую фразу можно уподобить паровозу, вытягивающему из темного тоннеля поезд рассказа. (Подобный вариант создания рассказа родствен рождению стихов, методу поэтическому, эмоционально-ассоциативному, когда один оборот, одна строка вызывает за собой к жизни последующие строфы)».
М. Веллер «Технология рассказа»
Упражнение 2. Елочка (Г.С. Альтшуллер (псевдоним – Г.Альтов) и П. Амнуэль)
Для работы нужен напарник, который будет следить за временем (или часы с таймером, звуком, отмечающие запланированные отрезки). Продолжительность упражнения – не более пяти минут. Слева примерно посредине листа запишите слово-тему – существительное в именительном падеже. В течение первого промежутка времени (оптимально 30-40 секунд, главное – не дольше минуты) запишите в столбик правее темы столько слов-ассоциаций, сколько успеете. Ассоциации отражают взаимные связи между объектами и событиями, но если эти связи начать логически обосновывать, они потеряют спонтанность и непосредственность. Когда времени на обдумывание не хватает, сознание не успевает, и включается подсознание, выдавая порой весьма причудливые и фантастические сочетания.
По сигналу выбирайте одно слово в столбике и выписывайте ассоциации уже к нему. По следующему сигналу снова выбирайте слово, на этот раз из второй колонки, и выписывайте третий столбик ассоциаций. Повторять слова нельзя! К концу упражнения у вас должна получиться горизонтальная «елочка», примерно такая (cм. Схему 1 во вложенном файле).
С набором этих слов можно приступать к следующему заданию.
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»
А. Ахматова
Упражнение 3. Бином фантазии (Джанни Родари)
Из слов «елочки» составьте произвольные пары. Например: «письмо – чтение», «почтальон – волшебство», «известие – желание», «интернет – грамотность».
Придумайте и запишите максимально возможное количество вариантов их сочетаний: «интернет и грамотность», «интернет-грамотность», «грамотность интернета», «интернет грамотности», «интернет против грамотности», «грамотность против интернета», «грамотность за интернет», «интернет за грамотность», «грамотность для интернета», «интернет для грамотности», «грамотность из интернета», «грамотность в интернете», «о грамотности в интернете», «грамотность как интернет», «интернет как грамотность», «грамотность по интернету», «грамотностью по интернету», «интернетом по грамотности», «интернетом и грамотностью», «интернет – грамотности», «грамотность – интернету», «об интернете с грамотностью», «из интернета с грамотностью», «от грамотности до интернета», «ни интернета, ни грамотности» и т. п. Попробуйте эти словосочетания «на вкус». Произнесите их вслух. Некоторые явно вызовут в памяти аналогичные примеры: «огнем и мечом», «из России с любовью», «автопробегом по бездорожью», «лучшее – детям», «полцарства за коня», «чужой против хищника». Вы можете воспользоваться этими аналогиями, а можете их избегать. Представьте, что заключено в получившихся словосочетаниях, что это может быть, как такое возможно?
Расширьте бинарные словосочетания до распространенных предложений, отвечая на уточняющие вопросы. В паре «интернет и грамотность» понятия сопоставимы, логически связаны, противопоставлены, взаимно исключают друг друга? Можно ли получить грамотность из интернета? Нужна ли грамотность для интернета? Встречается ли в интернете грамотность?
Посмотрите, да у вас уже есть целый ворох зачинов!
«Глагол – энергия речи. Употребляйте поменьше прилагательных, побольше глаголов. Хотя, в общем-то, это личное дело каждого».
С. Снегов
Упражнение 4. Глаголом жги!
Продолжим работу с составленной фразой «Встречается ли в интернете грамотность?». Для придания тексту динамики попробуйте подобрать ряд глаголов, описывающих процессы, происходившие в прошлом, происходящие в настоящем и возможные в будущем. Нельзя повторять слова и использовать инфинитивы. Каждому времени уделите 1-2 минуты. Выпишите цепочку глаголов:
прошедшее: появился – удивил – пробовали – воспользовались – превратились;
настоящее: применяют – получается – становится – снижается – пугает – интересует;
будущее: вырастет – приведет – обеспечит – усилится – станет.
Подбирая глаголы, вы можете почувствовать скрытую логику, ее подскажет вам ваше подсознание. Составьте и запишите предложения с подобранными словами. Их можно выбирать в произвольном порядке, дополняя глаголами в повелительном наклонении или в неопределенной форме (что проще) или строго придерживаться последовательности (это сложнее). Можно воспользоваться одним из заголовков, составленных в предыдущем упражнении.
Тексты могут получиться самыми разными.
«Азы интернет-грамотности
Вас интересует, как слова превратились в смайлики? Тогда у вас появился шанс стать интернет-грамотным человеком. Первый смайл (от англ. smile – улыбка) удивил пользователей сети ФИДО много лет назад. Последовательностями 🙂 и 🙁 воспользовались завсегдатаи чатов, чтобы передавать свое настроение. Как? А вы пробовали смотреть на строку, наклонив голову? Попробуйте! Непонятная последовательность знаков препинания становится рожицей, улыбающейся или хмурящейся в зависимости от того, какая скобка (закрывающая или открывающая) станет в конце строки после двоеточия. Сочетание »:-( пугает, а из комбинации :-* получается поцелуй. Зачем их применяют? В интернете с каждым днем все заметнее снижается интерес к текстам без смайликов. Усилится ли эмоциональность интернет-общения, если количество смайликов вырастет многократно, или это приведет к обратному эффекту – вопрос времени, но в любом случае смайлик как явление культуры уже невозможно отрицать. И у вас есть шанс заслужить всемирную известность – сочините новый смайлик, и он обеспечит вам признание и почет».
«Исчезнет ли грамотность в интернете?
Интернет появился в нашей жизни исподволь, незаметно. И удивил. Те, кто пробовали эту новинку, воспользовались раз-другой и… превратились в ее рабов. Компьютеры сегодня применяют все шире: на работе, в быту, на отдыхе. Без интернета – как без рук! Не получается ли, что человек становится заложником машины? Катастрофически снижается грамотность, порождая в сети «афтарофф» с «преведом». Одних учителей перспектива «криатифных» текстов пугает, других, напротив, интересует. Каким вырастет поколение наших детей? К чему приведет повальное увлечение нарочито искаженной речью? Мы надеемся, что рационально спланированная и реализуемая образовательная политика обеспечит устойчивое повышение уровня грамотности. Разумеется, влияние интернета в будущем только усилится, но он никогда не станет единственным фактором, формирующим грамотность».
Дополнительное упражнение для тех, кто не вполне понял слова «аффтар», «превед» и «криатифф».
Произнесите выделенные слова. Прислушайтесь к их звучанию. Запишите в соответствии с правилами (должно получиться: «автор», «привет», «креатив»). Сделайте фонетический разбор этих слов. Сравните транскрипцию с интернет-сленгом. Сделайте вывод о его сходстве с фонетическим письмом, активно обсуждаемым специалистами-филологами в рамках дискуссии о реформе русской письменности :-).
Текст, рожденный в творческих муках предыдущих упражнений, еще рано представлять читателям. Это всего лишь черновик, с которым предстоит много работать, прежде чем он приобретет стройность и завершенность. Но для этого существуют другие приемы.
Елена Зачесова, преподаватель и методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Комментарии