search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Не бойся творчества! Конструируй жизнь

Привнести универсальные принципы инженерной культуры в систему общешкольных ценностей и добиться, чтобы дети вне зависимости от того, в каком профиле они учатся и какую специальность планируют выбрать, овладели ими – такую непростую задачу поставили перед собою в школе №2086.

В​хождение в проект Департамента образования по развитию инженерных классов в московских школах стало логичным продолжением работы, которая началась в нашей школе несколькими годами ранее.Толчком для ее начала стало понимание того, что помимо традиционного физико-математического профиля нашим детям необходимо образовательное направление, в котором они могли бы получить представление о том, как можно применить знания математики, физики, информатики на практике и с их помощью воплотить в жизнь новые технические проекты в самых разных отраслях. Начать формирование этого нового направления мы решили с введения в школе курса робототехники, которая оптимально сочетает целый ряд уникальных возможностей, позволяя ребенку одновременно использовать и творческий и интеллектуальный потенциал, и фантазию и знания. Причем знания нужны самые разнообразные: математика помогает делать расчеты, физика – учитывать законы, определяющие принципы действия механизма.Востребовано при создании роботов и программирование. Причем здесь оно осуществляется не в идеальной компьютерной среде, а в приложении к реальному устройству, которое испытывает влияние окружающей среды. Есть у робототехники и еще одно важное преимущество. В отличие от традиционных предметных курсов она способна увлечь тех ребят, для которых учеба пока не стала абсолютным жизненным приоритетом, и мотивировать их к получению знаний, ценных в первую очередь в силу своей «полезности» для технического творчества. На первом этапе мы ввели занятия по робототехнике в обязательную программу первой половины дня для двух классов средней школы – 5-го и 6-го «А». Все остальные ученики получили возможность посещать кружки по робототехническому направлению. У московских школьников огромные возможности для самых разных творческих занятий, и, понимая это, мы постарались организовать наши занятия по робототехнике как можно увлекательнее. Уже в первый год большинство ребят активно включились в соревновательную деятельность и различные активности: Всероссийский робототехнический фестиваль «Робофест», Открытый турнир Политехнического музея, Международный турнир «Роботы» и другие. А мы, наблюдая за ними, начали формировать свое представление о том, какую образовательную траекторию предложить им к тому моменту, когда они вплотную подойдут к выбору профиля. И еще мы… стали готовить им смену, разрабатывая различные форматы ознакомления с инженерными знаниями в начальной школе. В скором времени там появились кружок лего-конструирования и специальный курс для начальных классов «Школа тайн и открытий».Этот курс, который школа ведет в рамках федеральной экспериментальной площадки ФИРО вместе с тремя десятками московских и региональных школ, имеет целью не просто знакомить детей с окружающим миром. Дети уже с первых уроков в первом классе активно взаимодействуют с этим миром, осваивают элементы метеорологических и астрономических наблюдений, делают простейшие приборы и модели, ведут летопись своих занятий, наблюдают за развитием растений, насекомых, птиц и домашних питомцев, а также за собственным развитием. Покидая начальную школу, каждый из ребят имеет свой опыт самостоятельной исследовательской и конструкторской деятельности – индивидуальной и коллективной.В основной школе этот опыт дополняется двухлетним курсом «Основы естественно-научных исследований» (авторский курс Е.И.Африной), где в игровой форме дети знакомятся с основными этапами научной работы. Они учатся видеть и выделять задачи, строить гипотезы, планировать эксперименты, изготавливать необходимые для этого приборы, проводить измерения и фиксировать наблюдения, обрабатывать результаты и представлять их на ученических научных конференциях. Проходя этот курс, ребята имеют возможность убедиться на собственном опыте, что каждое исследование содержит элементы проектирования, а каждый проект содержит этап исследования. Таким образом, к концу шестого года обучения все учащиеся школы практически знакомы с двумя важнейшими составляющими деятельности инженера, поэтому к тому моменту, когда проект по внедрению инженерного обучения в школах вышел на общегородской уровень, наша школа смогла влиться в него с готовыми наработками и конкретным планом дальнейших действий. У нас были все предпосылки для того, чтобы инженерный класс стал органичной частью школы: дети со сформированным интересом к инженерной деятельности, педагоги, готовые дать им знания по необходимым для этой деятельности дисциплинам, и понимание того, в каком именно направлении мы хотели бы развивать инженерное образование в нашей школе. Проект Департамента образования дал нам отличные возможности для продолжения работы и позволил завязать очень важные партнерские связи. В отличие от традиционных физико-математических профилей, уделяющих большое внимание освоению аналитического аппарата, инженерное образование невозможно без вовлечения детей в практическую сферу и проектную деятельность. Ведь инженер – это прежде всего тот, кто умеет воплощать свои знания в работающие материальные объекты, способные развить материальную культуру общества. Инженеру необходимо не только изучать и исследовать, но и создавать что-то полезное людям.Сотрудничество школы с вузами, ставшими партнерами программы «Инженерный класс в московской школе», раздвинуло горизонты. Мы очень благодарны нашим партнерам из МАМИ и МФТИ за их конструктивный подход к нашей общей работе и ту нацеленность на общий результат, которую мы неизменно ощущаем в процессе совместной деятельности. Поскольку наша школа расположена довольно далеко от МАМИ, детям было сложно выезжать на спецкурсы в университет. Поэтому совместно с коллегами из вуза мы проработали такие формы сотрудничества, которые были бы удобны для всех. И результат не заставил себя ждать.Несомненно, важнейшим результатом взаимодействия с вузами – партнерами программы «Инженерный класс в московской школе» стало то, что дети вживую увидели, чем именно занимаются студенты инженерных вузов, лично познакомились с самими студентами, их преподавателями и специалистами, работающими над инженерными проектами в различных областях. В свою очередь в вузах поняли, что именно интересно ребятам, какие активности и какие темы могут их мотивировать. На основе обобщения опыта, полученного в первый год сотрудничества, на встрече наших педагогов и специалистов МАМИ, прошедшей накануне нового учебного года, была выработана единая концепция дальнейшей работы. Она началась с серии мастер-классов, которые вузы-партнеры провели для наших учеников 8-9-х классов и на которых каждый из ребят смог более точно определить свои интересы.Так, одной из самых востребованных тем стала космическая инженерия. Еще в прошлом году несколько команд от нашей школы приняли участие в турнире «Орбита», посвященном космической инженерии. И мастер-класс по этому направлению, который проводил в нашей школе космический инженер Александр Шаенко, безусловно, не мог не вызвать интерес у ребят. Заинтересовал их и мастер-класс, проведенный специалистами из МФТИ и посвященный вопросам прикладной кибернетики и нейропрограммирования. Но несомненным лидером оказалось транспортное направление, предложенное Московским политехом (бывший МАМИ). Теперь по всем этим направлениям у нас введены дополнительные спецкурсы.Есть у нашей школы еще одна идея – привнести универсальные принципы инженерной культуры в систему общешкольных ценностей. Основная цель этой работы – подготовить выпускников, способных изменять мир к лучшему, используя при этом универсальные навыки, которые могут быть востребованы в самых разных сферах – от конструирования технических устройств до социального предпринимательства.Самостоятельность, инициативность, инновационность, результативность, ответственность, исполнительность, тщательность, аккуратность – эти ценности могут быть отнесены к практической деятельности во всех сферах – от литературного творчества до медицины. К основанному на этих ценностях подходу к жизни дети приобщаются, когда приобретают личный опыт разработки и выполнения проектов, во время которого раскрываются и развиваются такие личностные качества и компетенции, как критическое мышление, коммуникативность, сотрудничество, презентативность, убедительность, творческое воображение, предприимчивость, аналитические и информационные способности и другие, которые принято относить к универсалиям XXI века.Время привнесло в нашу систему координат новые вводные: конкурентная экономика, рыночный успех, экономическая эффективность. Но тем интереснее задача, которая перед нами сегодня стоит! И мы надеемся, что новый учебный год станет важным шагом на пути ее решения.Елена ОРЛОВА, директор школы №2086

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте