Привнести универсальные принципы инженерной культуры в систему общешкольных ценностей и добиться, чтобы дети вне зависимости от того, в каком профиле они учатся и какую специальность планируют выбрать, овладели ими – такую непростую задачу поставили перед собою в школе №2086.
Вхождение в проект Департамента образования по развитию инженерных классов в московских школах стало логичным продолжением работы, которая началась в нашей школе несколькими годами ранее.Толчком для ее начала стало понимание того, что помимо традиционного физико-математического профиля нашим детям необходимо образовательное направление, в котором они могли бы получить представление о том, как можно применить знания математики, физики, информатики на практике и с их помощью воплотить в жизнь новые технические проекты в самых разных отраслях. Начать формирование этого нового направления мы решили с введения в школе курса робототехники, которая оптимально сочетает целый ряд уникальных возможностей, позволяя ребенку одновременно использовать и творческий и интеллектуальный потенциал, и фантазию и знания. Причем знания нужны самые разнообразные: математика помогает делать расчеты, физика – учитывать законы, определяющие принципы действия механизма.Востребовано при создании роботов и программирование. Причем здесь оно осуществляется не в идеальной компьютерной среде, а в приложении к реальному устройству, которое испытывает влияние окружающей среды. Есть у робототехники и еще одно важное преимущество. В отличие от традиционных предметных курсов она способна увлечь тех ребят, для которых учеба пока не стала абсолютным жизненным приоритетом, и мотивировать их к получению знаний, ценных в первую очередь в силу своей «полезности» для технического творчества. На первом этапе мы ввели занятия по робототехнике в обязательную программу первой половины дня для двух классов средней школы – 5-го и 6-го «А». Все остальные ученики получили возможность посещать кружки по робототехническому направлению. У московских школьников огромные возможности для самых разных творческих занятий, и, понимая это, мы постарались организовать наши занятия по робототехнике как можно увлекательнее. Уже в первый год большинство ребят активно включились в соревновательную деятельность и различные активности: Всероссийский робототехнический фестиваль «Робофест», Открытый турнир Политехнического музея, Международный турнир «Роботы» и другие. А мы, наблюдая за ними, начали формировать свое представление о том, какую образовательную траекторию предложить им к тому моменту, когда они вплотную подойдут к выбору профиля. И еще мы… стали готовить им смену, разрабатывая различные форматы ознакомления с инженерными знаниями в начальной школе. В скором времени там появились кружок лего-конструирования и специальный курс для начальных классов «Школа тайн и открытий».Этот курс, который школа ведет в рамках федеральной экспериментальной площадки ФИРО вместе с тремя десятками московских и региональных школ, имеет целью не просто знакомить детей с окружающим миром. Дети уже с первых уроков в первом классе активно взаимодействуют с этим миром, осваивают элементы метеорологических и астрономических наблюдений, делают простейшие приборы и модели, ведут летопись своих занятий, наблюдают за развитием растений, насекомых, птиц и домашних питомцев, а также за собственным развитием. Покидая начальную школу, каждый из ребят имеет свой опыт самостоятельной исследовательской и конструкторской деятельности – индивидуальной и коллективной.В основной школе этот опыт дополняется двухлетним курсом «Основы естественно-научных исследований» (авторский курс Е.И.Африной), где в игровой форме дети знакомятся с основными этапами научной работы. Они учатся видеть и выделять задачи, строить гипотезы, планировать эксперименты, изготавливать необходимые для этого приборы, проводить измерения и фиксировать наблюдения, обрабатывать результаты и представлять их на ученических научных конференциях. Проходя этот курс, ребята имеют возможность убедиться на собственном опыте, что каждое исследование содержит элементы проектирования, а каждый проект содержит этап исследования. Таким образом, к концу шестого года обучения все учащиеся школы практически знакомы с двумя важнейшими составляющими деятельности инженера, поэтому к тому моменту, когда проект по внедрению инженерного обучения в школах вышел на общегородской уровень, наша школа смогла влиться в него с готовыми наработками и конкретным планом дальнейших действий. У нас были все предпосылки для того, чтобы инженерный класс стал органичной частью школы: дети со сформированным интересом к инженерной деятельности, педагоги, готовые дать им знания по необходимым для этой деятельности дисциплинам, и понимание того, в каком именно направлении мы хотели бы развивать инженерное образование в нашей школе. Проект Департамента образования дал нам отличные возможности для продолжения работы и позволил завязать очень важные партнерские связи. В отличие от традиционных физико-математических профилей, уделяющих большое внимание освоению аналитического аппарата, инженерное образование невозможно без вовлечения детей в практическую сферу и проектную деятельность. Ведь инженер – это прежде всего тот, кто умеет воплощать свои знания в работающие материальные объекты, способные развить материальную культуру общества. Инженеру необходимо не только изучать и исследовать, но и создавать что-то полезное людям.Сотрудничество школы с вузами, ставшими партнерами программы «Инженерный класс в московской школе», раздвинуло горизонты. Мы очень благодарны нашим партнерам из МАМИ и МФТИ за их конструктивный подход к нашей общей работе и ту нацеленность на общий результат, которую мы неизменно ощущаем в процессе совместной деятельности. Поскольку наша школа расположена довольно далеко от МАМИ, детям было сложно выезжать на спецкурсы в университет. Поэтому совместно с коллегами из вуза мы проработали такие формы сотрудничества, которые были бы удобны для всех. И результат не заставил себя ждать.Несомненно, важнейшим результатом взаимодействия с вузами – партнерами программы «Инженерный класс в московской школе» стало то, что дети вживую увидели, чем именно занимаются студенты инженерных вузов, лично познакомились с самими студентами, их преподавателями и специалистами, работающими над инженерными проектами в различных областях. В свою очередь в вузах поняли, что именно интересно ребятам, какие активности и какие темы могут их мотивировать. На основе обобщения опыта, полученного в первый год сотрудничества, на встрече наших педагогов и специалистов МАМИ, прошедшей накануне нового учебного года, была выработана единая концепция дальнейшей работы. Она началась с серии мастер-классов, которые вузы-партнеры провели для наших учеников 8-9-х классов и на которых каждый из ребят смог более точно определить свои интересы.Так, одной из самых востребованных тем стала космическая инженерия. Еще в прошлом году несколько команд от нашей школы приняли участие в турнире «Орбита», посвященном космической инженерии. И мастер-класс по этому направлению, который проводил в нашей школе космический инженер Александр Шаенко, безусловно, не мог не вызвать интерес у ребят. Заинтересовал их и мастер-класс, проведенный специалистами из МФТИ и посвященный вопросам прикладной кибернетики и нейропрограммирования. Но несомненным лидером оказалось транспортное направление, предложенное Московским политехом (бывший МАМИ). Теперь по всем этим направлениям у нас введены дополнительные спецкурсы.Есть у нашей школы еще одна идея – привнести универсальные принципы инженерной культуры в систему общешкольных ценностей. Основная цель этой работы – подготовить выпускников, способных изменять мир к лучшему, используя при этом универсальные навыки, которые могут быть востребованы в самых разных сферах – от конструирования технических устройств до социального предпринимательства.Самостоятельность, инициативность, инновационность, результативность, ответственность, исполнительность, тщательность, аккуратность – эти ценности могут быть отнесены к практической деятельности во всех сферах – от литературного творчества до медицины. К основанному на этих ценностях подходу к жизни дети приобщаются, когда приобретают личный опыт разработки и выполнения проектов, во время которого раскрываются и развиваются такие личностные качества и компетенции, как критическое мышление, коммуникативность, сотрудничество, презентативность, убедительность, творческое воображение, предприимчивость, аналитические и информационные способности и другие, которые принято относить к универсалиям XXI века.Время привнесло в нашу систему координат новые вводные: конкурентная экономика, рыночный успех, экономическая эффективность. Но тем интереснее задача, которая перед нами сегодня стоит! И мы надеемся, что новый учебный год станет важным шагом на пути ее решения.Елена ОРЛОВА, директор школы №2086
Комментарии