Наталия ДЕМЬЯНОВА, старший воспитатель: – Ни для кого не секрет, что в Москве ощущается нехватка мест в детских садах, поэтому Правительство Москвы и Департамент образования начали вводить новые формы дошкольного образования, позволяющие оказывать психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей дома. Одной из таких форм стали консультативные пункты при детских садах. Открыт такой пункт и на базе Центра развития – детского сада №2366 чуть более 2 лет назад.
Первой проблемой, с которой мы столкнулись, стало привлечение родителей и детей в пункт. Для этого мы использовали различные ресурсы информирования. В детской поликлинике и на молочной кухне оставили буклеты, привлекали детских педиатров, размещали объявления на информационных стендах управы и в газете. Так родители узнали о нас. Сегодня в консультативном пункте работают старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог и старшая медсестра.
Родители записываются на консультацию по телефону, сообщая, какая проблема их волнует, и определяя наиболее удобное для них время посещения. Исходя из заявленной тематики, мы привлекаем к работе специалистов, которые владеют необходимой информацией. Прием родителей осуществляется по предварительно составленному графику, примерное время одной консультации составляет от 30 до 60 минут. Консультирование родителей проводит один или несколько специалистов одновременно в зависимости от сути проблемы, после этого мы оказываем родителям содействие при выборе образовательного маршрута ребенка в учреждения образования Зеленограда.
За непродолжительную практику общения с родителями мы выявили наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью. Так, к основным проблемам можно отнести:
Невозможность посещения ребенком дошкольного учреждения в силу специфического заболевания. Эта проблема связана прежде всего с необходимостью комплексной помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребенка.
Смягчение адаптационного периода у будущих воспитанников детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки.
Соответствие психофизического развития ребенка возрастным нормативам. Особенности развития детей преддошкольного и дошкольного возраста также актуальны для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребенка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной.
Готовность ребенка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего школьного возраста и связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребенка.
Большой популярностью у детей и взрослых пользуется специалист консультативного пункта – педагог-психолог. Его работа с детьми организуется в форме игровых технологий, при этом широко используются тренинги, дискуссии, совместные занятия детей и родителей, в которых формируются диадные отношения родитель – ребенок. Такая работа помогает лучшему пониманию своего ребенка и позволяет безболезненно воспринимать результаты диагностик, рекомендаций, помогает отрабатывать практические навыки взаимодействия с детьми. Важным аспектом является комплексность, которая дает возможность осуществлять основную задачу.
Новой формой работой в консультативном пункте в этом учебном году стало сопровождение семьи и ребенка в течение длительного времени. Это позволяет всесторонне развить способности малыша и решить ряд проблем с воспитанием ребенка. В течение курса планируем вести дневничок с записями об успехах ребенка.
В планах на перспективу мы рассматриваем решение следующих проблем:
Обеспечить родителей необходимой информацией по вопросам воспитания и развития на печатных или электронных носителях.
Повысить информированность родителей через разные формы взаимодействия в дошкольном учреждении: сообщения на родительских собраниях, информирование о новых формах дошкольного образования в каждом детском саду.
Расширить взаимодействие с родителями через сеть «Интернет».
Кадры решают все
В консультативном пункте, который открыт на базе Центра развития – детского сада №2366, работают высококлассные специалисты, хорошо знающие свое дело и любящие свою работу. Один из них – учитель-логопед Лариса Савчук. Лариса Александровна работает в системе дошкольного образования с 1982 года, в должности логопеда – с 1997 года. Савчук квалифицированный, грамотный специалист, который постоянно находится в творческом поиске, проявляя активность и инициативу, строя свою деятельность в соответствии с современными требованиями педагогики, учитывая личностно ориентированный подход к каждому ребенку. Лариса Александровна требовательна к себе, постоянно повышает свой профессиональный уровень. Она член Совета логопедов Зеленограда, включена в состав городской МПК, входит в состав жюри окружного конкурса. Учитель года в номинации «Коррекционная педагогика», Лариса Савчук еще и член клуба «Московский дефектолог» при МИОО.
Лариса САВЧУК, учитель-логопед:
– К нам в логопедический кабинет приходят на консультацию молодые мамы с просьбой проверить, правильно ли формируется речь ребенка. Обращаются и опытные родители, у которых были речевые проблемы со старшими детьми.
Наиболее часто взрослые задают такие вопросы:
«Почему моему ребенку 2 года, а он совсем не говорит?»;
«Почему ребенок говорит много, но очень непонятно?»;
«Что делать: ребенок начинает заикаться?»;
«Что делать, если ребенок говорит на «своем языке», понятном ему одному?»;
«Почему у моего ребенка во рту что-то «булькает?».
Задача логопеда – провести квалификационную консультацию, дать рекомендации по тому или иному вопросу. Темы консультаций по профилактике речевых нарушений разнообразны:
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить Причины нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Правильно ли говорит ваш ребенок?
Диагностика речевой подготовки детей к обучению в школе.
Опыт показывает, что причиной отставания детей в развитии речи может быть не только патология, но и ошибки родителей, неправильно общающихся со своими детьми. Одни мало разговаривают с малышом, другие перенасыщают ребенка информацией, не учитывая возрастные нормы.
Такие советы мы даем родителям по профилактике речевых нарушений в дошкольном возрасте:
Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл.
Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произнесения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.
Нельзя искажать слова, подражать «детскому» произношению, сюсюкать.
Нельзя обозначать окружающие предметы или действия звукоподражаниями (машина – «би-би», кукла – «ля-ля»).
Не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово.
Попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете, только потом объясните «как звучит» или «как говорит».
Главный совет взрослым – следите за собственной речью. Она должна быть четкой и выразительной, так как речь детей формируется по подражанию.
Родители благодарны
Мой сын попал на занятия к Ларисе Александровне в феврале 2008 года с диагнозом ФФНР (не произносил согласные звуки практически всех фонетических групп). Мальчик испытывал трудности общения со сверстниками и взрослыми, был замкнутым и застенчивым ребенком с массой мышечных зажимов. В течение трех месяцев Ларисе Александровне удалось поставить мальчику практически все звуки, расширить словарь ребенка, развить моторику, а главное, вселить в ребенка веру в себя, в свои силы и доверие к людям. У Андрюши повысились самооценка и уровень притязаний. Он стал открытым, подвижным, жизнерадостным ребенком. Фантастический результат! Лариса Александровна нашла подход к маленькому «буке», замотивировала на работу так, что ежедневно мой сын выполнял домашние задания. Лариса Александровна точно находила «зону ближайшего развития» Андрея, использовала богатый арсенал средств и методов коррекции: артикуляционную гимнастику, массаж языка и рук, упражнения на развитие моторики, фонетики, грамматики, мышления, памяти, внимания. Каждое занятие превращалось в праздник, наполненный интересными заданиями, смехом и позитивным настроем. Лариса Александровна предлагала ребенку разнообразный, всегда новый, яркий и неожиданный материал. Расширились кругозор и круг интересов моего сына: космос, география, человеческое тело, времена года, природа, быт. После завершения серии занятий Андрей твердил, что снова пойдет к Ларисе Александровне.
Людмила ЗОЛОТОВА, мама Андрея Золотова (5,5 лет)
Хочу выразить сердечную благодарность замечательному педагогу ГОУ ЦРР – д/с №2366 Савчук Ларисе Александровне. Она является одним из самых опытных специалистов в своей профессии. Это открытый, душевный, чуткий и тактичный человек. Восхищают самоотдача, терпение и целеустремленность. Каждому ребенку Лариса Александровна не только передает свои знания, но и отдает частичку своей души. Дети это чувствуют, поэтому всегда с большим нетерпением ждут занятий в логопедическом кабинете. Оптимизм и жизнерадостность Ларисы Александровны передаются и ее воспитанникам. Поэтому встреча с ней – это всегда праздник. А как результат – грамотные, всесторонне развитые дети, умеющие думать и высказывать свои мысли.
Лариса Александровна является настоящим педагогом и примером для всех нас.
Светлана ЛЮБИМОВА, мама Алеши Любимова (6 лет)
Комментарии