search
main
0

Назад в будущее. Увидеть способности каждого

«Здоровайтесь, здоровайтесь!» – громким свистящим шепотом советует друзьям самый ответственный, 6‑летний Илья. Будущие первоклассники пришли на экскурсию в среднюю школу имени Г.П.Яковенко.

Любинская средняя школа №2 совсем недавно обрела имя своего первого директора – Григория Петровича Яковенко. Герой-фронтовик, награжденный боевыми орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, именно он вместе со своими учениками в рекордно короткий срок в 1966 году построил самую современную школу в районе: 963 места, просторные кабинеты, спортивный зал, столовая, мастерские. Здесь учились до 1200 школьников со всего района – было два интерната. Директор знал не только каждого ученика по имени, но и его семью. Каждый вечер делал обход территории с фонарем, если хулиганы по первости и захаживали в школу, то им это быстро надоело. Бывший военный считал, что главное в человеке – гражданское достоинство. За двадцать лет педагогической деятельности и качественный ввод средней школы в 1967 году Г.П.Яковенко наградили орденом Ленина.О первом директоре в школе обязательно рассказывают гостям. Впрочем, малыши не совсем и гости, скорее соседи. Два года назад первый этаж школа отдала под подготовительные группы детского сада. Такое соседство неожиданно оказалось очень полезным. Воспитатели стали полноправными членами педагогического коллектива, так же как и малыши – детского. Преемственность теперь не просто слово: и взрослые, и дети частенько проводят мероприятия вместе, а главное – лучше понимают работу и требования друг друга. На экскурсии малыши с любопытством посмотрели учебные кабинеты, побывали в школьной библиотеке, в медицинском кабинете, в комнате психологической разгрузки, в компьютерном классе, побегали по спортивному залу, заглянули в актовый зал.- Преемственность образования теперь видна отчетливее, – считает директор СОШ №2 Наталья Алексеевна Плющева. – И я уже понимаю, что это мои дети и педагоги, мероприятия уже проводим вместе. Огромное здание почти на тысячу мест, собиравшее детей со всех окрестных деревень, в наше время оказалось не столь востребованным – рождаемость снизилась, сельчане разъезжаются… Сейчас в школе кроме сотни детсадовцев 430 учеников. Но места им теперь нужно больше. Мы превратились в обычную школу.Именно в этой обычности и заключается необычность: в обычной школе в 2009 году вместе с общеобразовательными классами открыты коррекционные, в которых учатся 55 детей с отклонениями в здоровье. Прежде их дорога была только в интернат VIII вида, поскольку отклонения в основном заключаются в нарушении интеллекта, даунизме, олигофрении, остальные болезни уже сопутствующие. Треть педагогов из 48 работают и на эти классы, и на общеобразовательные, школа для всех одна.- Потребность, к сожалению, растет, – рассказывает Наталья Алексеевна. – Причем дети из разных семей, далеко не всегда неблагополучных. Это связано и с тем, что сельчане стали больше брать ребят под опеку – таких семей в районе 25. Причем и с нарушениями здоровья берут активно, прежде, помню, шарахались. Это большая общая работа. В райцентре даже учредили праздник «Семья – начало всех начал», чтобы повышать престиж приемных семей: их история в районе началась не так давно, с 2006 года.На каждого ребенка в пяти коррекционных классах приходится по одному-два учителя. Программа, конечно, у ребят сильно отличается, облегченная, как говорят педагоги. Точнее, социально ориентированная – направленная не на углубленное изучение наук, а на трудовое обучение: у девочек – рукоделие, для чего в школе есть швейные машинки, у мальчиков – столярное дело в мастерских, где они учатся делать нужные для села вещи – лопаты, табуретки, скворечники. Но общего много и на уроках, и после уроков, и на перемене. Недавно, к примеру, состоялась защита проектов, это делает каждый школьник в течение года. Ребята представляют и творческие, и продукционные, и научно-исследовательские проекты. А уж темы бывают самыми необычными. Кто-то представляет проект пришкольного участка, кто-то проводит исторические исследования, кто-то сажает цветы, изучая плодородность почв. Кирилл Васнев собрал материал про любинцев-«афганцев», а Майя Драчева поведала о самом древнем городе России – Керчи. Проекты разные, но разницы между детьми из общеобразовательных и адаптивных классов нет.- Дети разные, – рассказывает Татьяна Валиева, куратор коррекционного отделения. – Кто-то тихий, его надо расшевелить, кто-то, наоборот, гиперактивный, надо постоянно быть рядом. Умудряемся. Мальчиков больше, чаще страдает именно сильный пол. Очень понимающие родители – и задания выполняют, и советуются, и звонят регулярно. Поначалу было по-разному, конечно, особенно когда открылись, собрав ребят из разных классов. И дисциплину нарушали, и уроки делать не хотели. Стало ясно, что если ребенок досидел до пятого класса в обычной школе, ничего не понимая, да и не нужен был там никому особенно, то просидел он пять лет за партой совершенно зря. Смотрели на учителя примерно с одинаковым выражением: «А чего тебе надо-то от нас?» Год потребовался, чтобы хоть как-то выровнялись по поведению. Сейчас это получается, потому что они начинают заниматься гораздо раньше даже первого класса, в районе работает Центр ранней помощи. Тогда у меня было ощущение, что родители просто опустили руки: что толку учить? А сейчас мы вместе. И с родителями, и с ребятишками. На переменках быть вместе получается не слишком – коррекционные классы занимают отдельное крыло, но во всех внеклассных мероприятиях ребята участвуют дружно. Вообще даже их друзья из общеобразовательных классов часто говорят, что наши ученики умеют дружить. Добрые они, отзывчивые…Правда, вот гаджетами дети из коррекционных классов почти не пользуются. И это неожиданно пошло на пользу не только им, стало больше живого общения, как считает директор. Благо в школе масса кружков, где могут заниматься все желающие: и резьба, и шитье, и искусство.- Наших ребят из коррекционных классов ждут в омском училище №49, с которым мы сотрудничаем довольно плотно, – рассказывает Татьяна. – Широкий спектр специальностей для них там представлен: швея, плодоовощевод, облицовщик, плотник, автослесарь… Конечно, с трудоустройством проблема. Но так ведь с ним проблема и у людей с высшим образованием… Но они не унывают! Недавно были на концерте в центре социальной помощи «Добродея». Выступал молодой человек без рук, и ребятишки чуть было не расплакались хором, так было его им жалко, так захотелось помочь. Мальчишек и девчонок с отогретыми сердцами в районе становится больше. Все-таки что ни говори, а милосердие побеждает.- Мы заметили, что дети часто ссорились просто из-за того, что не умели общаться, – объясняет директор. – Случайно толкнул, сказал не то – вот уже и агрессия. А ведь просто их надо учить этому…Конечно, работы хватает и социальному педагогу, и психологу. Но есть и более практические вещи – работа над социальным проектом «Я – гражданин». Недавно команда средней школы имени Г.П.Яковенко выступила на муниципальном этапе конкурса с одноименным названием, представив совместный школьный проект «Назад в будущее, или Дорогу настольным играм», где рассказала о разработанных и произведенных самими ребятами спортивных логических настольных играх. Два восьмых класса, к примеру, создали проект «Шахматы», впрочем, скорее напольный: своими руками смастерили фигуры ладей, коней, королев в половину собственного роста. Эти игры позволяют проводить досуг на переменах гораздо более увлекательно, чем в спорах и ссорах.Впрочем, сплоченность детского коллектива – это еще и результат сплоченности взрослого. По сельским меркам он довольно молод – в среднем около 40 лет. Причем время тут идет вспять – школа продолжает молодеть благодаря новеньким, охотно в нее идущим.- Наверное, нужно просто увидеть способности каждого, услышать их, – делится секретами привлечения молодежи директор. – Вот пришла к нам преподавать географию учительница Мария Игоревна Клеймуш. Причем не в 2012 году, сразу после Омского государственного педагогического университета, а через год – пробовала себя в других сферах. Из педагогической династии, выпускница соседней школы и там была «звездочкой», и тут стало понятно, что умеет сплотить, зажечь. Назначила ее заместителем директора по воспитательной работе и не ошиблась. А теперь она еще и замуж вышла за такого же молодого учителя физкультуры. Закрепили кадры, можно сказать! Система наставничества у нас действует, по зарплате не обижаем, конечно, приходится много работать, но и получается вполне прилично для села – немногим меньше 30 тысяч, если считать вместе со льготами. И, кстати, немногим меньше, чем получают возрастные педагоги. Мы стараемся так отрегулировать зарплату стимулирующими выплатами, чтобы поощрялись люди за желание и умение работать, а не просто за возраст… Хорошая молодежь. Может быть, мало их, зато те, кто надо. Как правило, из династий. И знаете, мы не чувствуем, что престиж профессии педагога падает, как об этом пишут в газетах. Может быть, потому что мы его не роняем?Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте