search
main
0

Назад, в будущее? Модернизация образования и экономия на учителе – вещи несовместимые

В последнее время у нас в стране стало модно говорить о модернизациях и инновациях. Каждый, кто использует эти слова, вкладывает в них свой смысл. Но общая суть от этого не меняется. Модернизация означает некоторое обновление, но обязательно в рамках прежней модели развития. Когда УЛУЧШАЮТ ТО, ЧТО ЕСТЬ. А внедрение инноваций – это когда ПОЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО. Давайте посмотрим, что улучшилось и что появилось нового в конкретной сельской школе Алтайского края.

В Шумилихинской средней школе Ребрихинского района работают 28 человек (16 учителей, 13 сотрудников младшего обслуживающего персонала), обучаются 65 детей. Школа малокомплектная, поэтому и педагоги, и ученики испытали на себе все тяготы перехода на нормативно-подушевое финансирование. А в чем они виноваты? Оказывается, в том, что живут, работают и учатся в сельской местности, в том, что число школьников сократилось почти вдвое и продолжает сокращаться.

Перевод на нормативно-подушевое финансирование связал размер отпускаемых каждому учебному заведению бюджетных средств, а значит, и учительских зарплат, с числом обучающихся в нем детей. Поэтому единственный шанс выжить малокомплектной школе – экономить на всем.

С введением НСОТ фонд оплаты труда в Шумилихинской школе значительно уменьшился. Сумма стимулирующих выплат составила 11550 рублей. Пусть подскажут умные министерские головы, как эти деньги разделить на 16 учителей!

Экономия началась с «оптимизации» штата – с сокращений. Первыми «оптимизировались» технические работники – уборщицы и дворник. Затем очередь дошла до учителей, сократили ставки завучей и лаборантов. Но и это не привело к росту заработной платы.

Произошло сокращение учебного плана и слияние классов не только в начальном, но и в старшем звене. Сегодня на уроках литературы, истории, немецкого языка, физкультуры и труда одновременно занимаются учащиеся 5-6-х, 8-9-х, 10-11-х классов. Вот и приходится учителю к одному уроку готовить сразу два плана, выдавать два разных по уровню материала, а получать за двойную нагрузку копейки.

«Вполне возможно, что такое преподавание в скором времени скажется на качестве знаний учеников, – говорит председатель профорганизации Алла Иванова. – Со всех трибун слышим: России нужны новые школы, новые формы работы, образованная молодежь. Но в педагогических коллективах складывается мнение, что грамотные дети России не нужны. Нормативно-подушевое финансирование уничтожает небольшую школу. На выделяемые средства невозможно содержать здание и организовать полноценный учебный процесс. Неужели на нас надо поставить крест?!

Почему решение проблем малокомплектной школы видится только в ее закрытии и подвозе детей в райцентровскую школу? О каком здоровье может идти речь, когда ребенок возвращается из школы с головной болью, уставший, голодный. Почему голодный? Ученики начальных классов, чтобы вернуться домой, два-три часа ждут старшеклассников. Попадают они домой во второй половине дня. Полноценный обед многим родителям не по карману, а выделяемых средств (3,5 рубля из краевого бюджета и 20 копеек из местного) хватает только на булочку с чаем.

В зимнюю непогоду дети не могут добраться до школы. Собственной техники, чтобы расчистить дорогу, в селе нет, а районное ДРСУ находится далеко – за 40 километров. Вот и приходится ребятишкам ждать хорошей погоды».

Каково это учиться далеко от дома, Алла Ивановна знает не понаслышке. Среднее образование получала в соседнем селе, приходилось уезжать из родных мест, жить в интернате. Но ведь училась она тридцать лет назад!

«Вроде бы сегодня должны жить лучше, а на деле происходит все наоборот, – сетует она. – Раньше в маленьких селах открывались школы, давали молодым специалистам жилье, развивалось сельское хозяйство. Жизнь кипела! А сейчас школы закрывают, работы нет, молодежь бежит из родных мест – и правильно делает! Не дай бог моим детям повторить мою судьбу».

Учителя, чтобы не остаться без работы и не потерять льготы по коммунальным, стали «делиться» друг с другом учебными часами – работать на неполную ставку.

«В нашей школе даже учитель от Бога достойную заработную плату никогда не получит, – говорит Алла Иванова. – Судите сами. Учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж – 23 года, имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», подготовил призеров районных и краевых олимпиад, а получает за 400 баллов из фонда стимулирующих доплат 1700 рублей. Заработная плата при 19 часах учебной нагрузки по НСОТ стала на 2,5 тысячи меньше, чем по ЕТС».

Подобная ситуация сложилась и с остальными педагогами. Вот и приходится сельскому учителю надеяться только на себя. У кого есть силы, «добивают» свое здоровье на личном подворье, которое в последнее время становится все менее прибыльным.

«А потом до третьих петухов готовимся к занятиям и дополнительным мероприятиям, – продолжает Алла Ивановна. – На сон остается не больше шести часов, зато рабочий день растягивается на 12 часов. Нет возможности поправить здоровье или просто куда-то съездить отдохнуть.

…Как-то в новостях президент сказал, что на содержание домов престарелых можно найти средства, например, урезать затраты на дорогостоящие проекты, не закупать дорогие автомобили представительского класса, пересмотреть затраты управляющих аппаратов. Почему же экономят на учителях?»

«Модернизация образования начинается со школы», – уверенно высказался в послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев. Он заявил: для того чтобы в стране произошли серьезные положительные изменения, «начинать надо с самого начала – с воспитания новой личности уже в школе», с изменения требований к качеству образования.

Изменение требований к качеству образования будет полезным только в том случае, если оно повлечет за собой изменение оценки труда учителя, обеспечивающего эти новые требования. А пока этого не происходит. Профессия педагога по-прежнему остается «в хвосте». Мы требуем от тебя, учитель, нового качества работы. Но мы не хотим тратиться на тебя и платить тебе больше. Вот позиция государства.

Интересно, после окончания президентских полномочий не хотел бы господин Медведев пойти работать в школу? В «нашу новую школу»? А что? Зарплата вполне приличная – тысяч десять, если «вывернетесь наизнанку», может быть, пятнадцать получите. Соглашайтесь, Дмитрий Анатольевич!

Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте