Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Новый подход

Навыки XXI века

Формирование функциональной грамотности с использованием социокультурного пространства города в рамках проекта «Учебный день в музее»
УГ - Москва, №22 от 1 июня 2021. Читать номер
Автор:

«Да здравствует самообразование во всех областях!» – отметил в своих мемуарах Корней Иванович Чуковский. Писатель мог говорить так с полным правом: он самостоятельно, лишь с помощью усердия и трудолюбия, овладел десятком профессий. Чуковский был литературоведом, критиком, переводчиком, языковедом, специалистом по детской психологии. Все эти знания позволили ему стать выдающимся ученым-просветителем, получить степень доктора филологических наук на родине и почетного доктора литературы в Оксфорде. Используя современные категории, можно с уверенностью сказать, что Корней Чуковский был функционально развитой личностью.

Сегодня, как никогда, велик запрос на многофункциональных грамотных специалистов. Известно, что Россия в рейтинге PISA занимает 30‑37‑е места из 74, и этого недостаточно для научно-технологического прорыва.

Оставим дискуссию о том, является ли функциональная грамотность минимально необходимым, то есть базовым, уровнем образования. Очевидно главное: по результатам международных исследований именно этот показатель стал важнейшим для оценки качества образования, а также одним из требований к образовательным результатам ФГОС.

Используя практики международных исследований, 6 мая 2019 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (приказ №590) и Министерство просвещения Российской Федерации (приказ №219) утвердили Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях. Основная цель инновационного проекта Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности» – это повышение качества и конкурентоспособности российского образования. Одна из важнейших задач на данном этапе – разработка на основе системно-деятельностного подхода комплекса заданий для обучающихся 5‑9‑х классов. Предполагается, что практико-ориентированные задания будут способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом пере­ориентации системы образования на новые результаты, связанные с навыками XXI века, такими как критическое мышление, аналитические способности, коммуникативность и системное мышление, работа в команде, адаптивность, сотрудничество, предприимчивость и проектирование.

Требование развивать навыки высокого порядка уже стало частью образовательных стандартов. Но сегодня главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде, – способы развития и оценки мягких навыков (soft skills) у школьников. Чтобы стать успешными в будущем, сегодня ребята должны научиться ориентироваться в широком информационном поле, оценивать нужную информацию, распознавать эмоции других людей. По статистике, современные работодатели выдвигают высокие требования к эмоциональному интеллекту сотрудников, их умению взаимодействовать с людьми. Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление – эти 4К-компетенции необходимо формировать у школьников в первую очередь. Развитие таких навыков требует комплексного подхода, который важно гармонично встроить в учебный процесс. В первую очередь необходимо учитывать основные затруднения в выполнении заданий мониторинга формирования функциональной грамотности, такие как:

– сложности в понимании сюжетной ситуации и переводе ее на язык предметной области, нахождении способа решения;
– затруднения в работе с информацией, представленной в форме рисунка, таблицы, диаграммы, графика, справки;
– трудности в работе с величинами и единицами измерений, со статистическими данными;
– неумение интерпретировать результат с учетом предлагаемых обстоятельств;
– непроявление самостоятельности на основе учебного и жизненного опыта.

На сегодняшний день в мировой практике образования функциональная грамотность – это прежде всего культурная норма. Она позволяет эффективно решать те задачи, которые ставит перед человеком жизнь.

В исследовании PISA выделены содержательные области функциональной грамотности, позволяющие наиболее эффективно применять предметные знания и связывать их с разными научными областями, формировать социальные и мыслительные навыки:

– читательская грамотность;
– математическая грамотность;
– естественно-научная грамотность;
– финансовая грамотность;
– глобальные компетенции;
– креативное мышление.

Например, сформированные навыки читательской грамотности (способность понимать и использовать тексты, размышлять о них) позволяют человеку читать, для того чтобы достигать своих целей, расширять возможности, участвовать в социальной жизни. А применение знаний по финансовой грамотности (финансовые термины, финансовые риски) способствует закреплению математических навыков, мотивации, уверенности, которые необходимы для принятия эффективных решений в разнообразных ситуациях и улучшения финансового благополучия человека.

Функциональная грамотность

Перенос из одних й в другие       Социальные навыки областе

Анализ показывает, что под функциональной грамотностью понимают прикладное знание, применение которого возникает по мере необходимости.

Можно обратиться еще к одному определению функциональной грамотности, что это использование приобретенных знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или заданий, он должен логично и системно встраиваться в учебную программу в качестве обязательной составляющей.
Началом этого процесса или его продолжением может стать участие в городском межведомственном проекте «Учебный день в музее», оператором которого является Городской методический центр Департамента образования и науки г. Москвы.

Междисциплинарные уроки, направленные на достижение образовательных результатов, связаны с формированием навыков XXI века. Учебные дни в экспозициях музеев, выставочных залов, парков и заповедников мотивируют школьников к самостоятельной работе и помогают формировать метапредметные навыки. Социокультурное пространство города выступает многофункциональной образовательной площадкой для реализации самых разнообразных задач.

Основой образовательной деятельности в экспозиции музея является самостоятельная работа обучающихся с рабочими листами и практическими кейсами. Коммуникативные навыки формируются из умения ребят ставить вопросы, правильно оценивать объекты и экспонаты, работать в группах. Поэтому экспозиционное пространство на время проведения учебного дня превращается в познавательную площадку практико-ориентированной деятельности с реальными условиями и возможностями формирования функционально грамотной личности.

Например, в расписании учебного дня 10‑го класса в Государственном музее обороны Москвы представлен урок «Экономика СССР в первый период Великой Отечественной войны». Школьникам предстоит научиться ориентироваться в музейной экспозиции, исследовать события и процессы, происходившие на финансово-экономическом фронте Великой Отечественной войны в 1941‑1942 гг., дать им оценку, а также рассмотреть отдельные вопросы экономической теории. Система заданий связана с формированием навыков финансовой грамотности.

Уроки математики в музеях-заповедниках «Коломенское» и «Царицыно» предлагают применить имеющиеся знания в области геометрии и алгебры при работе с историческими зданиями и макетами построек, что помогает формировать математическую грамотность.

Развитие функциональной грамотности требует комплексного подхода, который важно встроить в учебный процесс. На уроке экономики в Музее магистрального транспорта газа «Голубое топливо»: история и перспективы» для 10‑11‑х классов обучающиеся отрабатывают практические навыки финансовой грамотности. Школьники исследуют требования к рациональному использованию газа, составляют рекомендации по выбору материалов для отопления загородного дома.

На уроке-квесте «Математика среди картин Ильи Глазунова» для 10‑го класса обучающихся ждет встреча с творчеством известного русского художника. Применяя математические знания, полученные в школе, они самостоятельно исследуют особенности конструктивных и декоративных элементов здания Галереи Ильи Глазунова.

Пространство города позволяет показать, как учебные дисциплины связаны между собой, как знание одного предмета помогает в изучении других. Важна роль учителя в организации процесса формирования функциональной грамотности обучающихся.

Освоение им способов организации уроков в социокультурном пространстве города, его умение проектировать актуальные задачи на уроках дают обучающимся возможность проявлять и совершенствовать аналитические навыки, читательские компетенции, учиться работать в команде, находить наиболее рациональные решения вопросов.

Светлана КАРПИНЧИК, методист ГМЦ ДОНМ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt