search
Топ 10
Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя Как влияют баллы ЕГЭ на получение золотой медали в 2022 году Гости из космоса: японские ученые показали фото и видео с изображением НЛО Где найти главный продукт для сердца, и что будет, если его употреблять ежедневно Бывшая балерина рассказала, как сделать ноги стройными, не изнуряя себя тяжелыми тренировками В Якутске чудом удалось спасти ребенка, который выпал из окна 12 этажа Жить в эпоху перемен: в Минобрнауки предложили запретить менять образовательные стандарты Дополнительные баллы при поступлении в вуз: за что и сколько можно получить Холестерин, болезни сердца и сосудов: врач рассказала, какой продукт может причинить вред Муж в аренду: женщина придумала, как заработать на супруге, и написала объявление в соцсетях Какие вузы принимают с низкими баллами ЕГЭ В одном из лицеев Красноярска выпускной бал превратился в помолвку Ей было бы 50 – сегодня день рождения Саманты Смит, девочки, написавшей генсеку ЦК КПСС Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования Путин объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника Учителя и медсестры на 40% работают дольше положенного по трудовому договору времени Спикер Госдумы предложил проводить аттестацию учителей только на базе ведущих вузов Женщина, которой на днях исполнится 108 лет, рассказала, какой продукт помог прожить так долго

Навыки XXI века

Формирование функциональной грамотности с использованием социокультурного пространства города в рамках проекта «Учебный день в музее»

«Да здравствует самообразование во всех областях!» – отметил в своих мемуарах Корней Иванович Чуковский. Писатель мог говорить так с полным правом: он самостоятельно, лишь с помощью усердия и трудолюбия, овладел десятком профессий. Чуковский был литературоведом, критиком, переводчиком, языковедом, специалистом по детской психологии. Все эти знания позволили ему стать выдающимся ученым-просветителем, получить степень доктора филологических наук на родине и почетного доктора литературы в Оксфорде. Используя современные категории, можно с уверенностью сказать, что Корней Чуковский был функционально развитой личностью.

Сегодня, как никогда, велик запрос на многофункциональных грамотных специалистов. Известно, что Россия в рейтинге PISA занимает 30‑37‑е места из 74, и этого недостаточно для научно-технологического прорыва.

Оставим дискуссию о том, является ли функциональная грамотность минимально необходимым, то есть базовым, уровнем образования. Очевидно главное: по результатам международных исследований именно этот показатель стал важнейшим для оценки качества образования, а также одним из требований к образовательным результатам ФГОС.

Используя практики международных исследований, 6 мая 2019 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (приказ №590) и Министерство просвещения Российской Федерации (приказ №219) утвердили Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях. Основная цель инновационного проекта Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности» – это повышение качества и конкурентоспособности российского образования. Одна из важнейших задач на данном этапе – разработка на основе системно-деятельностного подхода комплекса заданий для обучающихся 5‑9‑х классов. Предполагается, что практико-ориентированные задания будут способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом пере­ориентации системы образования на новые результаты, связанные с навыками XXI века, такими как критическое мышление, аналитические способности, коммуникативность и системное мышление, работа в команде, адаптивность, сотрудничество, предприимчивость и проектирование.

Требование развивать навыки высокого порядка уже стало частью образовательных стандартов. Но сегодня главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде, – способы развития и оценки мягких навыков (soft skills) у школьников. Чтобы стать успешными в будущем, сегодня ребята должны научиться ориентироваться в широком информационном поле, оценивать нужную информацию, распознавать эмоции других людей. По статистике, современные работодатели выдвигают высокие требования к эмоциональному интеллекту сотрудников, их умению взаимодействовать с людьми. Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление – эти 4К-компетенции необходимо формировать у школьников в первую очередь. Развитие таких навыков требует комплексного подхода, который важно гармонично встроить в учебный процесс. В первую очередь необходимо учитывать основные затруднения в выполнении заданий мониторинга формирования функциональной грамотности, такие как:

– сложности в понимании сюжетной ситуации и переводе ее на язык предметной области, нахождении способа решения;
– затруднения в работе с информацией, представленной в форме рисунка, таблицы, диаграммы, графика, справки;
– трудности в работе с величинами и единицами измерений, со статистическими данными;
– неумение интерпретировать результат с учетом предлагаемых обстоятельств;
– непроявление самостоятельности на основе учебного и жизненного опыта.

На сегодняшний день в мировой практике образования функциональная грамотность – это прежде всего культурная норма. Она позволяет эффективно решать те задачи, которые ставит перед человеком жизнь.

В исследовании PISA выделены содержательные области функциональной грамотности, позволяющие наиболее эффективно применять предметные знания и связывать их с разными научными областями, формировать социальные и мыслительные навыки:

– читательская грамотность;
– математическая грамотность;
– естественно-научная грамотность;
– финансовая грамотность;
– глобальные компетенции;
– креативное мышление.

Например, сформированные навыки читательской грамотности (способность понимать и использовать тексты, размышлять о них) позволяют человеку читать, для того чтобы достигать своих целей, расширять возможности, участвовать в социальной жизни. А применение знаний по финансовой грамотности (финансовые термины, финансовые риски) способствует закреплению математических навыков, мотивации, уверенности, которые необходимы для принятия эффективных решений в разнообразных ситуациях и улучшения финансового благополучия человека.

Функциональная грамотность

Перенос из одних й в другие       Социальные навыки областе

Анализ показывает, что под функциональной грамотностью понимают прикладное знание, применение которого возникает по мере необходимости.

Можно обратиться еще к одному определению функциональной грамотности, что это использование приобретенных знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или заданий, он должен логично и системно встраиваться в учебную программу в качестве обязательной составляющей.
Началом этого процесса или его продолжением может стать участие в городском межведомственном проекте «Учебный день в музее», оператором которого является Городской методический центр Департамента образования и науки г. Москвы.

Междисциплинарные уроки, направленные на достижение образовательных результатов, связаны с формированием навыков XXI века. Учебные дни в экспозициях музеев, выставочных залов, парков и заповедников мотивируют школьников к самостоятельной работе и помогают формировать метапредметные навыки. Социокультурное пространство города выступает многофункциональной образовательной площадкой для реализации самых разнообразных задач.

Основой образовательной деятельности в экспозиции музея является самостоятельная работа обучающихся с рабочими листами и практическими кейсами. Коммуникативные навыки формируются из умения ребят ставить вопросы, правильно оценивать объекты и экспонаты, работать в группах. Поэтому экспозиционное пространство на время проведения учебного дня превращается в познавательную площадку практико-ориентированной деятельности с реальными условиями и возможностями формирования функционально грамотной личности.

Например, в расписании учебного дня 10‑го класса в Государственном музее обороны Москвы представлен урок «Экономика СССР в первый период Великой Отечественной войны». Школьникам предстоит научиться ориентироваться в музейной экспозиции, исследовать события и процессы, происходившие на финансово-экономическом фронте Великой Отечественной войны в 1941‑1942 гг., дать им оценку, а также рассмотреть отдельные вопросы экономической теории. Система заданий связана с формированием навыков финансовой грамотности.

Уроки математики в музеях-заповедниках «Коломенское» и «Царицыно» предлагают применить имеющиеся знания в области геометрии и алгебры при работе с историческими зданиями и макетами построек, что помогает формировать математическую грамотность.

Развитие функциональной грамотности требует комплексного подхода, который важно встроить в учебный процесс. На уроке экономики в Музее магистрального транспорта газа «Голубое топливо»: история и перспективы» для 10‑11‑х классов обучающиеся отрабатывают практические навыки финансовой грамотности. Школьники исследуют требования к рациональному использованию газа, составляют рекомендации по выбору материалов для отопления загородного дома.

На уроке-квесте «Математика среди картин Ильи Глазунова» для 10‑го класса обучающихся ждет встреча с творчеством известного русского художника. Применяя математические знания, полученные в школе, они самостоятельно исследуют особенности конструктивных и декоративных элементов здания Галереи Ильи Глазунова.

Пространство города позволяет показать, как учебные дисциплины связаны между собой, как знание одного предмета помогает в изучении других. Важна роль учителя в организации процесса формирования функциональной грамотности обучающихся.

Освоение им способов организации уроков в социокультурном пространстве города, его умение проектировать актуальные задачи на уроках дают обучающимся возможность проявлять и совершенствовать аналитические навыки, читательские компетенции, учиться работать в команде, находить наиболее рациональные решения вопросов.

Светлана КАРПИНЧИК, методист ГМЦ ДОНМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте