search
main
0

Навыки взрослых. Компетенции как универсальный фундамент

Один из афоризмов Альберта Эйнштейна гласит: «Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили». Обучение занимает до 15 лет жизни среднего российского гражданина. Но проходит 5‑10 лет, и почти все выученные наизусть стихотворения забыты, законы Ньютона или правила Кирхгофа едва всплывают в памяти, а исторические события часто оказываются не в той последовательности, в которой имели место в реальности. Может, сохраняется профессия? Увы! Технологии современной жизни так быстро меняются, что человеку приходится постоянно приобретать новые профессиональные навыки.

Какие же компетенции, приобретаемые в молодости, сохраняются у взрослого человека и являются базовыми, обеспечивающими нашу способность адаптироваться в любых жизненных ситуациях и к любой профессиональной деятельности?Принято считать, что это грамотность чтения – способность работать с текстами (не путать с правописанием) и математическая грамотность – способность работать с информацией математического характера.Грамотность чтения определяется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как способность понимать, оценивать, использовать и передавать другим информацию в печатных текстах для достижения своих личных и профессиональных целей, а также для того, чтобы развивать свой интеллектуальный потенциал и приобретать новые знания. Математическая грамотность определяется как способность понимать, оценивать, адекватно передавать другим людям и использовать математические идеи и информацию математического характера для того, чтобы справляться со множеством проблем современной жизни, которые требуют решений с помощью логических и математических методов.Эти компетенции – универсальный фундамент, на котором современный человек строит свой профессионализм и может наращивать свои знания в дальнейшем.Когда была начата оценка ключевых компетенций взрослых?Попытки оценить ключевые компетенции грамотности взрослых начали предприниматься еще в конце 1970‑х гг. в США. Первым таким исследованием стало Национальное исследование грамотности взрослых (National Adult Literacy Survey, NALS) в 1992 году. Тест оценивал способности работы с текстами и с информацией математического характера. Первая область была разделена на два отдельных раздела – работа с текстами общего характера и работа с документами. В рамках раздела, оценивающего работу с информацией математического характера, предлагалось произвести простые вычисления, связанные с контекстом повседневной жизни, – рассчитать размер скидки в магазине и т. д.Анализ результатов NALS показал, что значительная доля участников исследования не может понять смысл простого текста и произвести простые вычисления. Низкий уровень владения ключевыми компетенциями оказался связан не только с уровнем исходного образования, но и с выполнением неквалифицированной работы, отсутствием постоянной занятости.Первым международным исследованием ключевых компетенций взрослых стало Международное исследование грамотности взрослых (International Adult Literacy Assessment, IALS), состоявшееся в 1994 году. В IALS приняли участие 8 стран: Германия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Польша, США, Швеция и Швейцария. Оказалось, что низкий уровень грамотности у целого ряда слоев населения – проблема всех развитых стран, принимавших участие в исследовании. Выяснилось, что от 20 до 30% участников проекта владеют ключевыми компетенциями на низком уровне.Еще одна ключевая компетенция – умение решать задачиК началу 2000‑х гг. в научном сообществе укрепилось мнение, что компетенции работы с текстами и цифрами не могут объяснить, как человек функционирует в профессиональной сфере. Новые исследования ключевых компетенций были дополнены новым разделом – решением задач.Эта компетенция отражает способность человека к планированию, рассуждению и аналитическому мышлению для достижения своих целей, когда их невозможно достичь с помощью известных рутинных процедур. Решение задачи требует преодоления какого-либо препятствия для достижения цели. Задания, направленные на оценку данной ключевой компетенции, включали рассмотрение определенной ситуации и ее решение. К примеру, человеку предлагали найти работу в незнакомом городе.Новое исследование ключевых компетенций взрослых прошло в 2004‑2006 гг. Проект назывался «Исследование грамотности и жизненных компетенций взрослых» (Adult Literacy and Lifeskills Survey, ALL). В нем участвовали Австралия, Канада, Новая Зеландия и США. Наиболее высокие результаты были получены участниками из Новой Зеландии и Австралии, а самые низкие – из США, где было выявлено самое большое количество лиц с низким уровнем владения всеми компетенциями, выделенными в качестве ключевых.Современная оценка ключевых компетенций взрослыхПосле международных исследований IALS и ALL по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития было проведено новое исследование ключевых компетенций взрослого населения – «Программа оценки ключевых компетенций взрослых» (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC). В нем участвовали более 30 стран, в том числе Россия. Количество участников PIAAC превысило 200 тысяч человек. PIAAC – первое крупное исследование в сфере образования, которое было проведено преимущественно в компьютерной форме.В рамках PIAAC изучались три ключевые компетенции: грамотность чтения; математическая грамотность и решение задач в технологически насыщенной среде – то есть способность аналитически мыслить и достигать своих целей, используя для этого современные цифровые технологии.Предыдущие исследования оценивали способность человека решать задачи, предлагая ему ряд проблем различной сложности. Авторы PIAAC считают, что цифровые технологии влияют на то, как люди работают с информацией. Например, предшествующие исследования показали, что у ряда обширных социальных групп именно с этим есть большие проблемы (например, у пожилых людей).Основные результаты PIAAC для мира и РоссииСамые высокие результаты математической грамотности и чтения показали Япония и Финляндия. Кроме того, высокие результаты у Дании, Нидерландов, Норвегии, Швеции. Средние результаты – у Германии, Австрии, Польши, Канады, Австралии. Низкие результаты показали Италия, Испания. У США результаты несколько ниже среднего и ниже средних по России.Наша страна впервые приняла участие в исследовании ключевых компетенций взрослых. С точки зрения работы с текстами и математической информацией наша страна продемонстрировала средние по ОЭСР результаты. Российские участники исследования оказались на том же уровне, что участники из таких стран, как Австрия, Германия, Чехия.По математической грамотности россияне показали средние по ОЭСР результаты и самый низкий уровень их вариации: в нашей стране владение математикой среднее и различия между разными группами людей (образованные и необразованные) рекордно невелики.Единственная компетенция, которой российские участники владеют хуже, чем в среднем по ОЭСР, – это решение задач в технологически насыщенной среде. У нас оказалась высока доля граждан, отказавшихся от участия в компьютерном исследовании или не сумевших продемонстрировать достаточно высокий уровень владения ИКТ, чтобы интервьюер позволил им проходить тест с помощью ноутбука. Заметная часть граждан продемонстрировала низкий уровень владения компетенцией решения задач в технологически насыщенной среде.ESO делает оценку компетенций по методологии PIAAC доступнымПроектом ОЭСР, призванным сделать тестирование PIAAC доступным каждому, стала разработка нового инструмента – Education & Skills Online (ESO). Данный исследовательский инструментарий был разработан экспертами ОЭСР в той же идеологии, что и PIAAC, однако с некоторыми отличиями.Новое исследование проходит онлайн. Участники получают идентификационный номер и ссылку на тестирование. Данный способ имеет как достоинства, так и недостатки. К числу достоинств относится то, что он менее затратный, так как не предполагает присутствия интервьюера. Однако целевая аудитория ESO сдвинута в сторону лиц более молодого возраста, с более высоким уровнем владения компьютером.ESO предполагает два теста. Первый оценивает способность человека работать с текстами, а второй – способности работать с информацией математического характера. В оба тестирования включены задания, оценивающие также способность решать задачи в технологически насыщенной среде. Задания на решение задач в технологически насыщенной среде предполагали также способность работать с текстами на не самом низком уровне.Российская Федерация апробировала процедуру исследования ESOСейчас инструментарий ESO проходит апробацию. Россия вошла в число стран, проводивших апробационное исследование. В число стран-участниц также вошли Словакия, Чехия, Чили и Эстония. В рамках исследования требовалось опросить 1200 человек 16‑65 лет, из них 800 работающих и 400 безработных, причем половина должна была быть мужчинами, а половина – женщинами.В ОЭСР составили для каждой страны квотную выборку, включавшую лиц разного возраста и с разным уровнем образования.Участников привлекали через вузы, центры занятости населения, предприятия, а также социальные сети. Процедура привлечения участников через различные каналы показала, что легче всего в онлайн-опросах соглашаются принять участие лица молодого возраста, с высшим образованием. У лиц старшего возраста возникали проблемы как с владением компьютером, так и мотивацией прохождения тестирования онлайн. Труднее всего оказалось рекрутировать лиц со средним общим образованием в возрасте 46 и более лет, как работающих, так и безработных.Какова позиция работодателей?Человеческий капитал – важный фактор эффективности бизнес-процессов. Опросы работодателей, проводимые Всемирным банком, показывают, что на рынке труда в России наблюдается дефицит ключевых компетенций. Так, российские работодатели указали на важность наличия у будущего персонала следующих навыков: способность решать задачи, способность работать в команде, способность работать самостоятельно, профессиональные навыки.Востребованная компетенция у работодателей – «решение нестандартных задач», особенно среди компаний инновационного сектора. Данные результаты тесно связаны с результатами исследования PIAAC. Этой компетенцией россияне владеют хуже, чем граждане многих стран ОЭСР. Причем в дефиците средний уровень владения, который чаще всего встречается у специалистов.Как развивать ключевые навыки?Развитие ключевых компетенций возможно средствами дополнительного профессионального образования, а также через обучение на рабочем месте, наставничество и самообразование. Участие в образовании на протяжении всей жизни позволит выработать человеку навык активного умения разрешать задачи, которые предъявляет современная цифровая и технологическая среда. Особую эффективность показывает формирование на предприятии корпоративных систем менеджмента качества, обучение бережливому производству. Исследование PIAAC, выполненное на основе анкетных данных респондентов, показало, что Россия существенно отстает по охвату дополнительным профессиональным образованием как от стран ОЭСР, так и ЕС (см. диаграмму).Пример задания из тестов PIAAC и ESO, сочетающий математическую грамотность и умение решать задачи (проверить себя можно будет в конце статьи).Этот кухонный пол собираются выложить плиткой. На рисунке вы видите эскиз плиток, которые будут использованы. Сколько потребуется плиток, чтобы покрыть кухонный пол?Правильный ответ на задание PIAAC/ESO – 198 плиток.​Илья КОРШУНОВ, руководитель проекта PIAAC в России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте